Дело № 12-138/2012 РЕШЕНИЕ «02» февраля 2012 года г. Сыктывкар Судья Сыктывкарского городского суда Республики Коми Смирнов А.Г., рассмотрев жалобу Самойлина О.В. на постановление должностного лица Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от ** ** ** года по делу об административном правонарушении в отношении него по ст. 14.31 КоАП РФ, УСТАНОВИЛ: Постановлением должностного лица Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от ** ** ** года Самойлин О.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.31 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 09.04.2007 N 45-ФЗ), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 руб. Самойлин О.В. обратился в суд с жалобой, в которой просит указанное постановление отменить, ссылаясь на отсутствие у ООО «...» статуса сетевой организации. При рассмотрении жалобы Самойлин О.В. участия не принял, извещен надлежащим образом. Заслушав объяснение представителя УФАС по РК, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему: Согласно протоколу об административном правонарушении Самойлин О.В. совершил административное правонарушение, предусмотренное ст. 14.31 КоАП РФ, при следующих обстоятельствах – будучи ... ООО «...», допустил злоупотребление ООО «...» доминирующим положением, применяя с декабря 2008 года в отношениях с субагентами тариф на передачу электроэнергии, не утвержденный Службой РК по тарифам. Статьей 14.31 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 09.04.2007 N 45-ФЗ) предусмотрена ответственность за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, которое влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет. Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий. В соответствии с ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии. В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в частности запрещается нарушать установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 861 утверждены Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, недискриминационный доступ к услугам по передаче электрической энергии предусматривает обеспечение равных условий предоставления указанных услуг их потребителям независимо от организационно-правовой формы и правовых отношений с лицом, оказывающим эти услуги. В силу пунктов 5, 6 указанных Правил в случае если энергопринимающие устройства потребителя электрической энергии присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителей электрической энергии, объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, или бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, которые имеют непосредственное присоединение к сетям сетевых организаций (далее - опосредованное присоединение к электрической сети), такой потребитель заключает договор с той сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергетические установки производителей электрической энергии, бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства или энергопринимающие устройства (объекты электросетевого хозяйства) лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, к которым непосредственно присоединено его энергопринимающее устройство. Собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату. Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии. В этом случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения настоящих Правил, предусмотренные для сетевых организаций. Согласно пункту 4 статьи 23.1 Федерального закона "Об электроэнергетике" государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям. Анализ приведенных нормативных положений позволяет придти к выводу, что государственному регулированию цен подлежат услуги по передаче электроэнергии, оказываемые сетевыми организациями, то есть организациями с использованием принадлежащих им на законом основании электрических сетей. В случае опосредованного присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств потребителей, то есть через объекты электросетевого хозяйства иных лиц, то последние не вправе препятствовать перетоку электроэнергии через их объекты и требовать за это плату, а в случае наличия у них собственных электрических сетей, через которые потребители опосредованно подсоединены, вправе оказать услугу по передаче электроэнергии со взиманием платы по установленному тарифу. Как следует из материалов дела, ООО "..." закупает электроэнергию у ОАО "..." через сетевую копанию ОАО "...". В свою очередь, ООО "..." по договорам энергоснабжения продает получаемую электроэнергию ряду субабонентов, подключенных к арендуемой ООО "..." трансформаторной станции (опосредованное присоединение). Между тем, в материалах дела не содержится данных о принадлежности электрических сетей, через которые присоединены субабоненты к трансформаторной подстанции ООО "...", то есть не установлено, имеет ли данное хозяйственное общество статус сетевой организации. Согласно статье 30.7 КОАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Поскольку Коми УФАС России допущено существенное процессуальное нарушение, повлекшее невозможность полного и объективного рассмотрения дела, состоявшееся постановление от ** ** ** года подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение. Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд РЕШИЛ: Постановление должностного лица Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от ** ** ** года по делу об административном правонарушении в отношении Самойлина О.В. по ст. 14.31 КоАП РФ отменить, дело направить на новое рассмотрение в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РК через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение десяти дней с момента вручения или получения копии решения. Судья