Дело № 5-693/2010
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
21 октября 2010 года г. Сыктывкар
Судья Сыктывкарского городского суда Республики Коми Маркова Г.Н.,
рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении Республиканского государственного учреждения «Коми республиканский перинатальный центр» за совершение правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст.19.20 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми представлен протокол об административном правонарушении о привлечении юридического лица РГУ «Коми республиканский перинатальный центр» к административной ответственности по ч.3 ст.19.20 КоАП РФ в связи с совершением административного правонарушения, выразившегося в грубом нарушении лицензионных требований и условий.
В судебном заседании представители РГУ «Коми республиканский перинатальный центр» вину в совершении правонарушения признали в части, представили письменные объяснения по протоколу.
Представитель Управления Роспотребнадзора по РК считал доказанной вину привлекаемого юридического лица в совершении правонарушения.
Исследовав материалы административного дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
Часть 3 ст. 19.20 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
В соответствии с распоряжением Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РК от 27.09.2010г. в отношении РГУ «Коми республиканский перинатальный центр» в период с 10 час.30 мин. до 12 час.30мин. 04 октября 2010г. и с 10.00 час. до 13.00 час. 05 октября 2010г. была произведена плановая выездная проверка с целью проверки сведений о лицензиате и соблюдения им лицензионных требований и условий в соответствии с планом проведения мероприятий по контролю на 2010г.
Как следует из протокола об административном правонарушении от 07.10.2010г., при проведении проверки в РГУ «Коми республиканский перинатальный центр» были выявлены грубые нарушения законодательства в
сфере лицензирования отдельных видов деятельности, не соблюдение лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний.
При рассмотрении дела установлено, что имели место следующие нарушения законодательства:
1. Внутренняя отделка помещений лаборатории имеет дефекты гигиенического покрытия. Поверхность стен, потолка и пола в лабораторных помещениях «заразной» и «чистой» зон (помещение приема, обработки, регистрации и хранения биоматериала, бокс для выделения нуклеиновых кислот, бокс амплификации, кабинет иммуноферментного анализа, моечная, комната питания, коридор) имеют дефекты гигиенического покрытия в виде трещин, выбоин, сколов на плиточном покрытии, стертая краска на плинтусах, паркет в коридоре и кабинете ИФА не имеет защитного покрытия, что не обеспечивает устойчивость к многократному действию моющих и дезинфицирующих средств, что является нарушением п. 5, пдп. а и д Положения о лицензировании деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007г. № 31; ст.24, ст.26 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.99г. №52-ФЗ, п. 2.3.11 СП 1.3.2322-08 «Безопасность работы с микроорганизмами 3 и 4 групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней» (с изменениями и дополнениями №1), утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2008г. №4 (зарегистрированы в Минюсте России 21.02.2008г. регистрационный номер 11197);
2. В лаборатории, где осуществляется прием, обработка, регистрация и хранение биоматериала, кабинет ИФА частично используется мебель, которая не является лабораторной; имеются дефекты в покрытии, затрудняющие проведение дезинфекции; допускается в «заразной» зоне использование мебели из древесины: шкафы, тумбочки, стулья, что является нарушением п.5 пдп. а и д Положения о лицензировании деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007г. № 31; ст.24, ст.26 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.99г. №52-ФЗ, п. 2.3.17, СП1.3.2322-08 «Безопасность работы с микроорганизмами 3 и 4 групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней» (с изменениями и дополнениями №1), утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2008г. №4 (зарегистрированы в Минюсте России 21,02.2008г. регистрационный номер 11197);
3. Боксы биологической безопасности не проверяются на защитную эффективность, что является нарушением п.5 пдп. а и д Положения о лицензировании деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22,01.2007г. № 31; ст.24, ст.26 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.99г. №52-ФЗ, п.2.3.33. СП 1.3.2322-08 «Безопасность работы с микроорганизмами 3 и 4 групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней» (с изменениями и дополнениями№1), утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2008г. №4 (зарегистрированы в Минюсте России 21.02.2008г. регистрационный номер 11197);
4. Боксы для работы с ПБА не оснащены средствами аварийной сигнализации, что является нарушением п.5 пдп. а и д Положения о лицензировании деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007г. № 31; ст.24, ст.26 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.99г. №52-ФЗ, п. 2.4.4. СП 1.3.2322-08 «Безопасность работы с микроорганизмами 3 и 4 групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней» (с изменениями и дополнениями №1), утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2008г. №4 (зарегистрированы в Минюсте России 21.02.2008г. регистрационный номер 11197);
Согласно п.96 ч.1 ст.17 Закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 128 ФЗ от 08.08.2001г. (ред.28.09.2010г.) лицензированию подлежит медицинская деятельность.
В соответствии с п.5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007г. №31 лицензионными требованиями и условиями при осуществлении деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, являются: а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, помещений, оборудования и другого материально-технического оснащения, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности и отвечающих требованиям, установленным статьями 24 и 26 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; д) соблюдение лицензиатом установленных статьей 26 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации требований по обеспечению безопасности работ, проводимых с возбудителями инфекционных заболеваний.
В силу статей 24 и 26 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.99г. №52-ФЗ при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Условия работы с биологическими веществами, биологическими и микробиологическими организмами и их токсинами, в том числе условия работы в области генной инженерии, и с возбудителями инфекционных заболеваний не должны оказывать вредное воздействие на человека. Требования к обеспечению безопасности условий работ, указанных в пункте 1 настоящей статьи, для человека и среды обитания устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Осуществление работ с биологическими веществами, биологическими и микробиологическими организмами и их токсинами допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии условий выполнения таких работ санитарным правилам.
Судом установлено, что РГУ «Коми республиканский перинатальный центр» является некоммерческой организацией, юридическим лицом, наделенным обособленным имуществом, находящимся в государственной собственности Республики Коми, на праве оперативного управления, имеет самостоятельный баланс, смету доходов и расходов, лицевые счета, открытые в Министерстве финансов РК (п.1.6 Устава).
Пунктом 2.1 Учреждение является головным родовспомогательным учреждением Республики Коми, которое осуществляет деятельность, определенную Уставом, в целях улучшения организации медицинской помощи беременным женщинам, роженицам, родильницам, новорожденным детям, гинекологическим больным, детям и подросткам, оказанием высококвалифицированной, специализированной, диагностической, лечебной помощи населению, проведения организационно-методической работы.
Как установлено при рассмотрении дела, внутренняя отделка помещений лаборатории имеет дефекты гигиенического покрытия. Поверхность стен, потолка и пола в лабораторных помещениях «заразной» и «чистой» зон (помещение приема, обработки, регистрации и хранения биоматериала, бокс для выделения нуклеиновых кислот, бокс амплификации, кабинет иммуноферментного анализа, моечная, комната питания, коридор) имеют дефекты гигиенического покрытия в виде трещин, выбоин, сколов на плиточном покрытии, стертая краска на плинтусах, паркет в коридоре и кабинете ИФА не имеет защитного покрытия, что не обеспечивает устойчивость к многократному действию моющих и дезинфицирующих средств. В лаборатории, где осуществляется прием, обработка, регистрация и хранение биоматериала, кабинет ИФА частично используется мебель, которая не является лабораторной; имеются дефекты в покрытии, затрудняющие проведение дезинфекции; допускается в «заразной» зоне использование мебели из древесины: шкафы, тумбочки, стулья. В РГУ «Коми республиканский перинатальный центр» боксы биологической безопасности не проверяются на защитную эффективность, боксы для работы с ПБА не оснащены средствами аварийной сигнализации.
Таким образом, РГУ «Коми республиканский перинатальный центр» осуществляет деятельность, не связанную с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательны), за что предусмотрена административная ответственность в соответствии с частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
О выявленных нарушениях был составлен Акт проверки от 05.10.2010г.
На основании ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Вместе с тем не нашло подтверждение нарушение п.5 пдп. а и д Положения о лицензировании деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007г. № 31; ст.24 ст.26 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.99г. №52-ФЗ, п. 2.3.15 СП 1.3,2322-08 «Безопасность работы с микроорганизмами 3 и 4 групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней» (с изменениями и дополнениями №1), утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2008г. №4 (зарегистрированы в Минюсте России 21.02.2008г. регистрационный номер 11197, как следует из протокола имеется прибор термоциклер «Potor Gene 3000» установленный в боксе амплификации, не прошедший метрологический контроль в установленные сроки.
ФГУ Российский центр испытаний и сертификации – Москва в ответе на запрос указал, что прибор для проведения ПЦР «Potor Gene 3000» не внесен в Государственный реестр средств измерений и на него не разрабатывались методики проверки.
Оценивая доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к выводу о наличии в действиях РГУ «Коми республиканский перинатальный центр» события и состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст.19.20 КоАП РФ.
Факт совершения РГУ «Коми республиканский перинатальный центр» административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, подтверждается материалами дела об административном правонарушении, в том числе протоколом об административном правонарушении от 07 октября 2010г., актом проверки от 05 октября 2010 года.
Обстоятельств, предусмотренных ст.29.9 и 24.5 КоАП РФ и влекущих прекращение производства по делу, судом не установлено.
Санкция статьи 19.20 ч.3 КоАП РФ предусматривает наложение административного взыскания в виде штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно ст.3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Как следует из представленных РГУ «Коми республиканский перинатальный центр» доказательств, с момента окончания проведения проверки учреждением предприняты меры по устранению указанных в протоколе об административном правонарушении от 07.10.2010г. нарушений.
Представителями привлекаемого лица представлены доказательства принятия мер к устранению выявленных нарушений, в связи с чем представитель органа, составившего протокол об административном правонарушении, не настаивал на применении наказания в виде административного приостановления деятельности.
Таким образом, суд полагает возможным определить РГУ «Коми республиканский перинатальный центр» меру административной ответственности в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Руководствуясь ст.ст.29.9, 29.10 КоАП РФ, суд
постановил:
Признать Республиканское государственное учреждение «Коми республиканский перинатальный центр» виновным в совершении правонарушения по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.
Подвергнуть Республиканское государственное учреждение «Коми республиканский перинатальный центр» в соответствии с ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ административному штрафу в размере 10000 (десять тысяч) рублей.
Разъяснить, что в соответствии с ч.1 ст.20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в тридцатидневный срок со дня вступления постановления в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 дней в Верховный суд Республики Коми со дня получения копии постановления.
Судья Г.Н. Маркова