Нарушение требований пожарной безопасности



Дело № 5-612/10

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

12 октября 2010 года г. Сыктывкар

Судья Сыктывкарского городского суда Республики Коми Огнева С.Б., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении Администрации Главы Республики Коми и Правительства Республики Коми, ранее не привлекавшейся к административной ответственности,

У С Т А Н О В И Л:

Согласно протоколу об административном правонарушении от 22.07.2010 г. Администрация Главы Республики Коми и Правительства Республики Коми совершила административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, при следующих обстоятельствах:

22.07.2010 года в 15 ч. 00 мин. на территории в административном здании государственного совета РК нарушила требования «Правил пожарной безопасности в РФ» - ППБ 01-03 (утверждены приказом МЧС России № 313 от 18.06.2003г., зарегистрированы в Минюсте России 27.06.2003г., регистрационный № 4838) (далее – ППБ 01-03); СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение» (приняты и введены постановлением Минстроя России от 02.08.1995 г. № 18-78) (далее - СНиП 23-05-95); СНиП 41-01-2003 «Отопление, вентиляция и кондиционирование» (приняты и введены в действие с 01.01.2004 г. постановлением Госстроя России от 26.06.2003 г. № 115) (далее СНиП 41-01-2003); СНиП 2.04.01-85* «Внутренний водопровод и канализация зданий» (утверждены постановлением Госстроя СССР от 28.11.1991 г. № 20,с изме­нением утвержденным постановлением Минстроя России от 11.07.1996 г. № 18-46) (далее - СНиП 2.04.01-85*); СНиП П-26-76 «Кровли» (Утверждены постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по делам строительства от 31.12.1976 г. № 226) (далее - СНиП П-26-76); СНиП3_1-05-2003 «Общественные здания административного назначения» (приняты и введены в действие с 01.09.2003г. постановлением Госстроя России от 23.06.2003 г. № 108) (далее - СНиП 31- 05-2003); СНиП 2.08.02-89* «Общественные здания сооружения» (принято постановлением Гос­строя России от 23.06.2003г. № 98) (далее - СНиП 2.08.02-89*); СНиП 21-01-97* «Пожарная без­опасность зданий и сооружений» (принято постановлением Госстроя России от 03.06.1999г. №41) (далее - СНиП 21-01-97*); НПБ 151-2000 «Шкафы пожарные. Технические требования пожарной безопасности. Методы испытаний» (Утверждены приказом ГУГПС МВД России от 27.12.2000 г. №79) (далее - НПБ 151-2000); НПБ 88-2001 «Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования» (Утверждены приказом ГУГПС МВД России от 04.06.2001 г. № 31) (далее - НПБ 88-2001); «Правил устройства электрооборудования» (ПУЭ) (Утверждены приказом Мини­стерства энергетики Российской Федерации от 08.07.02 № 204. Введена в действие с 01.01.2003г.) (далее - ПУЭ); Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»; Федерального закона Российской Федерации от 22.07.2008 № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», а именно имеются нарушения по реализации полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федера­ции, иными нормативными правовыми актами, а именно:

1. отсутствует нормативно-правовой акт Республики Коми, определяющий осуществление со­циального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности, в том числе участия населения в борьбе с пожарами (Основание: ст. 18 Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.1994 «О пожарной без­опасности»).

2. не выполняются условия по дислокации подразделений пожарной охраны на территориях поселений Республики Коми, с учетом времени прибытия первого подразделения в сельской мест­ности не более 20 минут. (333 населенных пункта или 44% от их общего количества, с числом про­живающего населения 73 тыс. человек или 7,6 % находятся в нормативного времени прибытия первого пожарного подразделения). (Основание: ст. 76 Федерального закона № 123-ФЭ от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).

В здании Администрации Главы Республики Коми и Правительства Республики Коми Республика Коми выявлено:

1. на окнах подвального этажа установлены глухие металлические решетки. Основание: п. 40 ППБ 01-03;

2. внутренняя открытая лестница не отделена от примыкающих к нему коридоров и других помещений противопожарными перегородками 1-го типа с дверями. Основание: п. 3 ППБ 01-03; п. 7.25 СНиП 21-01-97*;

3. выходы из объема подвала не предусмотрены непосредственно наружу обособленными от общих лестничных клеток. Основание: п. 3 ППБ 01-03; п. 6.9 СНиП 21-01-97*;

4. помещения подвала используются под склады горючих материалов и мастерские. Основание: п. 513 ППБ 01-03;

5. не разработана и не вывешена общая схема противопожарного водоснабжения и схема обвязки насосов в насосной станции. На каждой задвижке и пожарном насосе не указано их назначение, разработана инструкция о порядке включения насосов-повысителей в случае пожара. Основание: п. 92 ППБ 01-03;

6. не оборудован системой приточно-вытяжной противодымной вентиляции коридор подвального этажа. Основание: п. 3 ППБ 01-03; п. 8.2 (6) СНиП 41-01-2003;

7. приборы приемно-контрольные системы автоматической пожарной сигнализации (1 эта) пост охраны) размещены на высоте от уровня пола не расстоянии менее 0,8 метра. Основание: п. 3 ППБ 01-03; п. 12.52 НПБ 88-2001.

В здании Государственного Совета Республики Коми Республика Коми выявлено:

1. пути эвакуации (коридоры, лестницы, холлы), не оборудованы эвакуационным освещением. Основание: п. 3 ППБ 01-03; п. 7.62, 7.66 СНиП 23-05-95;

2. каркасы подвесных потолков на путях эвакуации (коридоры, холлы 6 и 8 этажей) выполнены из сгораемых материалов. Основание: п. 3 ППБ 01-03; п. 6.25 СНиП 21-01-97*;

3. не восстановлены двери, отделяющие поэтажные коридоры от лестничных клеток и лестнично-лифтовых узлов, предусмотренные проектом (8, 7 и др. этажи). Двери не оборудованы устройствами для самозакрывания и уплотнениями в притворах. Основание: п. 3, 34 ППБ 01-03; п. 7.1, 6.18, 6.26* СНиП 21-01-97*;

4. светопрозрачные заполнения дверей, фрамуг, перегородок в коридорах и холлах здания выполнены из армированного или закаленного стекла. Основание: п. 3 ППБ 01-03; п. 1.83 СНиП 2.08.02-89*; п. 6.3.7 СНиП 31-05-2003;

5. в объемах поэтажных коридоров здания расположены встроенные шкафы из сгораемых мат риалов (8 этаж - левое и правое крыло, подвал - коридор ГО и ЧС). Основание: п. 40, 53 ППБ 01-03;

6. внутренние открытые лестничные клетки 2-го типа в правом и левом крыле здания не отделены от примыкающих коридоров, вестибюля на 1 -ом этаже, холлов в остальной части здания противопожарными перегородками с пределом огнестойкости не менее 0,75 часа с противопожарный дверями, имеющими уплотнения в притворах и устройства, обеспечивающие их автоматическое закрывание. Основание: п. 3 ППБ 01-03; п. 6.44 СНиП 21-01-97*;

7. не выполнен второй эвакуационный выход из малого зала. Основание: п. 42 ППБ 01-03;

8. открывание дверей из кабинетов в поэтажные коридоры 8, 7, 4 этажей выполнено в сторону поэтажных коридоров, в связи, с чем не обеспечена расчетная ширина путей эвакуации (поэтажных коридоров) не менее 1,5 метров. Основание: п. 3 ППБ 01-03; п. 6.26* СНиП 21-01-97*; п. 5.6 СНиП 31-05-2003;

9. не предусмотрена система вытяжной противодымной вентиляции (из поэтажных коридоров длиной более 15 метров без естественного освещения, из коридоров подвального этажей без естественного освещения, предназначенных для эвакуа­ции людей). Основание: п. 3 ППБ 01-03; п. 8.2 б, в) СНиП 41-01-2003; п. 4.11 СНиП 31-05-2003);

10. вентиляционные люки с клапанами, расположенные в лестничных клетках (в перекрытиях, у мест входа в технический этаж из лестничных клеток) не оборудованы устройствами, обеспечива­ющими их автоматическое закрытие при пожаре. Основание: п. 3 ППБ 01-03; п. 7.17 СНиП 21-01-97*;

11. шкафы пожарных кранов не выполнены согласно требований норм (плоскими, глубиной не более 300 мм., дверки с прозрачной вставкой для визуального контроля без вскрытия, с приспособ­ления для опломбирования, конструкция должна обеспечивать естественную вентиляцию). Основание: п. 3 ППБ 01-03; Раздел 4 НПБ 151-2000;

12. пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода расположенные в объеме большого зала не укомплектованы рукавами и стволами. Основание: п. 91 ППБ 01-03;

13. не выполнена система дистанционного пуска пожарных насосов от кнопок, установленных в шкафах пожарных кранов. Основание: п. 3 ППБ 01-03; п. 12.22 СНиП 2.04.01-85*;

14. в насосной станции не вывешена общая схема противопожарного водоснабжения и схема об­вязки насосов. На пожарных насосах-повысителях и задвижках не вывешены таблички с указанием из назначения. Основание: п. 92 ППБ 01-03;

15. помещения, в которых расположены приемные устройства мусоропровода, не отделены от лестничных клеток с лифтовыми холлами противопожарными перегородками с пределом огнестой­кости не менее 0,25 часа; двери данных помещений не выполнены противопожарными и не обору­дованы уплотнениями в притворах и устройствами, обеспечивающими их автоматическое закрыва­ние. Основание: п. 3 ППБ 01-03; п. 1.102 СНиП 2.08.02-89*; п. 6.32 СНиП 21-01-97*;

16. мусороприемники в мусоросборных помещениях не оборудованы стандартными металли­ческими клапанами, имеющими уплотнения в притворах. Клапаны не содержатся в закрытом состо­янии. Двери камер мусоросборников не содержатся закрытыми на замок. Основание: п. 86, 87 ППБ 01-03;

17. транзитом через помещения мусоросборных камер в подвале проложены электрокабеля (ка­бельные трассы). Основание: п. 57 ППБ 01-03; п. 7.4.37, 7.4.5 ПУЭ;

18. -проемы в междуэтажных перекрытиях в туалетных комнатах и мусоросборных камерах в ме­стах прохода кабелей, электропроводов и труб не заделаны негорючими материалами. Основание: п. 3,37 ППБ 01-03; п. 7.11 СНиП 21-01-97*;

19. в местах пересечения противопожарных стен, перекрытий и ограждающих конструкций раз­личными инженерными и технологическими коммуникациями образовавшиеся отверстия не заде­ланы негорючими материалами (лестничные клетки на уровне выходов на чердак, в помещениях подвала и др.). Основание: п. 37 ППБ 01-03;

20. двери выхода на чердак, машинных помещений лифтов, электро-щитовых, венткамер, скла­дов, архивов, кладовых и других технических и пожароопасных помещений не выполнены противо­пожарными с пределом огнестойкости - не менее Е1 30. Основание: п. 3 ППБ 01-03; п. 8.4 СНиП 21-01-97*; п. 1.82 СНиП 2.08.02-89*;

21. большой зал заседаний не в полном объеме оборудован автоматической пожарной сигнализа­цией (дымовые пожарные извещатели отсутствуют в центральной части подвесного потолка, в про­странстве за подвесным потолком). Основание: п. 3 ППБ 01-03; табл. 5, п. 12.20 НПБ 88-2001;

22. двери выхода с балкона большого зала заседаний открываются против хода эвакуации людей. Основание: п.3 ППБ 01-03; п. 6.17 СНиП 21-01-97*;

23. в тамбуре эвакуационного выхода из большого зала заседаний через сценическую часть установлена аппаратура связи. Основание: п. 53 Г1ПБ 01-03;

24. высота эвакуационных выходов из подвала (в объеме лестнично-лифтовых узлов) занижена инженерными коммуникациями (в свету составляет менее 1,9 метра). Основание: п. 3, 40 ППБ 01-03; п. 6.16 СНиП 21-01-97*

25. в подвале здания эксплуатируются склады горючих материалов, мастерские и иные хозяйственные помещения (что недопустимо, т.к. входы в подвал не изолирован от общих лестничных клеток). Основание: п. 40 ППБ 01-03;

26. под лестничными маршами, ведущими из подвала в вестибюль первого этажа, в левом и правом крыле здания, выполнены непроектные помещения (ГО и ЧС и издательский центр). Основание: п. 3, 40 ППБ 01-03; п. 6.32 СНиП 21-01-97*;

27. перед лифтами в подвальном этаже здания не выполнены тамбур-шлюзы с подпором воздуха при пожаре. Основание: п. 3 ППБ 01-03; п. 7.26 СНиП 21-01-97*;

28. двери вентиляционных камер и электрощитовой в подвале (блок помещений узла связи ГО и ЧС, блок помещений столовой) не имеют требуемого предела огнестойкости - не менее 0,6 часа. Основание: п. 3 ППБ 01-03; п. 1.82 СНиП 2.08.02-89*;

29. отсутствуют задние стенки в нишах шкафчиков пожарных кранов на 8 этаже, в подвале (ГПК-3) и т.п. (необходимы в целях недопущения скрытого распространения горения по нишам строительных конструкций). Основание: п. 3 ППБ 01-03;.п. 7.8 СНиП 21-01-97*;

30. не произведена огнезащитная обработка обрешетки и стропил шатровой кровли над залом заседаний. Основание: п. 3, 36 ППБ 01-03; п. 7.12* СНиП 21-01-97; п. 3.13 СНиП 26-76;

31. на перепадах высот кровель (более 1 метра) над залом заседаний не выполнены наружные пожарные лестницы. Основание: п. 8.7 СНиП 21-01-97*;

32. несущие и ограждающие конструкции помещения прогулочного дворика, устроенного в объеме кровли над залом заседаний, не имеют предела огнестойкости соответственно R90 и Е15, с класса пожарной опасности строительных конструкций стен и перегородок не ниже КО. Основание: п. 3 ППБ 01-03; табл. 4 СНиП 21-01-97*;

33. в объеме чердака кровли над залом заседаний не установлены пожарные краны. Основание: п. 3 ППБ 01-03; п. 6.12 прил. 1 СНиП 2.04.01-85*;

34. не произведен ремонт ограждения кровли над залом заседаний. Не производится эксплуатационное испытание ограждения данной кровли. Основание: п. 41 ППБ 01-03.

В судебном заседании представитель Администрации Главы Республики Коми и Правительства Республики Коми Тимофеева Т.В. вину в совершении правонарушения не признала по доводам, изложенным в письменных объяснениях . Указала, что распоряжения надзорного органа о проведении плановой, выездной проверки в отношении юридического лица Администрации Главы Республики Коми и Правительства Республики Коми не имеется. Распоряжение от 06.07.2010 г. вынесено в отношении Правительства РК. В протоколе об административном правонарушении проверялись и указаны нарушения требований пожарной безопасности в отношении зданий. Нарушения, указанные в протоколе от 22.07.2010 г. в связи с изложенным, не могут быть исполнены Администрацией Главы Республики Коми и Правительства Республики Коми в связи с отсутствием соответствующих полномочий и компетенции.

Представитель отдела ГПН г. Сыктывкара в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Выслушав объяснения представителя Администрации Главы Республики Коми и Правительства Республики Коми, исследовав материалы дела, судья приходит к выводу о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, в отношении Администрации Главы Республики Коми и Правительства Республики Коми, учитывая следующее.

Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды установлены Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденными Приказом МЧС России от 18.06.2003 года № 313.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно ч. 12 ст. 9 Закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и ин­дивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзо­ра) и муниципального контроля» проведение плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

Из уведомления УГПН ГУ МЧС России по РК от 6.07.2010 г. следует, что в период с 12.07.2010 г. по 22.07.2010 г. будет проведена плановая проверка, в том числе в отношении Правительства РК. Администрация Главы РК и Правительства РК в качестве объекта проверки не указана.

При этом, в материалах дела отсутствует распоряжение Государственного инспектора РФ по пожарному надзору о проведении плановой, выездной проверки в отношении Администрации Главы РК и Правительства РК и уведомление о проведении проверки.

Вместе с тем, имеется соответствующее распоряжение от 06.07.2010 г. в отношении Правительства Республики Коми.

В силу ст. 89 Конституции РК Правительство РК является постоянно действующим органом исполнительной власти РК, обладает правами юридического лица.

Согласно ст. 19 Закона РК «О должностных лицах и органах исполнительной власти РК» в систему органов исполнительной власти Республики Коми входят: Правительство Республики Коми; Администрация Главы Республики Коми и Правительства Республики Коми; министерства Республики Коми; иные органы исполнительной власти Республики Коми.

В силу ст. 30 указанного Закона РК в целях обеспечения деятельности Главы Республики Коми, Правительства Республики Коми и организации контроля за исполнением органами исполнительной власти Республики Коми, государственными органами Республики Коми, образованными Главой Республики Коми или Правительством Республики Коми, решений, принятых Главой Республики Коми и Правительством Республики Коми, образуется орган исполнительной власти Республики Коми - Администрация Главы Республики Коми и Правительства Республики Коми.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)» и муниципального контроля, проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

В силу ч. 1 ст. 20 названного Федерального закона результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

При этом частью 2 указанной нормы к грубым нарушениям относится в том числе нарушение требований, предусмотренных ч. 1 ст. 14 Федерального закона (в части проведения проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля).

Таким образом, приведенное выше распоряжение не подтверждает факт соблюдения требований закона при проведении проверки в отношении Администрации Главы РК и Правительства РК.

Кроме того, в протоколе об административном правонарушении в отношении Администрации Главы РК и Правительства РК указано на отсутствие нормативно-правового акта Республики Коми, определяющего осуществление со­циального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности, в том числе участия населения в борьбе с пожарами (Основание: ст. 18 Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.1994 «О пожарной без­опасности»), не выполнение условий по дислокации подразделений пожарной охраны на территориях поселений Республики Коми, с учетом времени прибытия первого подразделения в сельской мест­ности не более 20 минут. (333 населенных пункта или 44% от их общего количества, с числом про­живающего населения 73 тыс. человек или 7,6 % находятся в нормативного времени прибытия первого пожарного подразделения). (Основание: ст. 76 Федерального закона № 123-ФЭ от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).

В силу п.8 ст. 2 Закона РК «О некоторых вопросах в области пожарной безопасности на территории РК» осуществление в установленном законом порядке социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности, в том числе участия населения в борьбе с пожарами относится к полномочиям Правительства РК, а не к полномочиям Администрации Главы РК и Правительства РК.

Из содержания раздела 2 Положения об Администрации Главы РК и Правительства РК следует, что данное юридическое лицо не обладает нормотворческими функциями, является государственным органом, обеспечивающим деятельность Главы Республики Коми и Правительства Республики Коми.

Следовательно, ответственность за указанное правонарушение не может быть возложена на Администрацию Главы РК и Правительства РК.

Согласно п.1, п.4 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Пунктом 1 статьи 24.5 КоАП РФ установлено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.

В силу статьи 28.9 КоАП РФ при наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в статье 24.5 Кодекса, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выносят постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении с соблюдением требований, предусмотренных статьей 29.10 КоАП РФ.

При вышеизложенных обстоятельствах производство по делу об административном правонарушении в отношении Администрации Главы Республики Коми и Правительства Республики Коми подлежит прекращению, так как не доказана вина указанного юридического лица в указанных в протоколе от 22.07.2010 г. нарушениях требований пожарной безопасности, нарушен порядок проведения проверки в отношении юридического лица в связи с отсутствием распоряжения органа государственного контроля (надзора), предусмотренного ч. 1 ст. 14 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)».

Руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении Администрации Главы Республики Коми и Правительства Республики Коми.

Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления с подачей жалобы через Сыктывкарский городской суд Республики Коми.

Судья Огнева С.Б.