Жалоба на постановление заместителя главного государственного инспектора по пожарному надзору,ч.1,4 ст.20.4



Дело № 12-509/12

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Сыктывкарского городского суда Республики Коми Огнева С.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 16 мая 2012 года жалобу Загулиной на постановление заместителя главного государственного инспектора г. Сыктывкара по пожарному надзору от 22.03.2012 г. о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1, 4 ст. 20.4 КоАП РФ,

Установил:

Постановлением главного государственного инспектора г. Сыктывкара по пожарному надзору от 22.03.2012 г. Загулина Н.К. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1, 4 ст. 20.4 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере ... рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, Загулина Н.К. обратилась в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, ссылаясь, что на день вынесения обжалуемого постановления были приняты меры по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности. Просила производство по делу прекратить.

Загулина Н.К. в судебное заседание не явилась. Представитель ОНД г. Сыктывкара в судебном заседании указал, что на день проверки указанные в протоколе правонарушения правил пожарной безопасности имели место быть, последние образуют состав административного правонарушения, за который предусмотрена административная ответственность.

Заслушав объяснения представителя ОНД г. Сыктывкара, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

На основании распоряжения заместителя начальника ОНД г. Сыктывкара от 20.02.2012 г. ... была проведена плановая выездная проверка в отношении ООО «Гражданстройинвест».

В ходе проведения проверки выявлены нарушения п. 3, 40, 53 «Правил пожарной безопасности в РФ» (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 г. № ...; п. 6.28 СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений», а именно:

- не обеспечен в местах перепада высот (общий коридор 2-го этажа) пандус с уклоном не более 1:6;

- присутствует горючая отделка стен путей эвакуации (общий коридор 1-го этажа);

- на окнах стоматологии установлены глухие металлические решетки (1 этаж).

За данные нарушения предусмотрена административная ответственность в соответствие со ст. 1, 4 ст. 20.4 КоАП РФ.

По фактам выявленных нарушений должностным лицом Отдела надзорной деятельности г. Сыктывкара были составлены протоколы об административном правонарушении от 12.03.2012 г. ... и ....

Постановлением главного государственного инспектора г. Сыктывкара по пожарному надзору от 22.03.2012 г. ... Загулиной Н.К. за нарушение Правил пожарной безопасности в РФ назначено административное наказание в виде административного штрафа в сумме ... рублей.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

На основании приказа от 01.12.2010 г. ... Загулина Н.К. вступила в должность ... ООО «Гражданстройинвест» с 01.12.2010 г.

В соответствии с п. 9.6 Устава ООО «Гражданстройинвест» директор Загулина Н.К. обладает организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями.

Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3-8 настоящей статьи.

Часть 4 названной статьи указывает, что нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на должностных лиц – от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.

Объективная сторона правонарушения заключается в нарушении или невыполнении должностным лицом, гражданином или юридическим лицом правил, норм и стандартов пожарной безопасности. Противоправное деяние виновного лица не связывается правовой нормой с обязательным наступлением вредных последствий. Для привлечения к административной ответственности достаточно самого факта нарушения (невыполнения) требований пожарной безопасности, так как административные правонарушения в рассматриваемой сфере считаются оконченными с момента совершения самих противоправных деяний.

Нарушение правил, норм и стандартов пожарной безопасности может выражаться в форме как умысла, так и неосторожности, а в отношении наступивших последствий – в форме неосторожности (исключая поджоги).

Неосторожным (совершенным по небрежности) правонарушение признается тогда, когда виновное лицо не предвидело противоправного характера своих действий, хотя должно было и могло предвидеть. Вина в форме неосторожности, самонадеянности или небрежности имеет место в тех случаях, когда субъект административной ответственности совершает действие (бездействие), нарушающее требования пожарной безопасности, с которыми он предварительно не ознакомился, хотя сознавал, что в данной сфере имеются соответствующие нормы и правила, регламентирующие установленный порядок противопожарной защиты.

В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Закон № 69-ФЗ) руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Основания и порядок привлечения руководителей организаций к административной ответственности за правонарушения в области пожарной безопасности устанавливаются законодательством Российской Федерации (ст. 39 Закона).

Согласно ст. 20 Закона № 69-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями и гражданами, установлены Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденными Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 № 313.

Наряду с указанными Правилами следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке (пункт 3 ППБ 01-03).

Согласно ч. 4 ст. 4 Федерального закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» существующие здания, сооружения и строения, запроектированные ранее действующими требованиями пожарной безопасности, положения Технического регламента распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара, то есть соответствие требований пожарной безопасности существующих зданий, сооружений и строений, запроектированных и построенных до 01.05.2009 года, достигается обязательным выполнением всех без исключения действовавших нормативных документов по пожарной безопасности (СНиП, НПБ, ППБ).

Таким образом, требования СНиП 21-01-97 являются обязательными для исполнения в процессе эксплуатации Обществом занимаемых помещений.

В соответствии п. 40 «Правил пожарной безопасности в РФ» (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 г. ... в зданиях, сооружениях организаций (за исключением индивидуальных жилых домов) запрещается: устанавливать глухие решетки на окнах и приямках у окон подвалов, за исключением случаев, специально оговоренных в нормах и правилах, утвержденных в установленном порядке.

В соответствии с п. 53 «Правил пожарной безопасности в РФ» (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 г. ... при эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается: применять горючие материалы для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации (кроме зданий V степени огнестойкости).

В жалобе Загулина Н.К. ссылалась, что в Правилах пожарной безопасности отсутствует запрет на установление глухих решеток на окнах 1-го этажа, проведенными ранее проверками не были выявлены такие нарушения требований, о чем свидетельствуют приложенные к жалобе акты проверок. Кроме того, при вынесении постановления от 22.03.2012 г. № 123 требования предписания были устранены.

Доводы жалобы, по существу, сводится к неверному пониманию и толкованию норм федерального законодательства. Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) установлены требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

В силу п. 10 Правил собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.

Поскольку на момент составления акта, имеющиеся нарушения Правил пожарной безопасности имели место и влияли на безопасность людей, что может привести к гибели или нанесению тяжкого вреда здоровью людей, довод заявителя о том, что ранее вынесенные акты не имели нарушений, не может быть принят как обоснованный.

С доводами жалобы о том, что на момент вынесения постановления все нарушения были устранены, не может быть принят во внимание и послужить основанием к отмене состоявшегося постановления государственного органа, поскольку указанные нарушения были фактически установлены в ходе проведения проверки, и на основании вышеперечисленных нарушений и были составлены протоколы об административном правонарушении в отношении директора ООО «Гражданстройинвест» Загулиной Н.К.

При этом довод о несогласии с привлечением к административной ответственности в части отсутствия в ППБ запрета на установление глухих решеток на окнах 1-го этажа не основан на нормах действующего законодательства.

Должностным лицом установлено наличие на окнах здания первого этажа стоматологии глухих металлических решеток. Это обстоятельство не оспаривается и самим лицом, привлеченным к административной ответственности. При этом наличие глухих решеток на окнах, независимо от этажа, прямо запрещено требованиями Правил пожарной безопасности.

Рассматривая вопрос о правомерности и обоснованности избранной Загулиной Н.К. санкции за совершенное административное правонарушение, суд исходит из следующего.

Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

В соответствие с ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

Санкция ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ предусматривает больший размер административного штрафа, нежели ч. 1 указанной статьи.

Согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

На основании обжалуемого постановления Загулиной Н.К. назначен административный штраф в минимальном размере санкции, предусмотренной статьей.

Учитывая, что оснований для прекращения производства по делу не имеется, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, отсутствуют, постановление заместителя главного государственного инспектора г. Сыктывкара по пожарному надзору от 22.03.2012 г. является законным и обоснованным, отмене не подлежит.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Постановление заместителя главного государственного инспектора г. Сыктывкара по пожарному надзору от 22.03.2012 г. о привлечении Загулиной Н.К. к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1, 4 ст. 20.4 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу Загулиной Н.К. – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение десяти суток с момента вручения или получения копии решения.

Судья С.Б. Огнева