Жалоба на постановление заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по РК,ч.1 ст.14.5



Дело № 12-872/11

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

Судья Сыктывкарского городского суда Республики Коми Огнева С.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 21 сентября 2011 года жалобу генерального директора ООО «...» Распутиной Л.Н. на постановление заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Коми от 09.08.2011 года о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.5 КоАП РФ,

у с т а н о в и л:

Постановлением заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Коми от 09.08.2011 года генеральный директор ООО «...» Распутина Л.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.5 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, Распутина Л.Н. обратилась в суд с жалобой, в которой просит спорное постановление отменить в связи с неправильным применением норм материального права, а производство по делу – прекратить.

В судебное заседание заявитель не явилась, ее представитель Лажанев М.О. настаивал на доводах жалобы в полном объеме, ссылаясь на отсутствие в Постановлении Правительства РФ № 731 сроков по размещению информации, и отсутствие полномочий Управления Роспотребнадзора по Республике Коми контрольного органа по соблюдению требований указанного Постановления.

Представитель Управления Роспотребнадзора по Республике Коми настаивала на привлечении генерального директора ООО «...» Распутиной Л.Н. к административной ответственности, указав на наличие в ее действиях как должностного лица состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.5 КоАП РФ, по которым должностные лица органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека вправе рассматривать дела об административных правонарушениях.

Выслушав объяснения представителей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

На основании проведенных собраний ООО «...» (далее – ООО «...») приступило к выполнению функций организации по управлению многоквартирными домами, расположенными в ... и ... кварталах сельского поселения «...», с ** ** ** г. Согласно протоколам внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирных домов № ..., проведенных в форме заочного голосования, выбран новый способ управления – управление управляющей организацией.

Прокуратурой Сыктывдинского района Республики Коми проведена проверка соблюдения ООО «...» жилищного законодательства, направленного на обеспечение свободного доступа граждан к информации об основных показателях деятельности управляющей организации, по результатам которой выявлены существенные нарушения федерального законодательства в указанной сфере.

В частности, в ходе проверки установлено, что сайт управляющей организации в сети Интернет отсутствует, на официальном сайте администрации муниципального образования сельского поселения «...», на территории которого осуществляет свою деятельность Общество, информация не раскрыта.

В письменных объяснениях генеральный директор ООО «...» Распутина Л.Н. указала, что обязанность по размещению информации в сети Интернет не была Обществом исполнена по причине неправильного толкования законодательства, поскольку полагали, что размещение такой информации не требуется с самого начала деятельности управляющей организации. При этом пояснила, что в настоящее время ведется работа по размещению необходимой информации на сайте администрации.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

На основании решения единственного участника Общества генеральным директором ООО «...» назначена Распутина Л.Н.

Частью 1 ст. 14.5 КоАП РФ предусмотрено, что продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг организацией, а равно гражданином, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, при отсутствии установленной информации об изготовителе (исполнителе, продавце) либо иной информации, обязательность предоставления которой предусмотрена законодательством Российской Федерации, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц – от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц – от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Указанное деяние посягает на права потребителя, включая право на информацию, на выбор товаров (работ, услуг), на установленный порядок осуществления государством контроля в сфере торговли, оказания услуг, выполнения соответствующих работ.

В соответствии с частью 10 статьи 161 ЖК РФ управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления многоквартирным домом), о выполняемых работах и услугах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядке и об условиях их предоставления, о стоимости данных услуг и работ, а также о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

Во исполнение предписаний федерального законодателя Правительство Российской Федерации издало 23 сентября 2010 г. Постановление № 731, которым утвердило Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами (далее – Стандарт раскрытия информации).

Согласно данному Стандарту управляющая организация обеспечивает доступ неограниченного круга лиц к информации, касающейся общей информации об управляющей организации, основных показателей финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления), сведений о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядка и условий оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; сведений о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, сведений о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы. При этом в пункте 11 Стандарта уточнено, какие сведения подлежат раскрытию в рамках информации о порядке и условиях оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а в пункте 13 Стандарта, какие сведения подлежат раскрытию в рамках информации о стоимости работ (услуг) управляющей организации.

Согласно п. 5 Стандарта раскрытия информации, Управляющими организациями информация раскрывается путем: а) опубликования на официальном сайте управляющей организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет), или на официальном сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в сети Интернет, или на официальном сайте органа местного самоуправления соответствующего муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность, в сети Интернет; б) опубликования в официальных печатных средствах массовой информации, в которых публикуются акты органов местного самоуправления и которые распространяются в муниципальных образованиях, на территории которых управляющие организации осуществляют свою деятельность (далее – официальные печатные издания); в) размещения на информационных стендах (стойках) в помещении управляющей организации; г) предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде.

Содержание права потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) раскрыто в ст. 8 - 11 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей).

В силу положений жилищного законодательства управляющая организация по заданию другой стороны в течение согласованного срока обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, а также осуществлять иную деятельность, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом, в связи с чем требования указанного Закона в полной мере распространяются на деятельность ООО «...».

Статьей 43 Закона о защите прав потребителей предусмотрена ответственность за нарушение прав потребителей, установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, согласно которой исполнитель несет административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Поскольку ООО «...» не предоставила сведений о размещении запрашиваемой информации в вышеназванных средствах связи и информации, заместителем руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Коми правомерно вынесено постановление о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.5 КоАП РФ.

Довод жалобы заявителя относительно отсутствия полномочий у Управления Роспотребнадзора по Республике Коми по привлечению к ответственности за нарушение Стандарта раскрытия информации является необоснованным.

Из материалов дела следует, что дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.5 КоАП РФ в отношении генерального директора ООО «...» Распутиной Л.Н. возбуждено на основании постановления Прокурора Сыктывдинского района, которому на основании Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предоставлены полномочия по осуществлению надзора за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, КоАП РФ предусмотрена возможность возбуждения дела об административном правонарушении прокурором.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьей, рассматривают должностные лица органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ст. 23.49 КоАП РФ).

Согласно ст. 4 Гражданского кодекса РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

В соответствии со ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.

Статьей 23 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» установлено, что постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.

На основании Указа Президента РФ от 23.05.1996 № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.

Срок исполнения обязанности по раскрытию информации, установленный Стандартом и утвержденный Постановлением Правительства РФ, для ООО «...» следует исчислять по истечении семи дней с даты официального опубликования данного постановления – ** ** ** года.

Учитывая, что ООО «...» с ** ** ** года приступило к управлению многоквартирными домами № ..., для него обязательны постановления Правительства, действующие на территории Российской Федерации, в связи с чем, доводы представителя Распутиной Л.Н. об отсутствии конкретных сроков раскрытия информации в Постановлении Правительства несостоятелен.

Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

Санкция ч. 1 ст. 14.5 КоАП РФ предусмотрена в виде наложения административного штрафа на должностных лиц – от трех тысяч до четырех тысяч рублей.

На момент проведения прокурорской проверки и вынесения обжалуемого постановления нарушения ООО «...» Стандарта раскрытия информации имели место и устранены не были.

Из пояснений представителя привлекаемого лица следует, что полная информация была размещена Обществом после вступления в законную силу решения Сыктывдинского районного суда Республики Коми по делу №..., которым на Общество была возложена обязанность устранить требования законодательства о порядке раскрытия информации управляющими организациями.

Учитывая характер совершенного административного правонарушения, личность должностного лица Распутиной Л.Н., имущественное и финансовое положение привлекаемого к ответственности должностного лица, принимая во внимание, что оснований для прекращения производства по делу не имеется, постановление заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Коми от 09.08.2011 года является законным и обоснованным, отмене не подлежит.

Руководствуясь ст. 29.9, ст. 29.10, 30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Коми от 09 августа 2011 года о привлечении должностного лица Распутиной Л.Н. к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.5 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу должностного лица Распутиной Л.Н. – без удовлетворения.

Решение может быт обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение десяти дней со дня вручения.

Судья С.Б. Огнева