Жалоба на постановление зам.руководителя МРУ Росфинмониторинга по СЗФО,ст.15.27



Дело № 12-782/2010

Р Е Ш Е Н И Е

21 декабря 2010 года г.Сыктывкар

Судья Сыктывкарского городского суда Республики Коми Олейник И.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу

ТОКАРЕВА О.В.,

на постановление заместителя руководителя МРУ Росфинмониторинга по СЗФО, которым Токарев О.В. как должностное лицо привлечен к административной ответственности по ст.15.27 КоАП РФ,

установил:

Постановлением заместителя руководителя МРУ Росфинмониторинга по СЗФО от 06.04.2010 г. должностное лицо Токарев О.В. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.15.27 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере ... руб.

Не согласившись с указанным постановлением, Токарев О.В. обратился в суд с жалобой, в которой просил постановление отменить, указывая, что по состоянию на 11.01.2010 г. ООО «...» лизинговую деятельность не осуществляло и не являлось лизинговой компанией.

В судебное заседание Токарев О.В. не явился, его представитель поддержал доводы жалобы.

Заслушав участника процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Из постановления заместителя руководителя МРУ Росфинмониторинга по СЗФО от 06.04.2010 г. следует, что 11.01.2010 г. ООО «...», являясь лизинговой компанией, допустило неисполнение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации внутреннего контроля, что квалифицировано административным органом как совершение правонарушения, предусмотренного ст.15.27 КоАП РФ.

Решением заместителя руководителя Федеральной службы по финансовому мониторингу от 04.06.2010 г. указанное постановление оставлено без изменения, а жалоба Токарева О.В. – без удовлетворения.

В соответствии со ст.15.27 КоАП РФ неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Согласно ст.3 Федерального закона от 07.08.2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» под внутренним контролем понимается деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

Организация внутреннего контроля является обязанностью только организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом (ст.7).

Перечень организаций, которые в целях указанного Закона относятся к организациям, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, установлен в ст.5 этого Закона. В частности, к таким организациям отнесены лизинговые компании.

В соответствии со ст.5 Федерального закона от 29.10.1998 г. №164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» под лизинговыми компаниями (фирмами) понимаются коммерческие организации, выполняющие в соответствии с законодательством Российской Федерации и со своими учредительными документами функции лизингодателей.

Следовательно, обязательным условием отнесения организации к лизинговой компании является выполнение ею функций лизингодателя не только в соответствии с законодательством, но и со своими учредительными документами.

Согласно ст.12 Федерального закона от 08.02.1998 г. №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» изменения, внесенные в устав общества, подлежат государственной регистрации. Изменения, внесенные в устав общества, приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации.

Уставом ООО «...», редакция которого в установленном порядке зарегистрирована 09.12.2009 г., не было предусмотрено осуществление ООО «...» функций лизингодателя.

Указание в уставе возможности осуществления обществом иных видов деятельности, не противоречащих действующему законодательству и не запрещенных федеральными законами, не свидетельствует о том, что по состоянию на 11.01.2010 г. /время совершения правонарушения согласно протоколу об административном правонарушении/ ООО «...» являлось лизинговой компанией.

Из положений ст.ст.2-5 Федерального закона «О финансовой аренде (лизинге)» следует, что любое лицо (физическое или юридическое) может являться лизингодателем, но не каждый лизингодатель является лизинговой компанией, поскольку таковой является только коммерческая организация, выполняющая в соответствии с законодательством Российской Федерации и со своими учредительными документами функции лизингодателя.

Законодательное определение понятия лизинговой компании связано, в том числе, и с тем, что в соответствии со ст.36 Федерального закона «О финансовой аренде (лизинге)» меры государственной поддержки лизинговой деятельности оказываются только лизинговым компаниям, а не любым лизингодателям.

Поскольку по состоянию на 11.01.2010 г. учредительные документы ООО «...» не содержали указания на осуществление функций лизингодателя, то общество не являлось лизинговой компанией.

Оспариваемое постановление вынесено административным органом на основании протокола об административном правонарушении от 17.03.2010 г., составленном в отношении должностного лица Токарева О.В.

Частью 2 ст.28.2 КоАП РФ предусмотрено, что в протоколе об административном правонарушении должны быть указаны место, время совершения и событие административного правонарушения.

В пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.

В протоколе об административном правонарушении от 17.03.2010 г. время совершения директором ООО «...» Токаревым О.В. правонарушения определено административным органом 11.01.2010 г. Совершение правонарушения, предусмотренного ст.15.27 КоАП РФ, в какое-либо иное время в вину Токареву О.В. не ставится.

По убеждению суда, оснований для привлечения должностного лица ООО «...» к административной ответственности за совершение 11.01.2010 г. правонарушения, предусмотренного ст.15.27 КоАП РФ, выразившегося в неисполнении законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступленным путем, и финансированию терроризма в части организации внутреннего контроля, у административного органа не имелось, поскольку в деле отсутствуют доказательства того, что по состоянию на 11.01.2010 г. ООО «...» являлось лизинговой компанией.

В соответствии со ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина; неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

На основании ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Таким образом, жалоба Токарева О.В. подлежит удовлетворению с прекращением производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения (п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ).

Руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Удовлетворить жалобу Токарева О.В.

Отменить постановление заместителя руководителя МРУ Росфинмониторинга по СЗФО от 06.04.2010 г. о привлечении должностного лица ООО «...» Токарева О.В. к административной ответственности по ст.15.27 КоАП РФ, прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья И.И.Олейник