Нарушение требований пожарной безопасности



Сыктывкарский городской суд Республики Коми

г. Сыктывкар, ул. Пушкина, д. 11

Дело № 5-61/2011

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

Судья Сыктывкарского городского суда Республики Коми Смолева И.В., рассмотрев в г. Сыктывкаре 04 февраля 2011 года дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Коми республиканской организации общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов»,

У С Т А Н О В И Л:

Согласно протоколу об административном правонарушении от 13 января 2011 года, составленному государственным инспектором г. Сыктывкара по пожарному надзору, 13 января 2011 года в 10 часов 00 минут на территории, в здании и помещениях Коми республиканской организации общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» были выявлены следующие нарушения требований пожарного законодательства Российской Федерации (п. 3, п. 40, п. 108 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации»; п. 8.5 СНиП 10-01-94 «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения»; ст. 64, ст. 151 Федерального закона № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 36 Приложения к Приказу МЧС России от 12 декабря 2007 года № 645 об утверждении НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций»; п. 3, п. 4 таб. 3, п. 38 НПБ 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией»):

• помещения не обеспечены первичными средствами пожаротушения (п. 108 ППБ 01-03);

• помещения не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией (п. 3 ППБ 01-03; п. 8.5 СНиП 10-01-94 «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения»; п. 3, п. 4 таб. 3 и п. 38 НПБ 110-03);

• допущена установка глухих металлических решёток на окнах (п. 40 ППБ 01-03);

• не разработана декларация пожарной безопасности (ст. 64 ФЗ-123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);

• лицо, ответственное за пожарную безопасность, не прошло обучение (аттестацию) мерам пожарной безопасности, организуемое юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, имеющими соответствующие лицензии (ст. 151 ФЗ-123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 3 ППБ 01-03; п. 36 Приложения к Приказу МЧС России от 12 декабря 2007 года № 645 об утверждении НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций»).

Указанные нарушения были выявлены в ходе плановой выездной проверки, проводимой на основании распоряжения начальника отдела надзорной деятельности г. Сыктывкара .

При производстве по делу об административном правонарушении представитель Коми Республиканской организации Всероссийского общества инвалидов, надлежаще извещённой о времени и месте рассмотрения дела, участия не принимал. Ходатайство об отложении рассмотрения дела заявлено не было. Дело рассмотрено в отсутствие представителя Коми Республиканской организации Всероссийского общества инвалидов.

Исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.

Статьей 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами.

Объект административного правонарушения в сфере обеспечения пожарной безопасности выступает как совокупность общественных отношений, охраняемых противопожарными правилами, нормами и стандартами и направленных на обеспечение государственных мер борьбы с огнем.

Согласно преамбуле Федерального закона Российской Федерации от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.

Приказом МЧС России от 18 июня 2003 года № 313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03). Указанные Правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

В силу ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения; 4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; 5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Объективная сторона правонарушения заключается в нарушении или невыполнении правил, норм и стандартов пожарной безопасности. Противоправное деяние виновного лица не связывается правовой нормой с обязательным наступлением вредных последствий. Для привлечения к административной ответственности достаточно самого факта нарушения (невыполнения) требований пожарной безопасности, так как административные правонарушения в рассматриваемой сфере считаются оконченными с момента совершения самих противоправных деяний.

Факт совершения Коми республиканской организацией общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4. КоАП РФ, подтверждается письменными материалами дела, а именно: протоколом об административном правонарушения, актом проверки.

В силу п. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Нарушение правил, норм и стандартов пожарной безопасности может выражаться в форме как умысла, так и неосторожности, а в отношении наступивших последствий - в форме неосторожности (исключая поджоги).

Как указал в своем письменном объяснении председатель Коми республиканской организации общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» Л., ввиду отсутствия финансовых средств на приобретение противопожарных средств организация не имела возможности их приобрести и провести обучение персонала. С выводами акта проверки согласен.

Согласно договору о передаче в аренду недвижимого имущества, являющегося собственностью МО ГО «...», заключенного между Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации МО ГО «...» и Коми республиканской организации Всероссийского общества инвалидов, на основании решения комитета арендодатель (Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации МО ГО «...») передал, а арендатор (Коми республиканская организация Всероссийского общества инвалидов) принял во временное владение и пользование недвижимое имущество, принадлежащее МО ГО «...», со следующими характеристиками: недвижимое имущество – нежилые помещения.

Согласно п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении Коми республиканской организации общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» установлено, что юридическое лицо, привлекаемое к административной ответственности, не предприняло всех необходимых мер для соблюдения Правил пожарной безопасности.

Санкцией ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрено административное наказание, назначаемое юридическим лицам, за нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами в виде предупреждения, наложения административного штрафа от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток.

В настоящее время, как следует из письма Коми республиканской организацией общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов», организацией приобретены первичные средства пожаротушения, запланированы денежные средства на замену решёток через Агентство РК по социальному развитию, через ВДПО заказан план эвакуации. Из письма следует, что нет оснований для установки пожарной сигнализации ввиду незначительного количества граждан, работающих в организации.

На основании ст. 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в том числе в случае угрозы жизни или здоровью людей.

Административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

Административное правонарушение, совершенное Коми республиканской организацией общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов», создает реальную угрозу жизни и здоровью людей, а также предпосылки для возникновения пожароопасной ситуации и уничтожения имущества. Целью административного наказания является предупреждение совершения новых правонарушений. Глухие металлические решётки до настоящего времени не демонтированы. Доводы Коми республиканской организации общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» об отсутствии оснований к установке пожарной сигнализации не основаны на законе.

В рассматриваемой ситуации административное приостановление деятельности будет являться наиболее эффективным наказанием, непосредственно соответствующим своей цели.

Обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9 и ст. 24.5 КоАП РФ и влекущих прекращение производства по делу, при рассмотрении дела не установлено.

Учитывая собранные по делу доказательства, а также характер правонарушения и тяжесть возможных последствий, судья считает необходимым назначить Коми республиканской организации общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» административное наказание, предусмотренное санкцией ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в виде административного приостановления деятельности на срок двадцать суток.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.7, 29.9, 29.10 КоАП РФ,

П О С Т А Н О В И Л:

Признать Коми республиканскую организацию общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, и назначить ей административное наказание в виде административного приостановления деятельности нежилых помещений сроком на двадцать суток.

Постановление подлежит немедленному исполнению.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение десяти дней со дня вручения или получения копии постановления.

Судья И.В. Смолева