Дело № 12-584/2012 РЕШЕНИЕ «10» мая 2012 года г. Сыктывкар Судья Сыктывкарского городского суда Республики Коми Смирнов А.Г., рассмотрев жалобу Типикина А.И. на постановление ... должностного лица ИФНС России по г. Сыктывкару от 28 февраля 2012 года по делу об административном правонарушении в отношении него по ст. 15.1 ч. 2 КоАП РФ, УСТАНОВИЛ: Постановлением должностного лица ИФНС России по г. Сыктывкару от 28 февраля 2012 года Типикин А.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.1 ч. 2 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере ... рублей. Типикин А.И. обратился в суд с жалобой, в которой просит указанное постановление по делу об административном правонарушении отменить. Выслушав доводы защитника Типикина А.И., представителя налоговой инспекции, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему: В соответствии с ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, жалоба может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока, предусмотренного ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу (ч. 2 ст. 30.3 КоАП РФ). В обоснование ходатайства о восстановлении срока Типикин А.И. указал, что в установленный срок он обратился с жалобой на постановление в Арбитражный суд РК, который прекратил производству по делу 13 апреля 2012 года, поскольку дело по жалобе не подлежало рассмотрению в арбитражном суде. Поскольку Типикин А.И. первоначально обратился с жалобой в Арбитражный суд РК в установленный срок, ходатайство о восстановлении срока подлежит удовлетворению. Согласно постановления ИФНС России по г. Сыктывкару от 28 февраля 2012 года, Типикин А.И. совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ, при следующих обстоятельствах: В период с 01.11.2011 г. по 16.01.2012 г. ООО «...» при осуществлении деятельности в качестве поставщика в соответствии с ФЗ от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», получало денежные средства, принятые от физических лиц платежным агентом-оператором ООО «...» в качестве платежей, на банковский счет, не являющийся специальным банковским счетом, т.е. без использования специального банковского счета поставщика ... Типикин А.И. привлечен к административной ответственности как должностное лицо, являющееся руководителем ООО «...». В соответствии с ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ, нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе", обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей. Федеральный закон от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст. 2 Закона, поставщик - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации. Согласно ч. 1 ст. 4 Закона, оператор по приему платежей для приема платежей должен заключить с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого оператор по приему платежей вправе от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика осуществлять прием денежных средств от плательщиков в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком, а также обязан осуществлять последующие расчеты с поставщиком в установленном указанным договором порядке и в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая требования о расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя. Поставщик при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет. Поставщик не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами (ч. 18 ст. 4 Закона № 103-ФЗ от 03.06.2009). В соответствии с Рекомендациями по обеспечению соблюдения требований Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и статьи 13.1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" при обслуживании платежных агентов, банковских платежных агентов", направленными Банком России от 07.04.2009 № 47-Т, отдельный банковский счет, открываемый платежному агенту, является специальным банковским счетом, который в соответствии с Положением Банка России от 26 марта 2007 года N 302-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации" подлежит открытию на балансовом счете N 40821 "Платежный агент, банковский платежный агент". Как установлено материалами дела об административном правонарушении, в частности актом проверки ... от 3 февраля 2012 года, ООО «...» получало денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковский счет ... филиале ... ... (ЗАО), не являющийся специальным. В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. В примечании к указанной статье 2.4. КоАП РФ указано, что под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. В соответствии с ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: 1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения; 2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление; 3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление; 4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания; 5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом. Как установлено материалами дела, 5 октября 2011 года и 25 октября 2011 года в Банк ВТБ24 (ЗАО) направлялись заявления ООО «...» об открытии специального банковского счета. В связи с нерассмотрением указанных заявлений, 17 января 2012 года ООО «...» в ... направило жалобу на действия сотрудников филиала ... ... (ЗАО). В соответствии с ответом ... от 21.02.2012 г. бездействие указанного филиала ... (ЗАО) признано необоснованным. Принимая во внимание, что должностным лицом ООО «...» Типикиным А.И. были предприняты исчерпывающие меры к открытию специального банковского счета, который так и не был открыт обслуживающим банком, суд приходит к выводу о малозначительности совершенного им административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ в связи с отсутствием вредных последствий для охраняемых отношений. При таких данных оспариваемое постановление подлежит отмене с прекращением производства по делу. Руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья Р Е Ш И Л : Постановление должностного лица ИФНС России по г. Сыктывкару от 28 февраля 2012 года по делу об административном правонарушении в отношении Типикина А.И. по ст. 15.1 ч. 2 КоАП РФ отменить в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения. Производство по делу прекратить, объявив Типикину А.И. устное замечание. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение 10 суток с момента получения. Судья