на постановление государственного инспектора труда Сыктывкарского отдела Государственной инспекции труда в Республике Коми по ч.1 ст. 15.27 КоАП РФ



Дело № 12-734/12

РЕШЕНИЕ

«20» августа2012 года г. Сыктывкар

Судья Сыктывкарского городского суда Республики Коми Веселкова Т.А.,

рассмотрев жалобу Северинова А.Н. на постановление государственного инспектора труда Сыктывкарского отдела Государственной инспекции труда в Республике Коми от 23 мая 2012 года по делу об административном правонарушении в отношении Северинова А.Н. по ч.1 ст. 15.27 КоАП РФ,

установил:

Постановлением государственного инспектора труда Сыктывкарского отдела Государственной инспекции труда в Республике Коми от 23 мая 2012 года, ... ОАО «...» Северинов А.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27 КоАП РФ, где ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере ... рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, Северинов А.Н. обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление признать незаконным и отменить.

В обоснование жалобы указал, что нарушения в части не выдачи работнику документов со стороны работодателя не установлено, имело место грубое нарушение порядка проведения проверки, при этом указывает на малозначительность административного правонарушения.

В судебном заседании представитель заявителя Белоусов А. И., действующий по доверенности, поддержал доводы, изложенные в жалобе.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

Часть 1 статьи 5.27 КоАП РФ предусматривают административную ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Установлено, что ** ** ** года в адрес Сыктывкарского отдела Государственной инспекции труда в Республике Коми поступило заявление М.Н. от ** ** ** года, в котором заявитель указал на нарушения трудового законодательства работодателя в лице ОАО «...» в виде невыдачи ему Положения об оплате труда в установленный ст. 62 ТК РФ срок.

** ** ** года главным государственным инспектором труда в Республике Коми издано распоряжение (приказ) о проведении внеплановой, документарной проверки в ООО «...» с целью защиты прав и интересов работников в связи с рассмотрением обращения М.Н. от ** ** ** года №....

На основании указанного распоряжения в адрес ООО «...» направлено уведомление о необходимости обеспечения присутствия руководителя либо представителя общества с надлежаще оформленной доверенностью в период с ... часов до ... часов ** ** ** года по месту нахождения проверяющего органа в г. Сыктывкаре по адресу: ул. ..., д.....

** ** ** года по результатам проведенной проверки в присутствии Г.И., действовавшего на основании доверенности от ** ** ** года, составлен акт от ** ** ** года, где выявлены нарушения абз.4 ч.2 ст.57 ТК РФ, а именно: в трудовом договоре с работником Ботнарь М.Н. отсутствуют обязательные для включения условия об оплате труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада), выдано предписание от ** ** ** года № ....

Протоколом об административном правонарушении №... от ** ** ** года, составленному на основании акта проверки №... года от ** ** ** года, предписания №... года от ** ** ** года, установлено, что Северинов А.Н., являясь ... ОАО «...», наделенный организационно-распорядительными и административно-хозяйственными полномочиями, совершил противоправное, виновное действие (бездействие), за которое ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ установлена административная отвественность.

Общие требования к порядку организации и проведения внеплановой проверки установлены в статье 10 Федерального закона N 294-ФЗ от 26.12.2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В соответствии с ч. 1 данной статьи предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

Частью 2 данной статьи установлено, что основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан.

По смыслу приведенной правовой нормы обращение гражданина о нарушении обязательных требований законодательства предусмотрено в качестве основания проведения внеплановой проверки.

В силу ст. 20 Федерального закона N 294-ФЗ отсутствие оснований проведения внеплановой проверки, установленных пунктом 2 части 2 и частью 3 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ, отнесено к категории грубых нарушений требований по организации и проведению проверок, вследствие чего их результаты не могут являться доказательством нарушения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований в сфере труда и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) по заявлению проверяемого лица.

Согласно ст. 357 Трудового кодекса РФ государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право в том числе: в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения проверки организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей - физических лиц; запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций; предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

В соответствии со ст. 360 ТК РФ государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Предметом проверки является соблюдение работодателем в процессе своей деятельности требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан.

Основанием для проведения внеплановой проверки является, среди прочих поступление в федеральную инспекцию труда обращений и заявлений граждан о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников; обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав.

Исходя из анализа приведенных положений закона, суд считает, что действия инспектора совершены в пределах его полномочий, порядок проведения проверки нарушен не был.

Довод жалобы о том, что инспектором необоснованно в ходе проведения проверки затребованы трудовой договор и приказ о приеме на работу М.Н. суд считает необоснованным, поскольку основной целью проверок является всестороннее и полное рассмотрение обращений граждан, а истребование указанных документов было направлено на выяснение наличия права гражданина на подобное обращение, на установление факта трудовых отношений с ОАО «...».

Таким образом, внеплановая проверка, проведенная на основании письменного обращения М.Н. в Сыктывкарский отдел Государственной инспекции труда в Республике Коми, является законной, поскольку положения ст. ст. 357 и 360 ТК РФ не содержат норм, препятствующих проведению государственными инспекторами труда внеплановых проверок в случае обращения граждан с заявлениями на нарушения их прав и законных интересов со стороны работодателей, при этом, согласование проверки с прокурором требуется лишь в случаях наличия угрозы жизни и здоровью гражданина, а при проведении данной проверки согласования не требовалось.

В то же время суд полагает, что выявленные нарушения, отраженные в протоколе №... от ** ** ** года, акте проверки №... года от ** ** ** года, предписании №... года от ** ** ** года материалами дела не подтверждаются.

Так в силу статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых устанавливается наличие или отсутствие события административного правонарушения, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ).

На основании ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, при этом лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В силу ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Из представленного трудового договора от ** ** ** года с работником М.Н. следует, что условия оплаты труда, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты устанавливаются в соответствии с Положением об оплате труда водителей (введено в действие ** ** ** года).

В преамбуле Положения указано, что оно вводится в целях повышения материальной заинтересованности работников всего предприятия по своевременному бесперебойному обеспечению заказчиков транспортом и достижения высокой эффективности использования автотранспортной техники (п.1.1).

Пунктом 1.2. Положения определено, что при оплате труда рабочих применяются тарифные ставки и оклады согласно штатному расписанию, утвержденному директором предприятия и Приложениями 1,2 к настоящему Положению. Тарифная система оплаты труда определяет исходные размеры вознаграждения рабочим за выполненную работу с учетом значимости затраченного, степени его сложности и интенсивности.

Приложением 1 к Положению установлены тарифные ставки водителей.

М.Н. при приеме на работу надлежащим образом был ознакомлен с указанными выше локальными нормативными актами ОАО «...», о чем имеются его подписи в листе ознакомления.

Таким образом, работодателем надлежаще исполнена обязанность по ознакомлению работника под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с его трудовой деятельностью (ст. 22 ТК РФ).

Статья 57 ТК РФ относит условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты) к числу обязательных для включения в трудовой договор.

При этом, если в трудовом договоре существуют ссылки на какие-либо иные локальные нормативные акты (правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, штатное расписание), то работник при приеме на работу должен быть ознакомлен со всеми этими документами под расписку.

Все существенные условия оплаты труда работников (в том числе водителей) ОАО «...» определены в Положении об оплате труда и премированию работников и Приложениях 1,2 к нему, нарушений абз.4 ч.2 ст. 57 ТК РФ в действиях работодателя судом не усматривается.

В силу п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

В соответствии со ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений:

1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;

2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;

3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;

4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;

5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.

Из анализа представленных материалов суд приходит к выводу об отсутствии в действиях Северинова А.Н. состава административного правонарушения, в связи с чем постановление от 23 мая 2012 года подлежит отмене, производство по делу подлежит прекращению за отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд

решил:

Постановление государственного инспектора труда Сыктывкарского отдела Государственной инспекции труда в Республике Коми от 23 мая 2012 года по делу об административном правонарушении в отношении Северинова А.Н. по ч.1 ст. 15.27 КоАП РФ отменить, производству по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

На решение может быть подана жалоба в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение 10 суток со дня вручения решения.

Судья- Т.А. Веселкова