Дело № 12-891/10
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Сыктывкарского городского суда Республики Коми Попова Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 15 сентября 2010 года жалобу ШЕРЕМЕТА А.И. на постановление мирового судьи Куратовского судебного участка г. Сыктывкара Республики Коми от 12 августа 2010 года,
у с т а н о в и л:
Постановлением мирового судьи Куратовского судебного участка г. Сыктывкара Республики Коми от 12 августа 2010 года Шеремет А.И., являющийся руководителем Службы Республики Коми по тарифам признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.20.7 КоАП РФ, по факту выявленных нарушений правил гражданской обороны, ему назначено административное наказание в виде наложения административного штрафа в размере 500 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Шеремет А.И. обратился в Сыктывкарский городской суд с жалобой, в которой просит указанное постановление отменить, не оспаривая виновности, полагает, что нарушение является малозначительным, возможно ограничиться устным замечанием.
Шеремет А.И. участия в суде не принял.
Его представитель Апраксин А.В. доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель Главного управления министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по РК Демченко Е.И. с доводами жалобы не согласился.
Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статья 20.7 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение правил эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны либо правил использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны.
Согласно протоколу об административном правонарушении , составленному 21 июля 2010 года должностным лицом УГПН - 21 июля 2010 года при проведении плановой проверки в отношении Службы Республики Коми по тарифам, расположенной по адресу: г.Сыктывкар, ул.Ленина, д.73, установлено, что в учреждении не разработан план (инструкция) по гражданской обороне; сотрудники учреждения не обеспечены в полном объеме средствами индивидуальной защиты органов дыхания (противогазами); не спланирован в полном объеме план мероприятия по эвакуации.
Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определяются общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно ст.1 указанного Федерального закона под предупреждением чрезвычайных ситуаций понимается комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения. Ликвидация чрезвычайных ситуаций – это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
В соответствии со ст.4 указанного Федерального закона предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации входят в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Основными задачи единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются: разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах; осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях; обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях, в том числе организация разъяснительной и профилактической работы среди населения в целях предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций на водных объектах; организация своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях в местах массового пребывания людей; прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций; создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; ликвидация чрезвычайных ситуаций; осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций; реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации; международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах.
Принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также иные вопросы функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определяются законодательством Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации.
Согласно ст.11 указанного Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации:
а) принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера; б) осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в указанных ситуациях; в) принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера и обеспечивают их проведение; г) осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера; д) организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, а также поддерживают общественный порядок в ходе их проведения; при недостаточности собственных сил и средств обращаются к Правительству Российской Федерации за оказанием помощи; е) осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; ж) создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера; з) содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера; к) содействуют федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в предоставлении участков для установки и (или) в установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, а также в предоставлении имеющихся технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, выделении эфирного времени в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях и подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
Органы местного самоуправления самостоятельно: а) осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях; б) принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение; в) осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций; г) осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; д) создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; е) организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации; ж) содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях; з) создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Согласно п.8 Постановления Правительства № 547 от 04 сентября 2003 года «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», командно-штабные учения продолжительностью до 3 суток проводятся в федеральных органах исполнительной власти и в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации 1 раз в 2 года, в органах местного самоуправления - 1 раз в 3 года. Командно-штабные учения или штабные тренировки в организациях проводятся 1 раз в год продолжительностью до 1 суток. К проведению командно-штабных учений в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления могут в установленном порядке привлекаться оперативные группы военных округов, гарнизонов, соединений и воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации и органов внутренних дел Российской Федерации, а также по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления - силы и средства единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с Приказом МЧС России № 993 от 21 декабря 2005 года, установлены общие требования к организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты. Согласно п.4 Приказа обеспечение населения средствами индивидуальной защиты осуществляется: федеральными органами исполнительной власти - работников этих органов и бюджетных организаций, находящихся в их ведении; органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - работников этих органов и бюджетных организаций, находящихся в их ведении, а также детей дошкольного возраста, обучающихся и неработающее население, проживающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; органами местного самоуправления - работников этих органов и созданных ими муниципальных предприятий и учреждений; организациями - работников этих организаций и подведомственных им объектов производственного и социального назначения.
Факт совершения Шереметом А.И., являющимся руководителем Службы Республики Коми по тарифам административного правонарушения, предусмотренного ст.20.7 КоАП РФ не оспаривается его представителем, подтверждается письменными материалами дела: протоколом об административном правонарушении от 21 июля 2010 года, актом проверки от 21 июля 2010 года, согласно которому Управлением государственного пожарного надзора Северо-Западного регионального центра МЧС России 21 июля 2010 года была проведена проверка в соответствии с распоряжением руководителя органа государственного надзора. В ходе проверки были выявлены нарушения обязательных требований в области гражданской обороны, а именно:
- в нарушение ст.8 ч.1 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ, п.5 Постановления Правительства РФ № 804 от 26 ноября 2007 года не разработан план (инструкция) гражданской обороны;
- нарушение ст.8 ч.1 ФЗ-28 от 12 февраля 1998 года, п.9 Постановления Правительства РФ № 804 от 26 ноября 2007 года не спланированы мероприятия по эвакуации;
- в нарушение п.2, п.4 Приказа МЧС РФ № 993 от 21 декабря 2005 года сотрудник (работники) не обеспечены в полном объеме средствами индивидуальной защиты органов дыхания (противогазами).
Руководитель учреждения Шеремет А.И. был ознакомлен с актом проверки, о чем лично поставил подпись в указанном акте, возражений не высказал.
По итогам проверки руководителю Службы Республики Коми по тарифам Шеремету А.И. Управлением государственного пожарного надзора Северо-Западного регионального центра МЧС России было выдано предписание с обязанием устранить выявленные нарушения.
В соответствии с ФЗ-28 от 12 февраля 1998 года «О гражданской обороне» выполнение мероприятий, по устранению допущенных нарушений требований по гражданской обороне являются обязательными для руководителей организаций, должностных лиц, юридических лиц и граждан, на которых возложена в соответствии с законодательством РФ обязанность по устранению нарушений требований в области гражданской обороны.
Согласно Постановлению Главы Республики Коми № 82-р от 08 февраля 2010 года на основании п.12 ст.84 Конституции РК, п.18 ст.7 Закона РК «О должностных лицах и органах исполнительной власти в Республике Коми» Шеремет А.И. с 09 февраля 2010 года назначен на должность руководителя Службы РК по тарифам.
Таким образом, мировым судьей правомерно привлечено к ответственности должностное лицо за неисполнение возложенных на него обязанностей.
Довод представителя заявителя Апраксина А.В. о том, что на момент выдачи предписания и рассмотрения дела мировым судьей, был выполнен ряд мероприятий по устранению допущенных нарушений, а именно, разработан план учреждения по гражданской обороне, до рассмотрения дела судом первой инстанции приобретена часть противогазов, проведены учебные мероприятия по вопросам гражданской обороны, равно как и отсутствие финансирования на приобретение средств индивидуальной защиты, не является основанием для освобождения Шеремета А.И. от административной ответственности, однако может быть принято во внимание при назначении наказания, в рассматриваемом случае, Шеремету А.И. назначено минимальное наказание, предусмотренное санкцией статьи.
На момент проверки выявленные нарушения имелись, соответственно в бездействии Шеремета А.И. усматривается состав административного правонарушения, кроме того, бездействием руководителя создана угроза безопасности жизни и здоровья людей, что не является малозначительным.
Оснований, предусмотренных ст.2.9 КоАП РФ и 24.5 КоАП РФ и влекущих прекращение производства по делу при рассмотрении жалобы не установлено, в данном случае в результате бездействия руководителя учреждения мог быть нанесен ущерб отношениям в области обеспечения общественного порядка и общественной безопасности граждан, а именно, работников учреждения, несмотря на отсутствие наступления материальных последствий от правонарушения.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи Куратовского судебного участка г.Сыктывкара Республики Коми от 12 августа 2010 года о привлечении Шеремета А.И. к административной ответственности по ст.20.7 КоАП РФ является законным и обоснованным, оснований для отмены постановления не имеется.
Руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья
р е ш и л:
Постановление мирового судьи Куратовского судебного участка г.Сыктывкара Республики Коми о привлечении Шеремета А.И. к административной ответственности по ст.20.7 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу Шеремета А.И. - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу с момента вынесения.
Судья Т.А.Попова