Дело № 12-627/2011 РЕШЕНИЕ 18 июля 2011 года г. Сыктывкар Судья Сыктывкарского городского суда Республики Коми Смирнов А.Г., рассмотрев жалобу Князева Н.А. на постановление должностного лица отдела надзорной деятельности г. Сыктывкара УНД ГУ МЧС России по РК от 19 мая 2011 года по делу об административном правонарушении в отношении него по ст. 20.4 ч. 1 КоАП РФ, УСТАНОВИЛ: Постановлением должностного лица отдела надзорной деятельности г. Сыктывкара УНД ГУ МЧС России по РК от 19 мая 2011 года Князев Н.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 20.4 ч. 1 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере ... рублей. Не согласившись с указанным постановлением, Князев Н.А. обратился в Сыктывкарский городской суд РК с жалобой, в которой просит указанное постановление отменить. При рассмотрении жалобы Князев Н.А. участия не принял, извещен по известному суду адресу. Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно протокола об административном правонарушении от 13 мая 2011 года Князев Н.А. совершил административное правонарушение, предусмотренное ст. 20.4 ч. 1 КоАП РФ, при следующих обстоятельствах: 13 мая 2011 года в 10 час. 00 мин. по адресу: г. Сыктывкар, ул. ..., д. ..., в помещениях МБУЗ «...» нарушил требования п. 3 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации»; п. 6.25* СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», п. 1.82 СНиП 2.08.02-89* «Общественные зджания и сооружения», п. 5.13 ГОСТ Р 51844-2009 «Техника пожарная. Шкафы пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний», а именно, - не оборудовал выход на чердак противопожарной дверью 2-го типа размером 0,75х1,5 м, - не разместил на дверях чердачных помещений информацию о месте хранения ключей, - на путях эвакуации (общие коридоры 7-го этажа) допустил использование материалов (линолеум) с более высокой пожарной опасностью, чем В2, РП2, Д3, Т2, - не оборудовал вентиляционную камеру на 1-м этаже дверью с пределом огнестойкости не менее 0.6 часа, -пожарные шкафы не выполнил из негорючих материалов. Согласно Федеральному закону от 21 декабря 1994г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; под противопожарным режимом подразумеваются требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности. Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды установлены Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденными Приказом МЧС России от 18.06.2003 года № 313. В силу п. 10 указанных Правил собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору. Неисполнение, ненадлежащее исполнение указанных Правил гражданами, должностными лицами, юридическими лицами квалифицируется по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Согласно ч. 1 ст. 38 указанного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции. Таким образом, за нарушение требований пожарной безопасности могут быть привлечены как ответственные должностные лица организации, так и руководитель организации. В соответствии с п. 4. ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации», руководители организации и индивидуальные предприниматели на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений. Согласно п. 8 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации», руководители организаций или индивидуальные предприниматели имеют право назначать лиц, которые по занимаемой должности или по характеру выполняемых работ в силу действующих нормативных правовых актов и иных актов должны выполнять соответствующие правила пожарной безопасности либо обеспечивать их соблюдение на определенных участках работ. В соответствии с приказом Князев Н.А. назначен на должность ... МБУЗ «...». Возложение на иных должностных лиц, в частности, ... Ю.П. и ... по ГО и ЧС Л.Г., обязанности по соблюдению норм пожарной безопасности, не освобождает Князева Н.А. от ответственности как руководителя учреждения по соблюдению норм пожарной безопасности. В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при проведении проверки обязаны, в т.ч. осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок. Данная норма нашла свое отражение п. 3.9.16. Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по лицензированию деятельности в области пожарной безопасности. В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя. К грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных: 1) частями 2, 3 (в части отсутствия оснований проведения плановой проверки), частью 12 статьи 9 и частью 16 (в части срока уведомления о проведении проверки) статьи 10 настоящего Федерального закона; 1.1) пунктом 7 статьи 2 настоящего Федерального закона (в части привлечения к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке граждан и организаций); 2) пунктом 2 части 2, частью 3 (в части оснований проведения внеплановой выездной проверки), частью 5 (в части согласования с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя) статьи 10 настоящего Федерального закона; 3) частью 2 статьи 13 настоящего Федерального закона (в части нарушения сроков и времени проведения плановых выездных проверок в отношении субъектов малого предпринимательства); 4) частью 1 статьи 14 настоящего Федерального закона (в части проведения проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля); 5) пунктом 3 (в части требования документов, не относящихся к предмету проверки), пунктом 6 (в части превышения установленных сроков проведения проверок) статьи 15 настоящего Федерального закона; 6) частью 4 статьи 16 настоящего Федерального закона (в части непредставления акта проверки); 7) частью 3 статьи 9 настоящего Федерального закона (в части проведения плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок); 8) частью 3 статьи 12 настоящего Федерального закона (в части участия в проведении проверок экспертов, экспертных организаций, состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводятся проверки). Таким образом, неполнота записи должностного лица административного органа в журнале учета проверок МБУЗ «...» не является грубым нарушением и не влечет признание результата проверки требований пожарной безопасности МБУЗ «...» полученного с нарушением требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (п. 1 ст. 2.1 КоАП РФ). На основании ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Таким образом, судья приходит к выводу о наличии в действиях Князева Н.А. признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ. При таких обстоятельствах постановление должностного лица от 19.05.2011 года о привлечении Князева Н.А. к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ является законным и обоснованным, оснований для отмены постановления не имеется. Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд РЕШИЛ: Постановление должностного лица Отдела надзорной деятельности УНД ГУ МЧС России по Республике Коми от 19 мая 2011 года о привлечении Князева Н.А. к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу Князева Н.А. – без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней с момента получения его копии в Верховный суд Республики Коми. Судья