Нарушение сроков представления налоговой декларации



Дело № 5-37/11

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

Г.Сыктывкар 13 января 2011 года

Судья Сыктывкарского суда Петрова Е.Е., рассмотрев протокол главного государственного инспектора отдела выездных проверок Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по РК в отношении Семеген О.В. о совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.5 КоАП РФ, и

У с т а н о в и л а :

Место совершения правонарушения: Открытое акционерное общество «...» .

Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми (далее - Инспекция) было установлено, что Семеген О.В., являясь ... ОАО «...», то есть должностным лицом, которое в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» несет ответственность за ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности, не исполнила требования статей 23, 80, 83, 333.15 Налогового кодекса Российской Федерации (Дале е- НК РФ) - не представила в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговую декларацию по водному налогу за IV квартал 2009 года в отношении водного объекта.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать.

В IV квартале 2009 года ОАО «...» в соответствии со статьей 333.8 НК РФ являлось плательщиком водного налога.

Налоговым периодом для плательщиков водного налога в соответствии со статьей 333.11 НК РФ признается квартал.

В соответствии с пунктом 1 статьи 333.15 НК РФ налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговый орган в срок, установленный для уплаты налога.

В соответствии с пунктом 2 статьи 333.14 НК РФ налог подлежит уплате в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии с пунктом 7 статьи 6.1 НК РФ в случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Срок представления налоговой декларации по водному налогу за IV квартал 2009 года - 20 января 2010 года.

В соответствии с уведомлением о постановке на учет в налоговом органе юридического лица в качестве крупнейшего налогоплательщика, ОАО «...» состоит на учете в Инспекции в качестве крупнейшего налогоплательщика.

Пунктом 1 статьи 333.15 НК РФ установлено, что налогоплательщики, в соответствии со статьей 83 настоящего Кодекса отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Пунктом 3 статьи 80 НК РФ установлено, что налогоплательщики, в соответствии со статьей 83 НК РФ отнесенные к категории крупнейших, представляют все налоговые декларации, которые они обязаны представлять в соответствии с НК РФ, в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков по установленным форматам в электронном виде.

В соответствии с пунктом 4 статьи 80 НК РФ при передаче налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки, зафиксированная в подтверждении специализированного оператора связи.

Из вышеизложенного следует, что ОАО «...» будет считаться исполнившим свою обязанность надлежащим образом после соблюдения условий, указанных в статье 333.15 НК РФ.

Налоговая декларация по водному налогу за IV квартал 2009 года в отношении водного объекта не была представлена ОАО «...» в Инспекцию (в том числе по телекоммуникационным каналам связи).

В соответствии со статьей 15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.

В соответствии со статьей 15.5 КоАП РФ привлечению к ответственности подлежит должностное лицо организации, допустившее указанное правонарушение.

Под должностным лицом, в соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ, следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

При этом следует учитывать, что в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», руководитель несет ответственность за надлежащую организацию бухгалтерского учета, а главный бухгалтер (при его отсутствии в штате - бухгалтер) - за ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.

Административным расследованием, проведенным на основании Определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, установлено, что в соответствии с Приказом о назначении работника на должность ... Открытого акционерного общества «...» назначена Шаповалова О.В. (она же Семеген О.В. в связи с регистрацией брака и изменением фамилии).

Также по результатам проведенного административного расследования установлено, что должность ... ОАО «...» в период с 2007 по 2010, в том числе 20.01.2010, замещала Семеген О.В.

Таким образом, в силу положений статьи 2.4. КоАП РФ и законодательства о бухгалтерском учете, именно на Семеген О.В. возложены обязанности по представлению в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации по водному налогу за IV квартал 2009 года в отношении водного объекта.

Из изложенного следует, что в действиях Семеген О.В. усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.5 КоАП РФ, выразившиеся в непредставлении в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации по водному налогу за IV квартал 2009 года в отношении водного объекта.

На рассмотрение административного дела Семеген О.В. не явилась. В письменных объяснениях, представленных в ходе проверки, Семеген О.В. считает, что отсутствуют основания для привлечения её к административной ответственности по ст. 15.5 КоАП РФ, так как не охватывается диспозицией указанной статьи. Ссылки инспекции на то, что ОАО «...» будет считаться исполнившим свою обязанность надлежащим образом после соблюдения условий, указанных в статье 333.15 НК РФ, не могут быть приняты во внимание, так как являются расширительным толкованием диспозиции статьи 15.5 КоАП РФ, которая не устанавливает административную ответственность за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязанности по представлению налоговой декларации.

Указанные доводы Семеген О.В. не могут быть приняты во внимание как основанные на ошибочном толковании закона.

Вина Семеген О.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.5 КоАП РФ, подтверждается письменными материалами дела.

Обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9 и ст. 24.5 КоАП РФ и влекущих прекращение производства по делу, при рассмотрении дела не установлено.

Совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.5 КоАП РФ, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.

Учитывая установленные по делу обстоятельства, а также характер правонарушения и тяжесть его последствий, личность привлекаемого лица, которая ранее к административной ответственности не привлекалась, судья считает необходимым назначить Семеген О.В. административное наказание по ст. 15.5 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере ... рублей.

Руководствуясь ст.ст.29.7 – 29.10 КоАП РФ, суд

О п р е д е л и л :

Признать Семеген О.В. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Назначить Семеген О.В. административное наказание в виде административного штрафа в размере ... рублей.

Разъяснить, что в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в тридцатидневный срок со дня вступления постановления в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа либо административный арест на срок до 15 суток.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение десяти дней с момента вручения или получения копии постановления.

Судья - Е.Е.Петрова