Дело № 12-1046/2011 Р Е Ш Е Н И Е Судья Сыктывкарского городского суда Республики Коми Смолева И.В., рассмотрев в г. Сыктывкаре 10 ноября 2011 года жалобу Степаненко А.В. на постановление заместителя начальника отдела надзорной деятельности г. Сыктывкара УНД ГУ МЧС России по Республике Коми Иржова М.В. от 29 сентября 2011 года о привлечении к административной ответственности по ч. 1, ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ, У С Т А Н О В И Л: Постановлением заместителя начальника отдела надзорной деятельности г. Сыктывкара УНД ГУ МЧС России по Республике Коми Иржова М.В. ... от 29 сентября 2011 года Степаненко А.В. признан виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 3 ст. 20.4 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде наложения административного штрафа в размере 15000 руб. Не согласившись с указанным постановлением, Степаненко А.В. подал на него жалобу, в которой просит производство по делу об административном правонарушении прекратить. Вызванный для рассмотрения жалобы Степаненко А.В. в суд не явился, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявил. Дело рассмотрено в отсутствие лица, в отношении которого ведётся производство об административном правонарушении. Заслушав объяснения Кочанова В. А., исследовав материалы дела, судья приходит к следующему. 23 сентября 2011 года государственным инспектором г. Сыктывкара по пожарному надзору В.А. в отношении ... ООО «...» Степаненко А.В. был составлен протокол ... об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ, из содержания которого следует, что 23 сентября 2011 года в 16 часов 00 минут в помещениях ООО «...», расположенных по адресу: г. Сыктывкар, ул. ..., в нарушение п. 108, приложение № 3 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации» не обеспечены первичные средства пожаротушения, в нарушение п. 15, Приложение № 3 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации» не определено лицо, ответственное за приобретение, ремонт, сохранность и готовность к действию первичных средств пожаротушения, не ведется в специальном журнале произвольной формы учет проверки наличия и состояния первичных средств пожаротушения. 23 сентября 2011 года государственным инспектором г. Сыктывкара по пожарному надзору В.А. в отношении ... ООО «...» Степаненко А.В. также был составлен протокол ... об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, согласно которому 23 сентября 2011 года в 16 часов 00 минут в помещениях ООО «...», расположенных по адресу: г. Сыктывкар, ул. ..., в нарушение п. 13 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации» не приняты меры к оборудованию на видных местах табличек с указанием номера телефона вызова пожарной охраны, в нарушение п. 40 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации» в подвале допущено складирование краски, автомобильных покрышек, деревянных изделий и т.п. Частью 1 ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 данного Кодекса и частями 3-8 данной статьи. Частью 3 ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения. Обеспечение пожарной безопасности, являясь одной из важнейших задач государства, регламентируется Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». В ст. 1 указанного Федерального закона дано понятие пожарной безопасности. Так, под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, устанавливают Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденные Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года № 313. Согласно п. 13 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, во всех производственных, административных, складских и вспомогательных помещениях на видных местах должны быть вывешены таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны. Пункт 40 Правил запрещает в зданиях, сооружениях организаций (за исключением индивидуальных жилых домов): - хранение и применение в подвалах и цокольных этажах ЛВЖ и ГЖ, пороха, взрывчатых веществ, баллонов с газами, товаров в аэрозольной упаковке, целлулоида и других взрывопожароопасных веществ и материалов, кроме случаев, оговоренных в действующих нормативных документах; - использовать чердаки, технические этажи, венткамеры и другие технические помещения для организации производственных участков, мастерских, а также хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов; - размещать в лифтовых холлах кладовые, киоски, ларьки и т.п.; - устраивать склады горючих материалов и мастерские, размещать иные хозяйственные помещения в подвалах и цокольных этажах, если вход в них не изолирован от общих лестничных клеток; - снимать предусмотренные проектом двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, тамбуров и лестничных клеток, другие двери, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации; - загромождать мебелью, оборудованием и другими предметами двери, люки на балконах и лоджиях, переходы в смежные секции и выходы на наружные эвакуационные лестницы; - проводить уборку помещений и стирку одежды с применением бензина, керосина и других ЛВЖ и ГЖ, а также производить отогревание замерзших труб паяльными лампами и другими способами с применением открытого огня; - оставлять неубранным промасленный обтирочный материал; - устанавливать глухие решетки на окнах и приямках у окон подвалов, за исключением случаев, специально оговоренных в нормах и правилах, утвержденных в установленном порядке; - остеклять балконы, лоджии и галереи, ведущие к незадымляемым лестничным клеткам; - устраивать в лестничных клетках и поэтажных коридорах кладовые (чуланы), а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель и другие горючие материалы; - устанавливать дополнительные двери или изменять направление открывания дверей (в отступлении от проекта) из квартир в общий коридор (на площадку лестничной клетки), если это препятствует свободной эвакуации людей или ухудшает условия эвакуации из соседних квартир; - устраивать в производственных и складских помещениях зданий (кроме зданий V степени огнестойкости) антресоли, конторки и другие встроенные помещения из горючих и трудногорючих материалов и листового металла. В силу п. 108 Правил помещения, здания и сооружения необходимо обеспечивать первичными средствами пожаротушения в соответствии с приложением N 3. Первичные средства пожаротушения должны содержаться в соответствии с паспортными данными на них и с учетом положений, изложенных в приложении N 3. Не допускается использование средств пожаротушения, не имеющих соответствующих сертификатов. В соответствии с п. 15 Приложения № 3 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации на объекте должно быть определено лицо, ответственное за приобретение, ремонт, сохранность и готовность к действию первичных средств пожаротушения. Учет проверки наличия и состояния первичных средств пожаротушения следует вести в специальном журнале произвольной формы. Наличие в действиях Степаненко А.В. составов административных правонарушений, предусмотренных частями 1 и 3 ст. 20.4 КоАП РФ, подтверждается совокупностью исследованных судьёй письменных материалов, а именно: - протоколом ... об административном правонарушении , - протоколом ... об административном правонарушении , - актом проверки ... , - трудовым договором ... , - приказом ООО «...» Ввиду изложенного вывод заместителя начальника отдела надзорной деятельности г. Сыктывкара УНД ГУ МЧС России по Республике Коми Иржова М.В. о привлечении Степаненко А.В. к административной ответственности, предусмотренной частями 1 и 3 ст. 20.4 КоАП РФ, является законным и обоснованным. При этом судьёй признан несостоятельным довод жалобы Степаненко А.В. о том, что на момент ввода дома ... по ул. ... г. Сыктывкара указанное здание отвечало всем предъявляемым требованиям, в том числе и требованиям пожарной безопасности, поскольку в вину Степаненко А.В. не вменяется нарушение правил пожарной безопасности, связанных с конструкцией данного дома, а вменяется нарушение названных правил, связанных с непринятием установленных законодательством превентивных мер, направленных на недопущение, а в случае возникновения – эффективного и быстрого устранения пожароопасной ситуации. Довод жалобы Степаненко А.В. о малозначительности совершенного им проступка не являются основанным на законе. Статьей 2.9 КоАП РФ предусмотрено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Такая квалификация может иметь место только в исключительных случаях. Угроза охраняемым общественным отношениям в сфере обеспечения пожарной безопасности при совершении рассматриваемого правонарушения заключается в нарушении требований законодательства, устанавливающих противопожарные правила, нормы и стандарты, что влечёт возможность наступления вредных последствий в виде возникновения пожаров, следствием которых может быть причинение вреда жизни и здоровью граждан, повреждение (уничтожение) имущества. Поскольку задачами законодательства об административных правонарушениях являются среди прочего защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, а также предупреждение административных правонарушений, признаков малозначительности рассматриваемое административное правонарушение не содержит. Тот факт, что после составления протоколов об административных правонарушениях Степаненко А.В. были предприняты меры по устранению допущенных нарушений правил пожарной безопасности, не имеет правового значения при рассмотрении дела об административном правонарушении. Оснований для отмены постановления заместителя начальника отдела надзорной деятельности г. Сыктывкара УНД ГУ МЧС России по Республике Коми Иржова М.В. ... не имеется. Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья Р Е Ш И Л: Постановление заместителя начальника отдела надзорной деятельности г. Сыктывкара УНД ГУ МЧС России по Республике Коми Иржова М.В. ... от 29 сентября 2011 года о привлечении Степаненко А.В. к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1 и 3 ст. 20.4 КоАП РФ, и назначении Степаненко А.В. административного наказания в виде наложения административного штрафа в размере 15000 руб. оставить без изменения, жалобу Степаненко А.В. – без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение десяти дней с момента вручения или получения копии решения. Судья И.В. Смолева