Жалоба на постановление начальника отдела военного комиссариата РК,ст.21.5



Дело № 12-201/2012

РЕШЕНИЕ

«24» февраля 2012 года г. Сыктывкар

Судья Сыктывкарского городского суда Республики Коми Смирнов А.Г., рассмотрев жалобу Юркина П.М. на постановление начальника отдела военного комиссариата Республики Коми по г. Сыктывкару и Сыктывдинскому району от ** ** ** года по делу об административном правонарушении в отношении него по ст. 21.5 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением начальника отдела военного комиссариата Республики Коми по г. Сыктывкару и Сыктывдинскому району от ** ** ** года Юркин П.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 21.5 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 500 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, Юркин П.М. обратился в Сыктывкарский городской суд Республики Коми с жалобой, в которой просит указанное постановление по делу об административном правонарушении в отношении него отменить.

Помимо этого, Юркиным П.М. заявлено ходатайство о восстановлении процессуального срока на обжалование указанного постановления.

При рассмотрении жалобы Юркин П.М., извещенный надлежащим образом, участия не принял, в письменном ходатайстве просил рассмотреть жалобу в его отсутствие.

Заслушав представителя Военкомата РК, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

В соответствии с ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, жалоба может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

В случае пропуска срока, предусмотренного ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу (ч. 2 ст. 30.3 КоАП РФ).

Поскольку в материалах дела об административном правонарушении отсутствуют сведения о дате получения Юркиным П.М. копии обжалуемого постановления, суд считает возможным восстановить заявителю срок для обжалования постановления от ** ** ** года.

Согласно постановления начальника отдела военного комиссариата Республики Коми по г. Сыктывкару и Сыктывдинскому району от ** ** ** года, Юркин П.М. допустил нарушение правил воинского учета, выразившееся в том, что не явился по повестке в ОВК по г. Сыктывкару и Сыктывдинскому району.

В соответствии со ст. 21.5 КоАП РФ, неявка гражданина, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, в установленные время и место без уважительной причины, неявка в установленный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию, а равно несообщение в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.

Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического лица или юридического лица, за которое Кодексом установлена административная ответственность.

В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основании и в порядке, установленном законом.

Положения статьи 1.6 КоАП РФ в обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагают не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В целях защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц законом регулируется определенный порядок привлечения к административной ответственности, соблюдение которого обязательно.

Статьей 28.2 КоАП РФ, регламентирующей порядок составления протокола об административном правонарушении, установлены гарантии защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В частности, в протоколе указывается объяснение физического лица по поводу вменяемого правонарушения (часть 2); при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе (часть 3); физическому лицу предоставляется возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении (часть 4); протокол об административном правонарушении подписывается физическим лицом, а в случае отказа от подписания протокола в нем делается соответствующая запись (часть 5); физическому лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении (часть 6).

Частью 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ предусмотрено, что в случае неявки физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если оно извещено в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в его отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

В соответствии со ст. 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом.

Названные правовые нормы призваны обеспечить процессуальные гарантии лица, привлекаемого к административной ответственности. Лишая лицо возможности воспользоваться процессуальными правами при рассмотрении дела об административном правонарушении, административный орган нарушает предусмотренные КоАП РФ требования о всестороннем, полном и объективном выяснении всех обстоятельств дела (статья 24.1 КоАП РФ).

Из изложенного следует, что административный орган обязан предоставить привлекаемому к административной ответственности лицу возможность реализовать гарантии защиты, предусмотренные названной нормой.

Из доводов жалобы Юркина П.М. следует, что протокол об административном правонарушении вынесен административным органом в его отсутствие; он не был должным образом извещен о времени и месте его составления.

Как следует из протокола об административном правонарушении, он был составлен 28 ноября 2011 года. В протоколе в графе объяснения правонарушителя имеется запись «уведомлен надлежащим образом. Для составления протокола не явился».

Таким образом, протокол об административном правонарушении был составлен в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности.

Между тем, в материалах дела отсутствуют доказательства, достоверно свидетельствующие о том, что Юркин П.М. был надлежащим образом извещен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.

Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. (ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ).

Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что протокол об административном правонарушении в отношении Юркина П.М. составлен административным органом в его отсутствие. Юркин П.М. не был уведомлен надлежащим образом о времени и месте составления протокола.

Указанное выше нарушение носит существенный характер, поскольку не обеспечивают лицу, привлекаемому к административной ответственности, возможности реализовать гарантии защиты, предусмотренные статьей 28.2 КоАП РФ.

Протокол, составленный с нарушением требований КоАП РФ, нельзя признать допустимым доказательством по делу об административном правонарушении.

Кроме того, Юркин П.М. представил конверт, в котором ему были направлены копия протокола и уведомление о необходимости явки для рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении, назначенного на 14.12.2011 г. с 09.00 час. Указанные документы были направлены Юркину П.М. 23.12.2011 г., что подтверждается почтовым штемпелем на конверте. Копия постановления была направлена ему по почте, исходя из почтового штемпеля, 25.12.2011 г.

П.3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ предусматривает, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Срок привлечения, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения жалобы истек.

Учитывая вышеизложенное, постановление начальника отдела военного комиссариата Республики Коми по г. Сыктывкару и Сыктывдинскому району от ** ** ** года подлежит отмене в связи с существенными нарушениями процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, а производство по делу подлежит прекращению.

Руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л :

Постановление начальника отдела военного комиссариата Республики Коми по г. Сыктывкару и Сыктывдинскому району от ** ** ** года в отношении Юркина П.М. по ст. 21.5 КоАП РФ отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 21.5 КоАП РФ, в отношении Юркина П.М.– прекратить.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение 10 суток с момента получения.

Судья