Дело № 5-541/2010г.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
«13» сентября 2010 года г. Сыктывкар
Судья Сыктывкарского городского суда Республики Коми Смирнов А.Г. рассмотрел дело об административном правонарушении в отношении Федерального Государственного образовательного учреждения дополнительного образования «Коми региональный центр подготовки авиационного персонала»,
УСТАНОВИЛ:
Определением от 20.08.2010 г. материалы дела об административном правонарушении в отношении ФГОУ ДО «Коми региональный центр подготовки авиационного персонала» по признакам правонарушения, предусмотренного ст. 20.4 ч. 1 КоАП РФ переданы на рассмотрение в Сыктывкарский городской суд РК.
В судебном заседании представитель ФГОУ ДО «Коми региональный центр подготовки авиационного персонала» согласна с привлечением учреждения к административной ответственности, пояснив, что частью нарушений они не согласны.
Выслушав доводы представителя, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему:
Судом установлено, что 20.08.2010 г. в отношении ФГОУ ДО «Коми региональный центр подготовки авиационного персонала» был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, согласно которого учреждение совершило вышеуказанное правонарушение при следующих обстоятельствах:
20.08.2010 г. в 14 час. 00 мин. в зданиях, помещениях ФГОУ ДО «Коми региональный центр подготовки авиационного персонала» нарушило требования п. 3, 16, 40, 41, 53 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации», п. 5.14*. таб. 1, таб. 2*. 6.9*, 6.13*. 6.18*. 6.25*. 6.27, 6.28*, 7.4, 8.4* СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», п. 7.60, п. 7.62 СНиП 23- 05-95 «Естественное и искусственное освещение», п. 12.20 НПБ 88-2001 «Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования», п. 1.46* СНиП 2.08.01-89*, п. 7.1.12, 7.2.4 СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные», п. 3 табл. 1 (п. 9, 10.1.2) НПБ 110-03 «Перечень зданий, сооружений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения, автоматической пожарной сигнализацией», п. 4.1, табл. 1, табл. 2 (п. 5, 8, 15) НПБ 104-03 «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях», п. 1.82 СНиП 2.08.02-89* «Общественные здания и сооружения», п. 8.2 (и) СНиП 41-01-2003 «Отопление, вентиляция и кондиционирование», а именно:
1. Учебный корпус
Не приняло мер к проведению эксплуатационных испытаний наружной пожарной лестницы и ограждения на крыше (Основание: п. 41 ППБ 01-03);
не приняло мер к разработке и вывеске на этажах, на видных местах планов эвакуации людей в случае пожара согласно ГОСТ 21.2.143-2002 (существующие планы эвакуации не соответствуют ГОСТ 21.2.143-2002) (Основание: п. 16 ППБ 01-03);
не приняло мер к установке противопожарного люка 2-го типа, размерами 0.6x0.8 (м) на чердак (Основание: п. 3 ППБ 01-03, п. 8.4* СНиП 21-01-97*);
не приняло мер к оборудованию коридоров 1-го, 2-го, 3-го этажей, лестниц аварийным эвакуационным освещением (Основание: п. 3 ППБ 01-03, п. 7.60, п. 7.62 СНиП 23-05-95);
допустило установке в коридоре 1 -го этажа ведущего к центральному эвакуационному выходу турникета, препятствующего свободной эвакуации людей (Основание: п. 53 ППБ 01- 03);
не приняло мер к выполнению ширины путей эвакуации (коридор 3-го этажа) не менее 1.2 метра (Основание: п. 3 ППБ 01-03. п. 6.27 СНиП 21-01-97*);
не приняло мер к демонтажу покрытия пола общего коридора 1 -го, 2-го этажей, выполненного материалом с более высокой пожарной опасностью чем В2, РП2, ДЗ, Т2 (Основание: п. 3 ППБ 01-03. п. 6.25* СНиП 21-01-97*);
не приняло мер к демонтажу отделки стен общего коридора 1-го этажа (тамбур центрального выхода, тамбур выхода из лестничной клетки с правой стороны здания), выполненной материалом с более высокой пожарной опасностью чем Г2, В2, ДЗ, ТЗ (Основание: п. 3 ППБ 01-03. п. 6.25* СНиП 21-01-97*);
не приняло мер к демонтажу отделки потолка общего коридора 1-го этажа (тамбур центрального выхода), выполненного материалом с более высокой пожарной опасностью чем Г2, В2. ДЗ, ТЗ (Основание: п. 3 ППБ 01-03, п. 6.25* СНиП 21-01-97*);
допустило установку кладовой под лестничным маршем 1-го этажа лестничной клетки, с правой стороны здания (Основание: п. 40 ППБ 01-03);
не приняло мер к выполнению в месте перепада высот на путях эвакуации (коридор 1-го этажа), лестницы с числом ступеней не менее трех или пандуса с уклоном не более 1:6 (Основание: п. 3 ППБ 01-03, п. 6.28* СНиП 21-01-97*);
не приняло мер к установке пожарных извещателей в коридоре 2-го этажа (напротив кабинета английского языка), на потолке имеющего сплошную конструкцию, отстоящую по нижней отметке от потолка на расстоянии более 0,4 м (Основание: п. 3 ППБ 01-03, п. 12.20 НПБ 88-2001);
не приняло мер к отделению помещений общественного назначения, от помещений жилой части 2-го этажа противопожарной перегородкой 1-го типа без проемов (Основание: п. 3. ППБ 01-03, п. 1.46* СНиП 2.08.01-89*. п. 7.1.12 СНиП 31-01-2003);
не приняло мер к отделению помещений общественного назначения от помещений жилой части 1-го этажа противопожарными перегородками 1-го типа без проемов (Основание: п. 3. ППБ 01-03, п. 1.46* СНиП 2.08.01-89*. п. 7.1.12 СНиП 31-01-2003);
не приняло мер к выполнению эвакуационных выходов с жилой части (общежития) 2-го этажа здания, соответствующих п. 6.9*, п. 6.13* СНиП 21-01-97* (Основание: п. 3 ППБ 01- 03, п. 6.9*. 6.13* СНиП 21-01-97*);
2. Тренажерный корпус
не приняло мер к оборудованию здания автоматической установкой пожарной сигнализации (Основание: п. 3 ППБ 01-03, п. 3, табл. 1 (п. 9, 10.1.2) НПБ 110-03);
не приняло мер к оборудованию помещений системой звукового оповещения людей в случае пожара (Основание: п. 3 ППБ 01-03, п. 4.1, табл. 1, табл. 2 (п. 5, 8, 15) НПБ 104-03);
не приняло мер к обозначению эвакуационных выходов световыми оповещателями «Выход» (Основание: п. 3 ППБ 01-03, п. 4.1, табл. 1. табл. 2 (п. 5, 8, 15) НПБ 104-03);
не приняло мер к оборудованию коридоров 1-го, 2-го, 3-го этажей, лестниц, аварийным эвакуационным освещением (Основание: п. 3 ППБ 01-03. п. 7.60, п. 7.62 СНиП 23-05-95);
не приняло мер к разработке и вывеске на этажах, на видных местах планов эвакуации людей в случае пожара согласно ГОСТ 21.2.143-2002 (существующие планы эвакуации не соответствуют ГОСТ 21.2.143-2002) (Основание: п. 16 ППБ 01-03);
не приняло мер к демонтажу с окон 1-го этажа, лестничной клетки 1-го этажа, глухих металлических решеток (Основание: п. 40 ППБ 01-03);
допустило загромождение мебелью эвакуационных путей (коридоры 1-го, 2-го, 3-го этажей) (Основание: п. 53 ППБ 01-03);
не приняло мер к заполнению проема в противопожарной преграде, разделяющей части здания, помещений, различных классов функциональной пожарной опасности (учебный корпус и павильон продовольственных товаров) 1 -го этажа, дверями имеющих предел огнестойкости (Основание: п. 3 ППБ 01-03, п. 5.14*. таб. 1. таб. 2*. п. 7.4 СНиП 21-01-97*);
не приняло мер к установке двери электрощитовой 1-го этажа, с пределом огнестойкости не менее 0.6 часа (Основание: п. 3 ППБ 01-03, п. 1.82 СНиП 2.08.02-89*);
допустило применение горючих материалов (обои) для отделки стен путей эвакуации (коридор 2-го этажа) (Основание: п. 53 ППБ 01-03);
не приняло мер к оборудованию дверей лестничной клетки 1-го. 2-го. 3-го этажей здания, устройствами для самозакрывания с уплотнением в притворах (Основание: п. 3 ППБ 01-03, п. 6.18* СНиП 21-01-97*);
не приняло мер к демонтажу покрытия пола общего коридора 2-го этажа выполненного материалом с более высокой пожарной опасностью чем В2. РП2, ДЗ, Т2 (Основание: п. 3 ППБ 01-03, п. 6.25* СНиП 21-01-97*);
не приняло мер к демонтажу отделки потолка общего коридора 2-го этажа выполненного материалом с более высокой пожарной опасностью чем Г2, В2. ДЗ. ТЗ (Основание: п. 3 ППБ 01-03. п. 6.25* СНиП 21-01-97*);
не приняло мер к оборудованию 2-х эвакуационных выходов со 2-го. 3-го этажей здания.
соответствующих п. 6.9*, 6.13* СНиП 21-01-97* (Основание: п. 3 ППБ 01-03, п. 6.13* СНиП 21-01-97*):
не приняло мер к установке противопожарной двери 2-го типа, ведущей из лестничной клетки на кровлю, размерами не менее 0,75x1,5 м. (Основание: п. 3 ППБ 01-03, п. 8.4* СНиП 21-01-97*);
2.1. Павильон продовольственных товаров
не приняло мер к оборудованию помещений торгового зала системой вытяжной противодымной вентиляцией для удаления продуктов горения при пожаре (Основание: п. 3 ППБ 01-03, п. 8.2 (и) СНиП 41-01-2003), за что предусмотрена ответственность в соответствии с ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Согласно Федеральному закону от 21 декабря 1994г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (в ред. Федерального закона от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ) под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; под противопожарным режимом подразумеваются правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания помещений (территорий), обеспечивающие предупреждение нарушений требований безопасности и тушение пожаров.
Согласно ч. 1 ст. 38 указанного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды установлены Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденными Приказом МЧС России от 18.06.2003 года № 313.
В силу п. 10 указанных Правил собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Неисполнение, ненадлежащее исполнение указанных Правил гражданами, должностными лицами, юридическими лицами квалифицируется по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
В соответствии с Уставом Учреждения, в целях обеспечения его уставной деятельности закрепляются объекты прав федеральной собственности, которые находятся у Учреждения в оперативном управлении.
В действиях ФГОУ ДО «Коми региональный центр подготовки авиационного персонала» усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, согласно которой нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (п. 1 ст. 2.1 КоАП РФ).
На основании ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Факт совершения ФГОУ ДО «Коми региональный центр подготовки авиационного персонала» административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, подтверждается материалами дела об административном правонарушении, в том числе протоколом об административном правонарушении от 20.08.2010 г., актом проверки от 20.08.2010 г.
В рассматриваемом случае правонарушитель должен был знать о необходимости соблюдения правил пожарной безопасности, однако им были допущены нарушения.
Поскольку требования пожарной безопасности установлены с целью обеспечения безопасности людей, правонарушение, в результате которого создается угроза жизни и здоровью людей, не может быть признано малозначительным.
Существенные нарушения при производстве по делу об административных правонарушениях административным органом процессуальных требований, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, судом не установлены.
С учетом обстоятельств совершенного административного правонарушения, принимая во внимание количество выявленных в ходе проверки нарушений требований пожарной безопасности учреждением, при этом учитывая, что допущенные ФГОУ ДО «Коми региональный центр подготовки авиационного персонала» нарушения создают угрозу жизни и здоровью людей, суд считает возможным назначить административное наказание, предусмотренное ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 10000 руб.
Руководствуясь ст.ст. 29.7, 29.9-29.10 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Признать Федеральное Государственное образовательное учреждение дополнительного образования «Коми региональный центр подготовки авиационного персонала», виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Реквизиты перечисления суммы административного штрафа: Получатель: УФК по Республике Коми (ГУ МЧС РФ по РК), ИНН 1101462050, КПП 110101001, Р/с 40101810000000010004 ГРКЦ НБ Республики Коми Банка России г. Сыктывкара, БИК банка 048702001, КБК 17711627000010000140, ОКАТО 87401000000.
Разъяснить ФГОУ ДО «Коми региональный центр подготовки авиационного персонала», что согласно ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ).
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления с подачей жалобы через Сыктывкарский городской суд Республики Коми.
Судья