Жалоба на постановление должностного лица Сыктывкарского отдела Государственной инспекции труда в РК,ч.1 ст.5.27



Дело № 12-626/12

Р Е Ш Е Н И Е

09 июля 2012 года г. Сыктывкар

Судья Сыктывкарского городского суда Республики Коми Попова Т.А., рассмотрев жалобу Северинова А.Н. на постановление должностного лица Сыктывкарского отдела Государственной инспекции труда в Республике Коми от
** ** **., о привлечении Северинова А.Н. к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 ч. 1КоАП РФ,

у с т а н о в и л:

Постановлением должностного лица Сыктывкарского отдела Государственной инспекции труда в Республике Коми от 19 апреля 2012 г. Северинов А.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1000 рублей.

Согласно приведенному постановлению в ходе проведения внеплановой выездной проверки по заявлению Э.И. в период с ** ** ** по ** ** ** года в ОАО «...» установлено, что ... ОАО «...» Северинов А.Н. допустил нарушения трудового законодательства.

Не согласившись с указанным постановлением, Северинов А.Н., обратился в Сыктывкарский городской суд Республики Коми с жалобой, в которой просит постановление должностного лица Государственной инспекции труда по РК от ** ** ** г отменить, указывая, что привлечение его к административной ответственности необоснованно, проверка проведена с грубыми нарушениями требований Закона № 294-ФЗ, а именно запрашивались документы (трудовой договор, приказ о приеме на работу), не относящиеся к предмету обращения.

В судебное заседание Северинов А.Н. не явился, его представитель доводы жалобы поддержал.

Государственная инспекция труда в РК представителя в судебное заседание не направила, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.

Исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства в совокупности, суд находит жалобу Северинова А.Н. не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Положения ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ предусматривают административную ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда.

Установлено, что 23 марта 2012 года в адрес Государственной инспекции труда поступило заявление Э.И., где последний указал на нарушения трудового законодательства своего ... - ОАО «АТП «...», а именно, в невыдаче в установленный ст. 62 ТК РФ срок запрашиваемых документов, связанных с работой, согласно его заявлению от ** ** **., в частности в связи с невыдачей в установленный срок копий путевых листов, товарно-транспортных накладных на выполненные работы по погрузке гидроманипулятором; на перевозку леспродукции за ** ** **., ** ** **, ** ** **.

** ** ** года руководителем государственной инспекции труда в РК было издано распоряжение о проведении внеплановой, выездной проверки в ООО АТП « » в период с ** ** ** года по ** ** ** года с целью защиты прав и интересов работников в связи с обращением Э.И.

На основании указанного распоряжения в ООО АТП « » проведена проверка, по результатам которой составлен акт от ** ** ** года и выдано предписание от ** ** **.

Установлено, что в соответствии с решением единственного участника ООО Автотранспортного предприятия «...» последнее реорганизовано путем преобразования в ОАО Автотранспортное предприятие «...». ..... ОАО «...» является Северинов А.Н..

В ходе проверки государственным инспектором труда установлены нарушения трудового законодательства ООО АТП «....», выразившиеся в том, что в нарушение требований ст. 62 ТК РФ запрашиваемые работником Э.И. в заявлении от ** ** **. документы выданы последнему в нарушение установленного трехдневного срока - 28.03.2012г.

Кроме того, государственным инспектором труда установлены факты нарушения абз. 4 ч. 2 ст. 57 ТК РФ, а именно, в трудовом договоре, заключенном с работником Э.И. отсутствуют обязательные для включения условия: оплата труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).

Наличие указанных нарушений подтверждается материалами проверки, которые заявителем не оспаривались, как и само предписание, которое было исполнено. Так установлено, что запрошенные Э.И. документы непосредственно связаны с его работой, поскольку в соответствии с Положением об оплате труда и премировании заработная плата водителей напрямую зависит от количества груза, расстояния перевозки и т.д., т.е. предусмотрена сдельная оплата. Невыдача в установленный Трудовым кодексом РФ срок данных копий документов затрагивает интересы работника, в том числе по размеру оплаты труда. В рассматриваемом случае, у Э.И. возник трудовой спор по оплате труда, доказательством является обращение в суд.

Общие требования к порядку организации и проведения внеплановой проверки установлены в статье 10 Федерального закона N 294-ФЗ от 26.12.2008г. "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

В соответствии с ч. 1 данной статьи предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

Частью 2 данной статьи установлено, что основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).

Внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 2 части 2 настоящей статьи, органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (часть 5).

По смыслу приведенной правовой нормы обращение гражданина о нарушении обязательных требований законодательства предусмотрено в качестве основания проведения внеплановой проверки.

Приказом Роструда от 24.01.2011 N 14 утверждены Методические рекомендаций по применению должностными лицами Роструда и его территориальных органов положений Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" при осуществлении надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права".

В соответствии с пунктом 5.2 Методических рекомендаций предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований в сфере труда, выполнение предписаний уполномоченных должностных лиц федеральной инспекции труда, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни и здоровью граждан и (или) ликвидации последствий причинения такого вреда.

Во внеплановом порядке проводятся целевые проверки, основной целью которых является всестороннее и полное рассмотрение обращений граждан, содержащих сведения о допущенных нарушениях их прав и законных интересов действиями (бездействием) юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, обусловленных невыполнением ими обязательных требований в сфере труда, проведение проверки иной информации, свидетельствующей о наличии признаков таких нарушений, а также в связи с необходимостью проверки полноты и качества мер, принятых работодателями по выполнению предписаний об устранении ранее выявленных нарушений обязательных требований в сфере труда.

Пунктом 5.3 Методических рекомендаций установлено, что в соответствии с требованиями части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ основаниями для проведения уполномоченными должностными лицами федеральной инспекции труда внеплановой проверки соблюдения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований в сфере труда является в том числе, поступление в орган Роструда обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации, содержащих сведения о следующих фактах: возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан; причинения вреда жизни, здоровью граждан.

В соответствии с положениями указанной статьи Федерального закона N 294-ФЗ получение органом Роструда сведений о причинении вреда жизни и (или) здоровью граждан при осуществлении трудовой (профессиональной) деятельности либо возникновении угрозы причинения такого вреда является безусловным и исключительным основанием для проведения внеплановой выездной проверки хозяйствующих субъектов. При этом следует учитывать, что Федеральный закон N 294-ФЗ не содержит общего определения или перечня обстоятельств, которые могут квалифицироваться как возникновение угрозы жизни или здоровью граждан. В этой связи представляется, что к нарушениям обязательных требований в сфере труда, представляющим угрозу здоровью граждан, могут быть отнесены случаи невыплаты работникам заработной платы, непредоставления им установленных трудовым законодательством оплачиваемых отпусков, необеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты и т.д., т.е. любые случаи нарушения трудового законодательства.

В силу ст. 20 Федерального закона N 294-ФЗ отсутствие оснований проведения внеплановой проверки, установленных пунктом 2 части 2 и частью 3 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ, отнесено к категории грубых нарушений требований по организации и проведению проверок, вследствие чего их результаты не могут являться доказательством нарушения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований в сфере труда и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) по заявлению проверяемого лица.

Согласно ст. 357 Трудового кодекса РФ государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право в том числе: в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения проверки организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей - физических лиц; запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций; предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

В соответствии со ст. 360 ТК РФ государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Предметом проверки является соблюдение работодателем в процессе своей деятельности требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан.

Основанием для проведения внеплановой проверки является, среди прочих поступление в федеральную инспекцию труда обращений и заявлений граждан о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников; обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав.

Исходя из анализа приведенных положений закона, суд считает, что действия инспектором совершены в пределах его полномочий, порядок проведения проверки соблюдения трудового законодательства нарушен не был. В ходе проведения проверки инспектором установлены нарушения норм трудового законодательства и имелись основания для выдачи предписания.

Доводы жалобы о том, что инспектором необоснованно в ходе проведения проверки затребованы трудовой договор и приказ о приеме на работу Ефремова Э.И., суд считает необоснованными, поскольку основной целью проверок является всестороннее и полное рассмотрение обращений граждан, а истребование указанных документов было направлено на выяснение наличия права гражданина на подобное обращение, на установление факта трудовых отношений.

Таким образом, внеплановая проверка, проведенная на основании письменного обращения Э.И. в Государственную инспекцию труда в РК, является законной, поскольку положения ст. ст. 357 и 360 ТК РФ не содержат норм, препятствующих проведению государственными инспекторами труда внеплановых проверок в случае обращения граждан с заявлениями на нарушения их прав и законных интересов со стороны работодателей, при этом, согласование проверки с прокурором требуется лишь в случаях наличия угрозы жизни и здоровью гражданина, а при проведении данной проверки согласования не требовалось.

Исследованные судом доказательства как каждый в отдельности, так и их совокупность, полностью подтверждают вину Северинова А.Н. в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 5.27 ч. 1 КоАП РФ.

При назначении наказания должностным лицом учтены все значимые обстоятельства дела, данные о личности правонарушителя, наказание определено минимальное наказание в соответствии с санкцией статьи. Каких-либо нарушений при разрешении дела, равно как и оснований для отмены постановления, принятого в соответствии с нормами закона, в том числе и по доводам жалобы судом не установлено.

Обстоятельств, предусмотренных ст.2.9 и ст.24.5 КоАП РФ и влекущих прекращение производства по делу, по делу также не имеется.

С учетом вышеизложенного, постановление мирового судьи следует оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд

р е ш и л:

Постановление должностного лица Сыктывкарского отдела Государственной инспекции труда в Республике Коми от ** ** **. о привлечении Северинова А.Н. к административной ответственности по ст. 5.27 ч.1 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу Северинова А.Н. – без удовлетворения.

На решение может быть подана жалоба в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд РК в течение 10 дней.

Судья Т.А. Попова