Жалоба на постановление должностного лица отдела надзорной деятельности УНД ГУ МЧС России по РК,ст.20.4 ч.1



Дело № 12-1168/2011

РЕШЕНИЕ

«16» декабря 2011 года г. Сыктывкар

Судья Сыктывкарского городского суда Республики Коми Смирнов А.Г., рассмотрев жалобу Ладанова С.Б. на постановление.. . должностного лица отдела надзорной деятельности г. Сыктывкара УНД ГУ МЧС России по РК от 10 ноября 2011 года по делу об административном правонарушении в отношении него по ст. 20.4 ч. 1 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением.. . должностного лица отдела надзорной деятельности г. Сыктывкара УНД ГУ МЧС России по РК от 10 ноября 2011 года Ладанов С.Б. признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 20.4 ч. 1, 3, 4 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере.. . рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, Ладанов С.Б. обратился в Сыктывкарский городской суд РК с жалобой, в которой просит указанное постановление отменить.

При рассмотрении жалобы Ладанов С.Б. указал, что с выявленными нарушениями согласен, их устранил. Просит прекратить дело за малозначительностью.

Заслушав объяснение привлеченного лица, представитель госпожнадзора Животенко В.М., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно постановления.. . должностного лица отдела надзорной деятельности г. Сыктывкара УНД ГУ МЧС России по РК от 10 ноября 2011 Ладанов С.Б. совершил административное правонарушение, предусмотренное ст. 20.4 ч. 1 КоАП РФ, при следующих обстоятельствах:

7 ноября 2011 года в 17 час.00 мин. по адресу: г. Сыктывкар, ул... . в помещениях ООО «...» распорядительным документом не установил соответствующий пожарной опасности противопожарный режим, где необходимо: - определить и оборудовать места для курения;- определить порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончанию рабочего дня; - регламентировать порядок осмотра и закрытия помещений по окончанию работы; регламентировать порядок действий работников при обнаружении пожара;- определить порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, а также назначить ответственных за их проведение;

- ответственных лиц по пожарной безопасности не направил на обучение пожарно-техническому минимуму в объеме знаний требований нормативно-правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность, в части противопожарного режима, приемов и действий при возникновении пожара;

- не разработал и не утвердил специальную программу обучения мерам пожарной безопасности работников организации;

- не разработал и не утвердил график проведения занятий повторного противопожарного инструктажа;

- не разработал и не утвердил приказом (распоряжением) руководителя организации программу по проведению вводного противопожарного инструктажа, разработанную с учетом требований стандартов, правил, норм и инструкций по пожарной безопасности;

- не обеспечил контроль за своевременным проведением проверки знаний требований пожарной безопасности работников организации;

- на объекте не определил лицо, ответственное за приобретение, ремонт, сохранность и готовность к действию первичных средств пожаротушения;

- не предусмотрел размещение первичных средств пожаротушения, огнетушителей на видных местах вблизи от выходов из помещений на высоте не более 1,5 метра;

- допустил открывание двери на путях эвакуации не по направлению выхода из здания (дополнительная дверь эвакуационного выхода, ведущего из торгового зала непосредственно на улицу);

- на полу на путях эвакуации допустил перепад высот менее 45 см (деревянная лестница – 32 см). В местах перепада высот не предусмотрел лестницу с числом ступеней не менее трех или пандусы с уклоном не более 1:6 (коридор на путях эвакуации, возле эвакуационного выхода, ведущего из помещений склада на улицу);

- допустил снятие двери на помещении склада, препятствующей распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации;

- порядок использования систем оповещения и управления эвакуацией людей не определил в инструкции и в планах эвакуации с указанием лиц, которые имеют право приводить системы в действие.

В результате своих действий Ладанов С.Б. нарушил п. 15, 3, приложение № 3 п. 15, 19, 52, абз. 4 п. 53, абз. 5 п. 40, 102 «Правил пожарной безопасности в Российской Федерации» (ППБ 01-03), утверждены Приказом МЧС России от 18 июня 2003 года № 313; п. 31,36, 37, 51, 23, 14, 50 НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций»; п. 6.28* СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений».

Согласно Федеральному закону от 21 декабря 1994г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; под противопожарным режимом подразумеваются требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.

Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды установлены Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденными Приказом МЧС России от 18.06.2003 года № 313.

В силу п. 10 указанных Правил собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.

Неисполнение, ненадлежащее исполнение указанных Правил гражданами, должностными лицами, юридическими лицами квалифицируется по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

Часть 1 ст. 20.4 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 этой же статьи,

Часть 3 ст. 20.4 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения.

Часть 4 ст. 20.4 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.

Согласно ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

В силу Правил пожарной безопасности, в каждой организации распорядительным документом должен быть установлен соответствующий их пожарной опасности противопожарный режим, в том числе: определены и оборудованы места для курения; определены места и допустимое количество единовременно находящихся в помещениях сырья, полуфабрикатов и готовой продукции; установлен порядок уборки горючих отходов и пыли, хранения промасленной спецодежды; определен порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня; регламентированы: порядок проведения временных огневых и других пожароопасных работ; порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы; действия работников при обнаружении пожара; определен порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, а также назначены ответственные за их проведение.

На объекте должно быть определено лицо, ответственное за приобретение, ремонт, сохранность и готовность к действию первичных средств пожаротушения.

Учет проверки наличия и состояния первичных средств пожаротушения следует вести в специальном журнале произвольной формы.

Размещение первичных средств пожаротушения в коридорах, проходах не должно препятствовать безопасной эвакуации людей. Их следует располагать на видных местах вблизи от выходов из помещений на высоте не более 1,5 м.

При эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается:

загромождать эвакуационные пути и выходы (в том числе проходы, коридоры, тамбуры, галереи, лифтовые холлы, лестничные площадки, марши лестниц, двери, эвакуационные люки) различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами, а также забивать двери эвакуационных выходов;

устраивать в тамбурах выходов (за исключением квартир и индивидуальных жилых домов) сушилки и вешалки для одежды, гардеробы, а также хранить (в том числе временно) инвентарь и материалы;

устраивать на путях эвакуации пороги (за исключением порогов в дверных проемах), раздвижные и подъемно-опускные двери и ворота, вращающиеся двери и турникеты, а также другие устройства, препятствующие свободной эвакуации людей;

Двери на путях эвакуации должны открываться свободно и по направлению выхода из здания, за исключением дверей, открывание которых не нормируется требованиями нормативных документов по пожарной безопасности.

В зданиях, сооружениях организаций (за исключением индивидуальных жилых домов) запрещается: хранение и применение в подвалах и цокольных этажах ЛВЖ и ГЖ, пороха, взрывчатых веществ, баллонов с газами, товаров в аэрозольной упаковке, целлулоида и других взрывопожароопасных веществ и материалов, кроме случаев, оговоренных в действующих нормативных документах; использовать чердаки, технические этажи, венткамеры и другие технические помещения для организации производственных участков, мастерских, а также хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов; размещать в лифтовых холлах кладовые, киоски, ларьки и т.п.; устраивать склады горючих материалов и мастерские, размещать иные хозяйственные помещения в подвалах и цокольных этажах, если вход в них не изолирован от общих лестничных клеток; снимать предусмотренные проектом двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, тамбуров и лестничных клеток, другие двери, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации.

Порядок использования систем оповещения должен быть определен в инструкциях по их эксплуатации и в планах эвакуации с указанием лиц, которые имеют право приводить системы в действие.

В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (п. 1 ст. 2.1 КоАП РФ).

На основании ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Анализ приведенных норм применительно к установленным обстоятельствам дела позволяет придти к выведу о наличии в действиях Ладанова С.Б, признаков составов административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 3 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ.

Согласно статье 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение. При совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

В нарушение приведенных норм Ладанов С.Б. за совершение разных действий, содержащих признаки разных административных правонарушений, привлечен к ответственности одним постановлением о назначении наказания.

Вместе с тем, приведенное нарушение не может в рассматриваемом случае служить основанием для отмены оспариваемого постановления и направлении дела на новое рассмотрение, поскольку это приведет к ухудшению положения привлекаемого лица.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Из постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" следует, что, если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Объектом правонарушения является общественные отношения в сфере пожарной безопасности.

Правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частями 1, 3 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ относится к формальным составам, и потому не может быть признано малозначительным, так как существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении виновного лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере соблюдения правил пожарной безопасности. Безразличное отношение лица к принятой на себя публично-правовой обязанности в сфере соблюдения правил свидетельствует о существенной угрозе правоохраняемым интересам.

В соответствии с ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ, назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Довод Ладанова С.Б, о недопустимости собранных доказательств в связи с проведение повторной выездной плановой проверки спустя два года, а не три, как этого требует закон о проверках, не может быть принят во внимание, поскольку в ** ** ** проверялась деятельность Ладанова С.Б., тогда как в настоящее время субъектом проверки была деятельность ООО "..." и ее директора Ладанова С.Б.

При таких обстоятельствах постановление должностного лица.. . ** ** ** о привлечении Ладанова С.Б. к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ является законным и обоснованным, оснований для отмены постановления не имеется.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление.. . должностного лица Отдела надзорной деятельности УНД ГУ МЧС России по Республике Коми от 10 ноября 2011 года о привлечении Ладанова С.Б. к административной ответственности, предусмотренной частями 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу Ладанова С.Б. – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней с момента получения его копии в Верховный суд Республики Коми.

Судья

Решение судьи Верховного суда Республики Коми Тебеньковой Л.Г. дело №21-24/2012 от 8 февраля 2012 года. Постановление.. . должностного лица ОНД г. Сыктывкара УНД ГУ МЧС России по Республике Коми от 10 ноября 2011 года о привлечении Ладанова С.Б. к административной по ч.1,3,4 ст. 20.4 КоАП РФ, решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 16 декабря 2011 года отменить, производство по делу об административном правонарушении в отношении Ладанова С.Б. по факту совершения административных правонарушений, предусмотренных ч. 1,3,4 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Судья Л.Г. Тебенькова