на постановление должностного лица Сыктывкарской таможни по ст. 16.2 ч. 1 КоАП РФ



Дело № 12-81112 Р Е Ш Е Н И Е

31 июля 2012 года г.Сыктывкар

Судья Сыктывкарского городского суда Республики Коми Ланшаков С.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Коленова А.Г. на постановление должностного лица Сыктывкарской таможни от 15.06.2012 года о привлечении его к административной ответственности предусмотренной 16.2 ч. 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л :

Постановлением должностного лица сыктывкарской таможни Коленов был признан виновным с совершении административного правонарушения предусмотренного ст. 16.2 ч. 1 КОАП РФ и ему назначено наказание в соответствии с санкцией данной статьи в виде штрафа в размере 10000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением Коленов обратился в суд с жалобой в которой с привлечением его к административной ответственности был не согласен.

В судебном заседании Коленов на доводах, изложенных в жалобе настаивал. представители Сыктывкарской таможни с жалобой не согласились.

Заслушав явившиеся стороны, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 16.2 КоАП РФ недекларирование по установленной форме (устной, письменной или электронной) товаров и (или) транспортных средств, подлежащих декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

В соотвествии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18 (ред. от 09.02.2012) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", при разграничении административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частями 1 и 2 статьи 16.2 КоАП РФ, необходимо исходить из следующего. Частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ установлена ответственность за недекларирование товаров и (или) транспортных средств, когда лицом фактически не выполняются требования таможенного законодательства по декларированию и таможенному оформлению товара, то есть таможенному органу не заявляется весь товар либо его часть (не заявляется часть однородного товара либо при декларировании товарной партии, состоящей из нескольких товаров, в таможенной декларации сообщаются сведения только об одном товаре или к таможенному оформлению представляется товар, отличный от того, сведения о котором были заявлены в таможенной декларации). Если же товар по количественным характеристикам задекларирован полностью, но декларантом либо таможенным брокером (представителем) в таможенной декларации заявлены не соответствующие действительности (недостоверные) сведения о качественных характеристиках товара, необходимых для таможенных целей, эти действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, при условии, что такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.

В соответствии с п. 2 ст. 150 ТК ТС товары перемещаются через таможенную границу в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза. Пунктом 3 данной статьи установлено, что товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств - членов Таможенного союза.

Под ввозом товаров на таможенную территорию Таможенного союза в ТК ТС (пп. 3 п. 1 статьи 4) понимается совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Таможенного союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до их выпуска таможенными органами.

Согласно п. 1 ст. 173 ТК ТС таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру, совершаются в порядке и на условиях, определенных таможенным законодательством Таможенного союза, а в случаях, установленных ТК ТС или иными международными договорами государств - членов Таможенного союза, - законодательством государств - членов Таможенного союза.

Помещение товаров под таможенную процедуру начинается с момента подачи таможенному органу таможенной декларации и (или) документов, необходимых для помещения товаров под - таможенную процедуру в случаях, предусмотренных ТК ТС (п. 1 ст. 174 ТК ТС).

Статьей 203 Федерального закона от 27.11.2010 № 311 -ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) установлено, что товары, ввозимые в (Российскую Федерацию с территорий государств, не являющихся членами Таможенного союза, в том ; числе перемещаемые через территории государств - членов Таможенного союза в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, подлежат таможенному декларированию в соответствии с главой 27 ТК ТС и положениями главы 24 Федерального закона при их помещении под таможенную процедуру и изменении таможенной процедуры.

В соответствии со ст. 179 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с ТК РФ. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта. Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.

Установлено, что ** ** ** года между ОАО «...» (покупатель, Российская Федерация) и компанией «...» был заключен внешнеторговый контракт на поставку товаров в количестве и ассортименте согласно Приложениям (спецификациям) к контракту. В соответствии с Приложением №1 от 03.02.2011 к контракту от ** ** ** продавец обязался поставить в адрес ОАО «...» товары «одежда машин», в том числе: «...»; «...»; «...». 20.02.2012 вышеуказанные товары поступили в адрес ОАО «...» в количестве 3 грузовых мест весом брутто 1590 кг, весом нетто 396 кг, фактурной стоимостью ... евро по товаросопроводительным документам: инвойсы от ** ** ** , товаротранспортная накладная ... от ** ** **..., Карнет ..., были помещены на склад временного хранения ОАО «...» и учтены по документу отчета по форме ... от ** ** **.

** ** ** заместителем начальника отдела таможенного оформления ОАО «...» А.Г., действующим на основании доверенности от ** ** ** , в рамках исполнения данного договора по заявленной таможенной процедуре «выпуск для внутреннего Потребления» на Эжвинский таможенный пост Сыктывкарской таможни, расположенный по адресу: г. Сыктывкар, ..., ..., ..., ..., каб. ... ... (далее - Эжвинский таможенный пост), была подана декларация (далее - ДТ) на товары: «...» весом брутто/нетто - 1664,000/396,000 кг, фактурной стоимостью ... евро. ДТ была принята и зарегистрирована Эжвинским таможенным постом 23.03.2012 в 16 ч. 39 мин., и ей был присвоен регистрационный номер ....

26.03.2012 с целью выборочного контроля в связи с тем, что при предыдущем декларировании аналогичных товаров при фактическом контроле были выявлены товары, которые должны декларироваться отдельно, на основании докладной записки главного государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля Эжвинского таможенного поста Ю.А. от ** ** ** должностным лицом Эжвинского таможенного поста СО. был проведен таможенный осмотр товаров «....». В соответствии с актом таможенного осмотра от ** ** **... к таможенному осмотру было представлено 3 (три) деревянных ящика, в которых находилось по одной сетке, из них одна сетка была намотана на одну гильзу, а две другие сетки намотаны на три гильзы. Также, в каждом ящике с двух сторон каждой сетки находились изделия в виде троса из синтетического материала белого цвета (всего 6 (шесть) шт.), соединенных в кольцо, которые не были указаны в ДТ № ... и в представленных вместе с ДТ коммерческих и товаросопроводительных документах, а также в контракте от ** ** **... и приложении № 1 к контракту. Согласно акту взвешивания товаров, обнаруженных и находившихся в трех деревянных ящиках вместе с товарами «....», от ** ** ** вес нетто 6 (шести) перлоновых веревок (наименование товара согласно письму поставщика товаров компании ...) составил 0,770 кг, вес брутто составил 3,229 кг.

29.03.2012 на основании статьи 223 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О" таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон), пункта 2 статьи 201 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), в связи с обнаружением непродекларированных товаров «перлоновые веревки» в количестве 6 (шести) шт. и в связи с несоответствием сведений о декларируемых товарах в таможенной декларации и представленных документах сведениям, установленным при фактическом контроле, которые не были устранены в сроки выпуска (пункт 2 статьи 201 ТК ТС), было принято решение об отказе в выпуске товаров.

05.04.2012 ОАО «...» представило на Эжвинский таможенный пост письмо со сведениями от поставщика товаров ..., согласно которым обнаруженные и не продекларированные в ДТ товары являются перлоновыми веревками (веревками из синтетического материала), используемые для погрузки/выгрузки сеток из ящиков, входят в перечень обязательных материалов и являются вспомогательным (упаковочным) материалом.

09.04.2012 на Эжвинском таможенному посту была зарегистрирована ДТ, поданная ... ОАО « » Коленовым А.Г. по вышеуказанным коммерческим и товаросопроводительным документам. ДТ был присвоен регистрационный номер .... В данной ДТ были продекларированы товары «....» (часть места). По результатам проверки имеющихся документов, товары, продекларированные по ДТ № ..., ** ** ** г. были выпущены в соответствии с заявленной таможенной процедурой «выпуск для внутреннего потребления».

Таким образом, в соответствии с представленными к таможенному оформлению по ДТ № ... документами и сведениями, дополнительно поставленные товары «....» должны быть продекларированы отдельно.

В соответствии с п. 7 ст. 190 ТК ТС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.

В силу п. 2 ст. 180 ТК ТС перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только сведениями, которые необходимы для исчисления и взимания таможенных платежей, формирования таможенной статистики и применения таможенного законодательства Таможенного союза и иного законодательства государств - членов Таможенного союза.

Подпунктом 5 п. 2 ст. 181 ТК ТС установлен перечень сведений о товаре: наименование; описание; классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности; наименование страны происхождения; наименование страны отправления (назначения); описание упаковок (количество, вид, маркировка и порядковые номера): количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в других единицах измерения (м3); таможенная стоимость; статистическая стоимость: необходимых для указания в декларации на товары.

Статьей 188 ТК ТС установлено, что при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант обязан: 1) произвести таможенное декларирование товаров; 2) представить в таможенный орган документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено таможенным законодательством таможенного союза; 3) предъявить декларируемые товары в случаях, установленных ТК ТС, либо по требованию таможенного органа; 4) уплатить таможенные платежи и (или) обеспечить их уплату в соответствии с ТК ТС; 5) соблюдать требования и условия использования товаров в соответствующей таможенной процедуре; 6) выполнять иные требования, предусмотренные ТК ТС.

В соответствии с п. «Ь» ст. 1 Приложения ФЗ «О контейнерах, поддонах, упаковках, образцах и других товарах, ввезенных в связи с коммерческой операцией» Конвенции о временном ввозе от 26 июня 1990 г. под понятием «упаковка» понимаются «любые изделия и материалы, служащие или предназначенные - в том виде, в каком они ввозятся, - для упаковки защиты, размещения и крепления |или разделения товаров, за исключением упаковочных материалов (солома, бумага, стекловолокно, 3 стружка и т.п.), ввозимых навалом. Исключены также контейнеры и поддоны такие, как они определены соответственно в пунктах (с) и (d) настоящей статьи». Исходя из приведенного определения понятия «упаковка», товар «перлоновые веревки», предназначенный для производства погрузочных и разгрузочных работ, не относится к понятию упаковки.

Согласно заключению эксперта Экспертно-криминалистической службы регионального филиала ЦЭКТУ ФТС России (г. Санкт-Петербург) № 73/12-2012 от 04.05.2012, поступившего в рамках производства по делу об административном правонарушении , стоимость товара «...» в количестве 6 (шесть) шт., явившегося предметом административного правонарушения, по состоянию на 23.03.2012 определена в размере ... рублей.

После прибытия на таможенную территорию Таможенного союза в соответствии со ст. 187 ТК РФ декларант имеет право осматривать подлежащие декларированию товары, в том числе и до подачи декларации на товары.

В соответствии с п. 1 ст. 185 ТК ТС таможенная декларация на товары, ввезенные на таможенную территорию таможенного союза, подается до истечения срока временного хранения товаров, если иное не установлено кодексом.

Порядок декларирования товаров при ввозе регламентирован решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257 (ред. от 22.06.2011) «Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций», в том числе и при выпуске для внутреннего потребления.

Как следует из материалов дела, таможенное оформление товаров по ДТ № ... от имени ОАО «...» было произведено ... ОАО «...» Коленовым А.Г.

Приказом по ОАО «...» Коленов А.Г. с ** ** ** переведен на должность ... согласно трудовому договору. В соответствии с трудовым договором от ** ** ** Коленов А.Г. принят на должность заместителя начальника отдела таможенного оформления Общества. Доверенностью от ** ** ** заместитель начальника отдела таможенного оформления Коленов А.Г. уполномочен представлять интересы ОАО «...» в таможенных органах, в том числе по декларированию товаров и транспортных средств.

В соответствии с Должностной инструкцией заместителя начальника отдела таможенного оформления Общества, утвержденной ** ** ** г. Коленов А.Г. ознакомлен под роспись, заместитель начальника отдела таможенного оформления осуществляет оформление грузовых таможенных деклараций (ГТД) на товары и транспортные средства в соответствии с таможенным законодательством.

В рассматриваемом случае правонарушитель знал о необходимости соблюдения правил таможенного декларирования товаров, однако допустил их нарушение.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (п. 1 ст. 2.1 КоАП РФ).

На основании ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В примечании к данной статье указано, что под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Факт совершения Коленовым административного правонарушения, ответственность за которое установлена 16.2 ч. 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подтверждается материалами административного дела № ...

Суд не усматривает в обстоятельствах дела оснований для применения положения ст.2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях и освобождения МУП «...» от административной ответственности исходя из следующего.

Как следует из Постановления пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" от 02.06.2004 года, при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания. При квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.

Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.

В соответствии с Постановлением Пленума ВС РФ " О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса об административных правонарушениях» от24.03.2005 N 5. Вместе с тем, если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения.

Недекларирование товара образует объективную сторону правонарушения независимо от размера причиненного вреда и тяжести наступивших последствий. Определяя предписания действовать определенным образом в публично-правовой сфере, законодатель не связывает их нарушение с причинением вреда охраняемым общественным отношениям, следовательно, наступление ответственности или освобождение от нее не может определяться наличием или отсутствием данного условия.

Указанные выше обстоятельства учитываются административным органом при назначении административного наказания.

Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ).

Из материалов дела видно, что правонарушение совершено заявителем в результате ненадлежащего отношения к установленной законом обязанности по декларированию поступивших в его адрес товаров.

В силу изложенного совершенное Коленовым правонарушение малозначительным не является.

Собранные по делу доказательства были верно оценены должностным лицом Сыктывкарской таможни в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Действиям Коленова была дана правильная квалификация.

Поскольку правовых и объективных оснований для отмены постановления установлено в ходе судебного разбирательства не было, жалоба Коленова удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л:

В удовлетворении жалобы Коленова А.Г. отказать.

Постановление должностного лица Сыктывкарской таможни от 15.06.2012 года о привлечении его к административной ответственности предусмотренной 16.2 ч. 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Верховный суд Республики коми через Сыктывкарский городской суд.

Судья С.В. Ланшаков