Дело № | 5-428/10 |
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г.Сыктывкар | 05 августа 2010 года |
Судья Сыктывкарского городского суда Республики Коми Веселкова Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Сыктывкарского городского суда по адресу: г.Сыктывкар, ул.Пушкина, д.11, каб.6, дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении Министерства образования Республики Коми,
Установил:
Согласно протоколу об административном правонарушении от 22 июля 2010 года, вынесенного зам. начальника ООГПН управления государственного пожарного надзора, 22.07.2010 года в 10-00 час. в Министерстве образования Республики Коми были выявлены нарушения требований норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», утвержденных приказом МЧС «России от 12 декабря 2007 года №645, зарегистрированы Министерством юстиции РФ от 21 января 2008г., регистрационный № 10938, СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений», Правил пожарной безопасности в РФ утвержденные приказом МЧС России от 18.06.2003г. №313, зарегистрированные Министерством юстиции РФ 27 июня 2003 г. за рег. № 4838, ФЗ от 22.07.2008г. № 123-ФЗ Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», НПБ 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», СНиП 31-05-2003 «Общественные здания административного назначения», а именно:
-Министр и заместители министра образования РК не обучены пожарно-техническому минимуму в объеме знаний требований нормативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность, в части противопожарного режима, а также приемов и действий при возникновении пожара в организации, позволяющих выработать практические навыки по предупреждению пожара, спасению жизни, здоровья людей и имущества при пожаре (п. 31, п. 32 НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций»);
-Открытая центральная лестница не отделена дверьми от поэтажных коридоров (п. 53 ППБ 01-03, 6.18 СНиП 21-0197);
-выход из подвала, где устроены помещения для хранения сгораемых материалов, совмещен с внутренней лестничной клеткой (п. 40 ППб 01-03, п. 6.9 СНиП 21-01-97);
-Сняты предусмотренные проектом двери ведущие в лестничную клетку (левая сторона здания) на 2 и 3-м этаже (п. 40 ППБ 01-03)
-Двери, ведущие на лестничные клетки (левая сторона 1 этаж и правая сторона здания 1-3 этажи) не оборудованы устройством для самозакрывания и уплотнителями в притворах (п.51, п.53 ППБ 01-03);
-Высота эвакуационного выхода из центральной лестничной клетки непосредственно наружу (тыл здания) менее 1,9 метра (п.53 ППБ 01-03, п.6.16 СНиП 21-01-97*);
-Имеются перепады высот на путях эвакуации: в коридоре на 2-ом этаже здания (6.28* СНиП 21-01-97*);
-В лестничной клетке (правая сторона) запасного эвакуационного выхода устроена деревянная перегородка и раздевалка (п.40 ППБ 01-03);
-Отделка стен в коридорах на 2-м и 3-м этажах здания выполнена материалами с более высоким классом пожарной опасности, чем КМЗ (ч.1 ст. 89, ч.б ст. 134, табл. №№3 и 28 №123- ФЗ от 22.07.2008г.);
-Двери эвакуационных выходов из лестничных клеток (в правой и левой части здания), ведущие непосредственно наружу, закрыты на запоры, не обеспечивающие людям, находящимся внутри здания, возможность свободного открывания запоров изнутри без ключа (п.52 ППБ 01-03);
-В объеме лестничной клетки устроено помещение серверной, выгороженное перегородкой с применением горючих материалов (п.40, п.51, п.53 ППБ 01-03);
-Не оборудованы автоматической пожарной сигнализации помещения, занимаемые советом ветеранов (п.З ППБ 01-03, п.9 таб.1, п.38 таб.3 НПБ 110-03);
-Не осуществляется техническое обслуживание системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре специализированной организацией, имеющей лицензию, по договору (п.96 ППБ 01-03);
-Осуществляется хранение горючих материалов под лестничным маршем левой лестничной клетки (п.40 ППБ 01-03);
-Нарушен защитный слой штукатурки перекрытия на 1-ом этаже и правой лестничной клетке (п.36 ППБ 01-03);
-Установлена глухая металлическая решетка на окне правой лестничной клетки (п.40 ППБ 01-03);
-В подвале, где устроены помещения для складирования горючих материалов, отсутствуют не менее чем два люка или окна шириной 0,9 м и высотой 1,2 м. (п.З ППБ 01-03,. 6.3.5 СНиП 31-05-2003);
-Люк, ведущий в чердачное помещение не закрыт на замок (п.44 ППБ 01-03);
-Распорядительным документом по учреждению не установлен противопожарный режим соответствующий пожарной опасности здания (п. 15 ППБ 01-03);
-Отсутствует журнал учета первичных средств пожаротушения, огнетушители не пронумерованы (п. 108, п. 15, п. 16 приложения №3 ППБ 01-03);
-Администрацией министерства образования Республики Коми не согласована с территориальным органом государственного пожарного надзора специальная программа обучения пожарно-техническому минимуму руководителей подразделений министерства (п. 39, п.51, п.53 НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций»),
В судебном заседании представитель Министерства образования РК Дунина А.С. и Мартынчук В.П., действующие по доверенности пояснили, что в ходе плановой проверки управления государственного пожарного надзора Северо-Западного регионального центра Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Министерством образования устранены следующие нарушения:
-в лестничной клетке (правая сторона) запасного эвакуационного выхода устроена деревянная перегородка и раздевалка;
- двери эвакуационных выходов из лестничных клеток (в правой и левой части здания), ведущие непосредственно наружу, закрыты на запоры, не обеспечивающие людям, находящимся внутри здания, возможность свободного открывания запоров изнутри без ключа;
- не осуществляется техническое обслуживание системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре специализированной организацией, имеющей лицензию, по договору;
- осуществляется хранение горючих материалов под лестничным маршем левой лестничной клетки;
- люк, ведущий в чердачное помещение, не закрыт на замок;
- отсутствует журнал учета первичных средств пожаротушения, огнетушители не пронумерованы. А также предприняты меры по устранению нарушений пожарной безопасности, таких как:
- выход из подвала, где устроены помещения для хранения сгораемых материалов, совмещен с внутренней лестничной клеткой;
- высота эвакуационного выхода из центральной лестничной клетки непосредственно наружу (тыл здания) менее 1,9 метра;
- не оборудованы автоматической пожарной сигнализации помещения, занимаемые советом ветеранов;
- в подвале, где устроены помещения для складирования горючих материалов, отсутствуют не менее чем два люка или окна шириной 0,9 м и высотой 1,2 м.;
- распорядительным документом по учреждению не установлен противопожарный режим соответствующий пожарной опасности здания;
- администрацией министерства образования Республики Коми не согласована с территориальным органом государственного пожарного надзора специальная программа обучения пожарно-техническому минимуму руководителей подразделений министерства.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Часть 1 ст.20.4 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическим и лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами т гражданами определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
Согласно ч.2 ст.37 Федерального закона от 21.12.1994г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» предприятия обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.
В соответствии со ст.1 названного Закона нарушение требований пожарной безопасности - это невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Таким образом, нарушение требований пожарной безопасности заключается в невыполнении или ненадлежащем выполнении лицом, ответственным за их соблюдение, установленных норм, стандартов и правил в области пожарной безопасности. Неисполнение указанных обязанностей в установленном порядке влечет применение к нарушителю санкций, предусмотренных ч.1 ст.20.4 КоАП РФ.
В силу ст.38 Закона, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут, в том числе, собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Как следует из материалов дела, Министерство образования Республики Коми является органом исполнительной власти Республики Коми, участвующим в проведении единой государственной политики в области образования, в нормативном правовом регулировании в области образования, координирующим по этим направлениям деятельность других органов исполнительной власти Республики Коми, а также уполномоченным органом исполнительной власти РК на осуществление государственного контроля (надзора) на территории РК в сфере образования, при этом данное Министерство поставлено на учет юридического лица в налоговый орган по месту нахождения на территории РФ.
Таким образом, Министерство образования Республики Коми является лицом, ответственным за соблюдение требований пожарной безопасности в здании.
В силу ст. 2.1 ч. 1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Вина Министерства образования Республики Коми подтверждается, кроме того, что некоторые установленные нарушения в ходе плановой проверке были устранены,
и письменными доказательствами: протоколом об административном правонарушении, распоряжением о проведении проверки, актом проверки от 22.07.2010г.
Учитывая изложенное, прихожу к выводу о том, что Министерство образования Республики Коми не предприняло всех необходимых мер для соблюдения Правил пожарной безопасности.
Санкция ч.1 ст.20.4 КоАП РФ предусматривает административное наказание для юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со ст.3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется, в том числе, в случае угрозы жизни или здоровью людей.
Административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Правонарушение, совершенное Министерством образования Республики Коми, не создает угрозу жизни и здоровью людей. В этой связи, по убеждению судьи, цель административного наказания за допущенное правонарушение - предупреждение совершения новых правонарушений – может быть обеспечена административным наказанием в виде административного штрафа.
С учетом причин и условий совершения правонарушения, принятых правонарушителем мер по устранению нарушений, а также статуса и вида деятельности лица, привлекаемого к административной ответственности, судья считает возможным назначить наказание Министерству образования Республики Коми в виде административного штрафа в размере 10000,00 рублей.
Руководствуясь ст.ст.29.7, 29.9-29.10 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать Министерство культуры Республики Коми виновным в совершении административного правонарушения ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.20.4 КоАП РФ.
Назначить Министерству образования Республики Коми административное наказание по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 10000 (десять тысяч) рублей.
Реквизиты перечисления суммы административного штрафа: Получатель: УФК по Республике Коми (ГУ МЧС РФ по РК), ИНН 1101462050, КПП 110101001, Р/с 40101810000000010004 ГРКЦ НБ Республики Коми Банка России г. Сыктывкара, БИК банка 048702001, КБК 17711627000010000140, ОКАТО 87401000000.
Разъяснить Министерству образования Республики Коми, что согласно ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ).
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение десяти дней с момента вручения.
Судья- | Т.А. Веселкова |