установление должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа не предусмотренных законодательством о размещении заказов на поставки товаров



Дело № 12-810/11

Р Е Ш Е Н И Е

Г.Сыктывкар 06 сентября 2011 года

Судья Сыктывкарского суда Петрова Е.Е., рассмотрев жалобу Корнилова А.Г. на постановление исполняющей обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),

У с т а н о в и л а :

Постановлением исполняющей обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми Корнилов А.Г. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.7.30 КоАП РФ, и ему было назначено наказание в виде административного штрафа в размере ... руб.

Не согласившись с указанным постановлением, Корнилов А.Г. обратился в Сыктывкарский суд с жалобой.

В ходе рассмотрения жалобы представитель Корнилова А.Г. её доводы поддержал.

Представитель УФАС по РК с жалобой не согласилась.

Выслушав доводы представителей, прихожу к следующему.

Согласно оспариваемому постановлению, в Коми УФАС России поступили обращения Сыктывкарской таможни о согласовании возможности заключения государственных контрактов на выполнение работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту систем охранной, пожарной сигнализации и оповещения о пожаре для Сыктывкарской таможни в 2011 году (6 лотов) по лотам № ... и № ... в соответствии с ч. 1 ст. 40, ч. 7 ст. 41.1 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005 № 94-ФЗ (далее - Закон о размещении заказов) с единственным поставщиком -, филиалом Федерального государственного унитарного предприятия «...» Министерства внутренних дел Российской Федерации по Республике Коми (далее - филиал ФГУП «...» МВД РФ по республике Коми).

В ч. 1 ст. 55 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о размещении заказов) под размещением заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) понимается способ размещения заказа, при котором заказчик предлагает заключить государственный или муниципальный контракт, а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 настоящей статьи, государственный или муниципальный контракт либо иной гражданско-правовой договор только одному поставщику (исполнителю, подрядчику). |

В соответствии с ч. 21 ст. 41.8 Закона о размещении заказов в случае, если по окончании срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме подана только одна заявка или не подана ни одна заявка открытый аукцион в электронной форме признается несостоявшимся.

Согласно ч. 7 ст. 41.1 Закона о размещении заказов в случае, если открытый аукцион в электронной форме признан несостоявшимся и государственный или муниципальный контракт не заключен с участником размещения заказа, который подал единственную заявку на участие в открытом аукционе в электронной форме или который признан единственным участником открытого аукциона (при наличии таких участников), применяются процедуры, предусмотренные частями 1 и 2 статьи 40 настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 1 ст. 40 Закона о размещении заказов в случаях, если аукцион признан несостоявшимся и государственный или муниципальный контракт не заключен с единственным участником аукциона, участвующим в аукционе, или участником размещения заказа, который подал единственную заявку на участие в аукционе либо который признан единственным участником аукциона (при наличии таких участников), заказчик, уполномоченный орган вправе объявить о проведении повторного аукциона либо направить документы о проведении аукциона и признании его несостоявшимся в уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти (при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд), орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъекта Российской Федерации или для нужд муниципального образования). По согласованию с указанным органом заказчик может принять решение о размещении заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). При этом государственный или муниципальный контракт должен быть заключен на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, цена такого контракта не должна превышать начальную (максимальную) цену контракта (цену лота), указанную в извещении о ?3 проведении открытого аукциона. В случае, если аукцион признан не состоявшимся в соответствии с частью 2 статьи 38 настоящего Федерального закона и контракт заключается с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), такой контракт должен быть заключен на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, и цена такого контракта не должна превышать наиболее низкую цену контракта, предложенную при проведении аукциона. Порядок согласования возможности заключения государственного или муниципального контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов. При этом срок указанного согласования должен быть не более чем десять рабочих дней со дня поступления обращения о согласовании возможности заключения государственного или муниципального контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком).

Сыктывкарская таможня разместила 22.04.2011 на электронной торговой площадке ... извещение №... «О проведении открытого аукциона в электронной форме работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту систем охранной, пожарной сигнализации и оповещения о пожаре на объекте Сыктывкарской таможни по адресу: Республика Коми, г. ..., ул. ..., д. ..., согласно проекту государственного контракта (Приложение № ... к аукционной документации); извещение №... «О проведении открытого аукциона в электронной форме Лот № ...: выполнение работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту систем охранной, пожарной сигнализации и оповещения о пожаре на объекте Сыктывкарской таможни по адресу: Республика Коми, г. ..., ул. ..., д. ..., согласно проекту государственного контракта (Приложение № 2 к аукционной документации) и аукционную документацию для проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственных контрактов на выполнение работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту систем охранной, пожарной сигнализации и оповещения о пожаре для Сыктывкарской таможни в 2011 году (6 лотов), утвержденную начальником Сыктывкарской таможенной службы А.Г. Корниловым 21.04.2011 (далее - документация об открытом аукционе в электронной форме).

Государственный заказчик - Сыктывкарская таможня.

Источник финансирования - Федеральный бюджет.

В соответствии с письменной информацией, представленной Сыктывкарской таможней, на срок окончания приема заявок, 17 часов 00 мин. 29.04.2011, поступила одна заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме от участника размещения заказа - ООО «...» по лотам № ... и № ....

В соответствии с протоколом рассмотрения аукционных заявок Единой комиссией Сыктывкарской таможни по размещению заказов заявка на участие в открытом аукционе ООО «...» признана не соответствующей требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме (не представлена копия лицензии на производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, в которой включено право на: монтаж, ремонт и обслуживание установок пожарной и охранно-пожарной сигнализации; монтаж, ремонт и обслуживание системы оповещения и эвакуации при пожаре). Открытый аукцион в электронной форме признан несостоявшимся.

В соответствии с протоколом рассмотрения аукционных заявок Единой комиссией Сыктывкарской таможни по размещению заказов заявка на участие в открытом аукционе ООО «...» признана не соответствующей требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме (не представлена копия лицензии на производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, в которой включено право на: монтаж, ремонт и обслуживание установок пожарной и охранно-пожарной сигнализации; монтаж, ремонт и обслуживание системы оповещения и эвакуации при пожаре). Открытый аукцион в электронной форме признан несостоявшимся.

В соответствии с п. 1, 5 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов, документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 настоящей статьи сведениями должна содержать следующие сведения о товарах, работах, об услугах, соответственно на поставку, выполнение, оказание которых размещается заказ, и об условиях исполнения контракта, в том числе требования к качеству, техническим характеристикам товара, работу услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствий поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых, не могут изменяться; перечень документов, подтверждающих соответствие товара, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к таким товару, работам, услугам.

Согласно ч. 5 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об. открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частями 3 и 4 настоящей статьи сведениями должна содержать требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона.

В соответствии с п. 1 ч. 1, ч. 4 ст. 11 Закона о размещении заказов при размещении заказа путем проведения торгов устанавливаются следующие обязательные требования к участникам размещения заказа, в том числе соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.

Кроме указанных в частях 1 - 3 настоящей статьи требований и установленных в соответствии со статьей 55.3 настоящего Федерального закона требований, Правительство Российской Федерации, заказчик, уполномоченный орган не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа.

Как следует из пп. 1.2 п. 1 документации об открытом аукционе в электронной форме на право заключения государственных контрактов на выполнение работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту систем охранной, пожарной сигнализации и оповещения о пожаре для Сыктывкарской" таможни в 2011 году, вторая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать, в том числе копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся предметом торгов (копия лицензии на производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию, средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, в которой включено право на: монтаж, ремонт и обслуживание установок пожарной и охранно-пожарной сигнализации; монтаж, ремонт и обслуживание системы оповещения и эвакуации при пожаре).

Согласно п. 39 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон «О лицензировании) в соответствии с настоящим Федеральным законом" лицензированию подлежат виды деятельности, в том числе по производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

В соответствии с ч. 7 ст. 18 Закона о лицензировании со дня вступления в силу технических регламентов, устанавливающих обязательные требования к лицензируемым видам деятельности, прекращается лицензирование следующих указанных в пункте 1 статьи 17 настоящего Федерального закона видов деятельности, в том числе по производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона № 123 - ФЗ от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Техническ4ий регламент) Положения настоящего Федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при:

1) проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты;

2) разработке, принятии, применении и исполнении федеральных законов о технических регламентах, содержащих требования пожарной безопасности, а также нормативных документов по пожарной безопасности;

3) разработке технической документации на объекты защиты.

В соответствии с п. 15 ст. 2 Технического регламента для целей настоящего Федерального закона используются основные понятия, установленные статьей 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон "О техническом регулировании"), статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон "О пожарной безопасности"), а также следующие основные понятия, в том числе объект защиты - продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, строения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре.

Согласно ч.ч. 1, 3 ст. 5 Технического регламента каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

В соответствии с ч. 1 ст. 83 Технического регламента автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации должны монтироваться в зданиях, сооружениях и строениях в соответствии с проектной документацией, разработанной и утвержденной в установленном порядке.

Следовательно, Техническим регламентом установлены обязательные требования по производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

Данная Позиция поддерживается, в том числе Определением Высшего Арбитражного суда Российской Федерации , Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа .

Таким образом, по мнению УФАС по РК, действия государственного заказчика в части включения в документацию об открытом аукционе в электронной форме требования к участникам размещения заказа о предоставлении лицензии на производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, в которой включено право на: монтаж, ремонт и обслуживание установок пожарной и охранно-пожарной сигнализации; монтаж, ремонт и обслуживание системы оповещения и эвакуации при пожаре противоречат требованиям п. 1 ч. 1, ч. 4 ст. 11, ч. 5 ст. 41.6 Закона о размещении заказов.

В соответствии с ч. 4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (далее - КоАП РФ) установление должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа не предусмотренных законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд критериев оценки заявок на участие в конкурсе и (или) их значимости, требований к участникам размещения заказов, к размеру обеспечения заявок на участие в конкурсе или аукционе, размеру и способам обеспечения исполнения контракта, представлению участниками размещения заказа в составе котировочной заявки, заявки на участие в конкурсе, заявки на участие в аукционе не предусмотренных законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд документов и сведений, а также включение в состав одного лота товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных между собой влечет наложение административного штрафа в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее пяти тысяч рублей и не более тридцати тысяч рублей.

Согласно Приказу руководителя таможенной службы Российской Федерации от 03.10.2008 № 2664-К с Корниловым А.Г., занимающим должность начальника Сыктывкарской таможни, 03.11.2008 заключен контракт о службе в таможенных органах Российской Федерации сроком на три года.

В соответствии со ст.30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Согласно письму МЧС России от 11.03.2010 N 19-1-15-1282 "О лицензировании деятельности по производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" вступление в законную силу Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент) не влечет отмену лицензирования производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств пожарной безопасности, так как не устанавливает требования к производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств пожарной безопасности зданий и сооружений.

Письмом МЧС России от 04.06.2010 N 19-1-15-3042 по запросу ФАС РФ сообщается, что в соответствии с положениями Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Постановления Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 N 45 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности" МЧС России осуществляет лицензирование деятельности по производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств пожарной безопасности зданий и сооружений.

Письмом ФАС РФ от 01.10.2010 N АЦ/33171 "О разъяснении применения статьи 11 ФЗ от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов..." при размещении заказа на выполнение работ по монтажу систем пожарной безопасности зданий", при рассмотрении вопроса о лицензировании деятельности по производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений необходимо руководствоваться позицией по данному вопросу лицензирующего органа - МЧС России. На основании изложенного, ФАС России обращает внимание, что при осуществлении контроля за соблюдением норм законодательства о размещении заказов в части рассматриваемого вопроса, территориальным органам ФАС России необходимо придерживаться позиции, изложенной в данном письме.

С учётом изложенного прихожу к выводу, что действия Корнилова А.Г. по включению в документацию об открытом аукционе в электронной форме требования к участникам размещения заказа о предоставлении лицензии на производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, в которой включено право на монтаж, ремонт и обслуживание системы оповещения и эвакуации при пожаре соответствуют действующему законодательству и, соответственно, в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.7.30 КоАП РФ.

В связи с изложенным жалоба Корнилова А.Г. подлежит удовлетворению, оспариваемое постановление – отмене, а производство по настоящему административному делу – прекращению.

Руководствуясь ст.ст.30.6 – 30.8 КоАП РФ, судья

Р е ш и л а :

Жалобу Корнилова А.Г. на постановление исполняющей обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях удовлетворить.

Постановление исполняющей обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми о привлечении Корнилова А.Г. к административной ответственности по ч. 4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить, производство по настоящему административному делу – прекратить.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение 10 дней.

Судья - Е.Е.Петрова