Дело № 12-71/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Сыктывкарского городского суда Республики Коми Смолева И.В., рассмотрев в г. Сыктывкаре 18 января 2011 года жалобу Щурова Н.А. на постановление мирового судьи Краснозатонского судебного участка г. Сыктывкара Республики Коми от 23 ноября 2010 года, которым Щуров Н.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами сроком на 1 (один) год 6 (шесть) месяцев,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением мирового судьи Краснозатонского судебного участка г. Сыктывкара Республики Коми от 23 ноября 2010 года Щуров Н.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами сроком на 1 год 6 месяцев.
Не согласившись с указанным постановлением, Щуров Н.А. обратился в Сыктывкарский городской суд Республики Коми с жалобой, в которой просит указанное постановление отменить.
При рассмотрении жалобы Щуров Н.А. и его представитель Тимушев П.А. поддержали её доводы в полном объёме.
Заслушав объяснения лица, привлекаемого к административной ответственности, исследовав письменные материалы дела, допросив свидетеля, судья приходит к следующему.
Согласно протоколу об административном правонарушении, водитель Щуров Н.А. в нарушение п. 2.7 Правил дорожного движения РФ управлял 15 октября 2010 года в 18 часов 50 минут около дома №... по ул. ... г. Сыктывкара автомобилем, находясь в состоянии алкогольного опьянения.
Часть 1 ст. 12.8 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения.
В силу ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения; 4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; 5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона (ст. 26.2 КоАП РФ).
Согласно ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Отсутствие данных, прямо перечисленных в ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, является существенным недостатком протокола об административном правонарушении.
Одним из доводов Щурова Н.А. является то, что в протоколе об административном правонарушении от 15 октября 2010 года неверно указано место совершения вменяемого ему в вину административного правонарушения – вместо дома №... по ул. ... г. Сыктывкара указан дом №... по ул. ... г. Сыктывкара, которого не существует.
Согласно выкопировке из карты г. Сыктывкара, ул. ... расположена в пос. .... Нумерация домов, расположенных по указанной улице, завершается домом №.... Дом №... отсутствует.
Из изложенного следует, что место совершения Щуровым Н.А. административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ, не установлено, что указывает на недоказанность события административного правонарушения.
Также в протоколе об административном правонарушении допущено исправление времени его составления, не заверенное надлежащим образом должностным лицом, его составившим.
В силу п. 2.7. Правил дорожного движения РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090, водителю запрещается управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения.
В соответствии с ч. 1 ст. 27.12 КоАП РФ лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, подлежит освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения в соответствии с ч. 6 данной статьи.
В силу ч. 6 ст. 27.12 КоАП РФ освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и оформление его результатов, направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинское освидетельствование на состояние опьянения и оформление его результатов осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 3 Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 26 июня 2008 года № 475, достаточными основаниями полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения, является наличие одного или нескольких следующих признаков: а) запах алкоголя изо рта; б) неустойчивость позы; в) нарушение речи; г) резкое изменение окраски кожных покровов лица; д) поведение, не соответствующее обстановке.
Как следует из содержания протокола, Щуров Н.А. 15 октября 2010 года в 18 часов 50 минут отстранен от управления автомобилем. Основанием для отстранения от управления транспортным средством в протоколе указан запах алкоголя изо рта.
На основании протокола, составленного инспектором ОБ ДПС ГИБДД УВД по г. Сыктывкару А., Щуров Н.А. 15 октября 2010 года в 20 часов 02 минуты был направлен на медицинское освидетельствование на состояние опьянения в связи с отказом от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. В указанном протоколе в качестве признаков опьянения указаны следующие: - запах алкоголя изо рта; - неустойчивость позы; - нарушение речи.
В соответствии с подп. «а» п. 10 Правил освидетельствования направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения водитель транспортного средства подлежит при отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.
Направление водителя транспортного средства на медицинское освидетельствование на состояние опьянения в медицинские организации осуществляется должностным лицом, которому предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида, а в отношении водителя транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, войск гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти - также должностным лицом военной автомобильной инспекции в присутствии 2 понятых (п. 11 Правил освидетельствования).
В ходе рассмотрения жалобы был допрошен в качестве свидетеля С., присутствовавший при направлении Щурова Н.А. на медицинское освидетельствование. С. показал, что в середине ноября, точную дату он не помнит, его остановили в вечернее время сотрудники милиции. Сказали, что есть подозрение, что водитель находится в состоянии алкогольного опьянения. При нём водителя попросили дать письменное согласие на медицинское освидетельствование на состояние опьянения в медицинском учреждении. О согласии на освидетельствование при нем водителя не спрашивали. Он расписался в протоколе за то, что подтвердил факт согласия водителя с медицинским освидетельствованием.
Из анализа показаний свидетеля С. следует, что Щурову Н.А. сотрудниками ГИБДД УВД по г. Сыктывкару не предлагалось пройти освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, что свидетельствует о нарушении ими при направлении Щурова Н.А. на медицинское освидетельствование на состояние опьянения Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов, поскольку указанные Правила предусматривают в качестве обязательного основания направления лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения в медицинском учреждении отказ такого лица от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.
Соответственно, не может быть признан законным акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, поскольку указанный акт получен с нарушением закона.
В качестве второго понятого в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование указан Ф., который, согласно справке УФМС России по РК, зарегистрированным в Республике Коми не значится.
В протоколе об отстранении от управления транспортным средством понятым указан Ф.. Неверное указание понятого в протоколе свидетельствует о том, что не может являться допустимым доказательством по делу.
На основании ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном данным Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к данной статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Установленные судом обстоятельства свидетельствуют о наличии неустранимых сомнений в виновности Щурова Н.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ, ввиду чего постановление о привлечении его к административной ответственности не может быть признано законным, подлежит отмене, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к ответственности и недоказанностью обстоятельств, на которых было вынесено постановление.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Отменить постановление мирового судьи Краснозатонского судебного участка г. Сыктывкара Республики Коми от 23 ноября 2010 года, которым Щуров Н.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами сроком на 1 (один) год 6 (шесть) месяцев.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Щурова Н.А., прекратить.
Изъятое водительское удостоверение возвратить Щурову Н.А..
Судья И.В. Смолева