Дело № 12-674/2012 РЕШЕНИЕ «15» июня 2012 года г. Сыктывкар Судья Сыктывкарского городского суда Республики Коми Смирнов А.Г., рассмотрев жалобу Зяблова А.А. на постановление ... должностного лица отдела надзорной деятельности г. Сыктывкара УНД ГУ МЧС России по РК от 4 мая 2012 года по делу об административном правонарушении в отношении него по ст. 20.4 ч.ч. 1, 3, 4 КоАП РФ, УСТАНОВИЛ: Постановлением ... должностного лица отдела надзорной деятельности г. Сыктывкара УНД ГУ МЧС России по РК от 4 мая 2012 года Зяблов А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 20.4 ч.ч. 1,3,4 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере ... рублей. Не согласившись с указанным постановлением, Зяблов А.А. обратился в Сыктывкарский городской суд РК с жалобой, в которой просит указанное постановление отменить. При рассмотрении жалобы Зяблов А.А. участия не принял, извещен надлежащим образом. Защитник доводы жалобы поддержал. Заслушав защитника, представителя ОНД г. Сыктывкара, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно постановления ... должностного лица отдела надзорной деятельности г. Сыктывкара УНД ГУ МЧС России по РК от 4 мая 2012 Зяблов А.А. совершил административное правонарушение, предусмотренное ст. 20.4 ч.ч. 1, 3, 4 КоАП РФ, при следующих обстоятельствах: Должностное лицо – заместитель генерального директора ООО «...» Зяблов А.А. 26.04.2012 г. в 16.00 час. по адресу: ... в помещениях ООО «...» нарушил требования пожарной безопасности: - руководитель и работники (сотрудники) организации, ответственные за пожарную безопасность, не прошли обучение пожарно-техническому минимуму в объеме знаний требований нормативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопасно, в части противопожарного режима, пожарной опасности технологического процесса и производства, а также приемов и действий при возникновении пожара в организации, позволяющих выработать практические навыки по предупреждению пожара, спасению жизни, здоровья людей и мущества при пожаре; - не разработаны программы для проведения противопожарных инструктажей с учетом требований стандартов, правил, норм и инструкций по пожарной безопасности; - сотрудники (работники) организации допускаются к работе без прохождения противопожарного инструктажа, - не заведен журнал учета проведения инструктажей по пожарной безопасности, - в организации распорядительным документом не установлен соответствующий ее пожарной опасности противопожарный режим, - в административных и вспомогательных помещениях на видных местах не вывешены таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны, - места размещения (нахождения) средств пожарной безопасности не обозначены знаками пожарной безопасности, - отсутствуют планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, выполненные в соответствии с ГОСТ Р 12.2.143-2002, - на объекте не определено лицо, ответственное за приобретение, ремонт, сохранность и готовность к действию первичных средств пожаротушения, - не заведен журнал произвольной формы для учета проверки наличия и состояния первичных средств пожаротушения, - сети противопожарного водопровода не проверяются на работоспособность с периодичностью не реже двух раз в год, - не осуществляется контроль за техническим состоянием электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике, - допускается эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника; - помещения не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре по 2-му типу, - помещения не оборудованы автоматическо пожарной сигнализацией. Согласно Федеральному закону от 21 декабря 1994г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; под противопожарным режимом подразумеваются требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности. Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды установлены Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденными Приказом МЧС России от 18.06.2003 года № 313. В силу п. 10 указанных Правил собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору. Неисполнение, ненадлежащее исполнение указанных Правил гражданами, должностными лицами, юридическими лицами квалифицируется по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ. Часть 1 ст. 20.4 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 этой же статьи, Часть 3 ст. 20.4 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения. Часть 4 ст. 20.4 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений. Согласно ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции. В силу Правил пожарной безопасности, в каждой организации распорядительным документом должен быть установлен соответствующий их пожарной опасности противопожарный режим, в том числе: определены и оборудованы места для курения; определены места и допустимое количество единовременно находящихся в помещениях сырья, полуфабрикатов и готовой продукции; установлен порядок уборки горючих отходов и пыли, хранения промасленной спецодежды; определен порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня; регламентированы: порядок проведения временных огневых и других пожароопасных работ; порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы; действия работников при обнаружении пожара; определен порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, а также назначены ответственные за их проведение. На объекте должно быть определено лицо, ответственное за приобретение, ремонт, сохранность и готовность к действию первичных средств пожаротушения. Учет проверки наличия и состояния первичных средств пожаротушения следует вести в специальном журнале произвольной формы. Размещение первичных средств пожаротушения в коридорах, проходах не должно препятствовать безопасной эвакуации людей. Их следует располагать на видных местах вблизи от выходов из помещений на высоте не более 1,5 м. Порядок использования систем оповещения должен быть определен в инструкциях по их эксплуатации и в планах эвакуации с указанием лиц, которые имеют право приводить системы в действие. Сети противопожарного водопровода должны находиться в исправном состоянии и обеспечивать требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения. Проверка их работоспособности должна осуществляться не реже двух раз в год (весной и осенью). При эксплуатации действующих электроустановок запрещается обертывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими материалами, а также эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника. Проектирование, монтаж, эксплуатацию электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий, а также контроль за их техническим состоянием необходимо осуществлять в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике. В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (п. 1 ст. 2.1 КоАП РФ). На основании ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Таким образом, судья приходит к выводу о наличии в действиях Зяблова А.А. признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ. В соответствии со ст. 2.4 КоАп РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. В соответствии с приказом ООО «...» ... от 01.06.2009 г. Зяблов А.А. назначен заместителем генерального директора ООО «...». На основании приказа ... от 16.02.2010 г. Зяблов А.А. назначен ответственным за пожарную безопасность на объекте: административное здание по ул. Интернациональная, 157, 5 этаж. В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Из постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" следует, что, если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания. Объектом правонарушения является общественные отношения в сфере пожарной безопасности. Правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 20.4 КоАП РФ относится к формальным составам, и потому не может быть признано малозначительным, так как существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении виновного лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере соблюдения правил пожарной безопасности. Безразличное отношение лица к принятой на себя публично-правовой обязанности в сфере соблюдения правил свидетельствует о существенной угрозе правоохраняемым интересам. В соответствии с ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ, назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо. При таких обстоятельствах постановление должностного лица ... от 04.05.2012 года о привлечении Зяблова А.А. к административной ответственности по ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ является законным и обоснованным, оснований для отмены постановления не имеется. Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд РЕШИЛ: Постановление ... должностного лица Отдела надзорной деятельности УНД ГУ МЧС России по Республике Коми от 4 мая 2012 года о привлечении Зяблова А.А. к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу Зяблова А.А. – без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней с момента получения его копии в Верховный суд Республики Коми. Судья