Нарушение требований пожарной безопасности



Дело № 5-116/2011г.

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

«25» февраля 2011 года г. Сыктывкар

Судья Сыктывкарского городского суда Республики Коми Огнева С.Б., рассмотрев дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Комплексная детско-юношеская спортивная школа № 2» (МАОУ ДОД «КДЮСШ № 2», зарегистрированного в качестве юридического лица и поставленного на учет в ИФНС по г. Сыктывкару , ранее не привлекавшегося к административной ответственности,

У С Т А Н О В И Л:

Согласно постановлению о возбуждении производства по делу об административном правонарушении Прокурора г. Сыктывкара Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Комплексная детско-юношеская спортивная школа № 2» (МАОУ ДОД «КДЮСШ № 2» (далее – Школа) совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, при следующих обстоятельствах:

28 января 2011 года на территории в зданиях, сооружениях и помещениях: крытого катка с искусственным льдом в г. Сыктывкаре, принадлежащем МАОУ ДОД «КДЮСШ № 2» нарушило требования, а именно

1. отсутствуют соответствующие указатели, выполненные с использованием светоотражающих покрытий к гидрантам и водоёму. Основание п. 90 ППБ 01-03;

2. отсутствуют световые указатели «Выход» над дверями эвакуационных выходов. Основание ст.84 Технического регламента, п.6 табл. № 2 Свода правил СП 3.13130.2009;

3. оборудование трубопровода размещено с выступом из плоскости стены на высоте менее 2 метров в коридоре 1 этажа на пути эвакуации. ст. 89 Технического регламента, п. 4.3.3 Свода правил СП 3.13130.2009

4. запоры на дверях эвакуационных выходов не обеспечивают возможность свободного открывания запоров изнутри без ключа. Основание п.52 ППБ 01-03;

5. отсутствует автоматическая пожарная сигнализация в тамбурах здания перед выходом с 1 этажа. Основание ст. ст. 46, 54, 91, 103 Технического регламента, п.9 табл.А.1 СП 5.13130.2009;

6. не оборудован системой дымоудаления коридор 1-ого этажа здания длиной более 15 метров. Основание п.7.2 СП 7.13130.2009

7. высота ступеней лестниц более 22 см. Основание ст. 89 Технического регламента, п. 4.4.2 Свод правил СП 3.13130.3009;

8. допущена различная ширина и высота ступеней в пределах одного лестничного марша лестницы на путях эвакуации с трибун, лестницы не оборудованы ограждениями с перилами. Основание п. 7.2 СП 7.13130.2009;

9. противопожарная дверь, ведущая из катка в раздевалку, не оборудована устройством для самозакрывания и уплотнения в притворах. Основание ст. 52, 88 Технического регламента, п.4.22 СП 4.13130.2009;

10. заполнение проёмов с противопожарными преградами не соответствует предел огнестойкости противопожарной стены Основание ст. 88 таб. № 24 Технического регламента;

11. в складских помещениях (инвентарные, бокс для машин) не определена категория взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок, которые надлежит обозначить на дверях помещений. Основание: п. 56 ППБ 01-03

12. отсутствуют планы эвакуации людей по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей. Основание: п. 16 ППБ 01-03

13. световые указатели «Эвакуационный выход», «Дверь эвакуационного выхода» на путях эвакуации из трибун в фойе, и с катка в фойе находятся не во включенном состоянии. Основание: п.61 ППБ 01-03

14. высота эвакуационного выхода из административной части, у пожарного моста менее 1,9 метров. Основание: ст. 88 Технического регламента, п.4.2.5 Свода правил СП 1.13130.2009.

В судебном заседании представитель Школы вину в совершенном правонарушении признал. Пояснил, что часть нарушений устранена, а именно: разработаны и изготовлены планы эвакуации и пожарные знаки, о чем имеется уведомление о выполнении работ в полном объеме, заключен договор с ООО «...» на изготовление и монтаж металлических поручней. Систему дымоудаления решено заменить противопожарными дверями, на изготовление которых заключен договор с ООО «...» и договор на соответствующие ремонтные работы. Представитель ссылался на наличие АПС (п. 5) и определение категории взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны по правилам устройства электроустановок (п. 11), однако подтверждающих документов суду не представил, ссылался на недоделки при строительстве подрядной органзацией.

Представитель Отдела надзорной деятельности ГУ МЧС по РК г. Сыктывкара настаивал на привлечении Школы к административной ответственности, указав на наличие серьезных нарушений правил пожарной безопасности и отсутствие согласования компенсационных мероприятий по замене противопожарными дверями Системы дымоудаления.

Выслушав объяснения представителя Школы, представителя Отдела ГПН г. Сыктывкара, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью 1 ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст. 8.32, 11.16 КоАП РФ.

Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды установлены Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденными Приказом МЧС России от 18.06.2003 года № 313.

Согласно части 1 ст. 38 Федерального закона "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

Согласно п. 1.4 Устава Школы, последняя обладает обособленным имуществом на праве оперативного управления. Школа владеет и пользуется муниципальным имуществом в соответствии с назначением имущества, целями деятельности, заданиями собственника в пределах, установленных действующим законодательством (п. 7.2 Устава).

Постановлением АМО ГО «Сыктывкар» здание крытого катка с искусственным льдом передан на баланс Школы.

Приказом Управления культуры администрации МО ГО «Сыктывкар» директором МАОУ ДОД «КДЮСШ №2» принят Горбунов А.А.

Согласно п. 10 Правил собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.

В действиях Школы усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, согласно которой нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В рассматриваемом случае Школа не предприняла всех необходимых мер для соблюдения пожарной безопасности, допустила эксплуатацию катка с имеющимися нарушениями и недоделками.

Федеральный закон № 123-ФЗ от 22.07.2008 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» принят в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения. Федеральные законы о технических регламентах, содержащие требования пожарной безопасности к конкретной продукции, не действуют в части, устанавливающей более низкие, чем установленные настоящим Федеральным законом, требования пожарной безопасности.

Согласно ч. 4 ст. 5 указанного Федерального Закона система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.

В соответствии с учредительными документами МАОУ ДОД «КДЮСШ №2» осуществляет деятельность спортивных объектов и прочую деятельность в области спорта. Основными целями Школы в соответствии с д. 2.1 её Устава является: создание особой образовательной среды для всестороннего удовлетворения физкультурно-оздоровительных потребностей детей; подготовки спортивного резерва для пополнения сборных команд по культивируемым в Школе видам спорта - лыжные гонки, горнолыжный спорт, пулевая стрельба; проведение учебно-спортивной работы с детьми и молодёжью; профессиональное самоопределение и формирование здорового образа жизни и другие. То есть осуществление деятельности Школы связано с массовым посещением людей и нахождением в помещении катка большого количества граждан, в том числе несовершеннолетних, что при наличии вышеперечисленных нарушений обязательных требований пожарной безопасности несет в себе опасность для жизни и здоровья граждан, посещающих данное заведение.

Согласно объяснениям директора Школы, данным при составлении постановления об административном правонарушении установленные нарушения правил пожарной безопасности связаны с некачественным выполнением строительно-монтажных работ со стороны подрядной организации. Однако ненадлежащее выполнение обязательств подрядной организацией не освобождает Школу от соблюдения правил пожарной безопасности при эксплуатации объекта и от соответствующей ответственности за их несоблюдение, в том числе и потому, что нарушение требований правил пожарной безопасности создает непосредственную угрозу жизни и здоровью большого количества людей, находящихся в помещении Школы.

Факт совершения Муниципальным автономным образовательным учреждением дополнительного образования детей «Комплексная детско-юношеская спортивная школа № 2» административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, подтверждается материалами дела об административном правонарушении.

В соответствии со ст. 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

Правонарушение, совершенное Муниципальным автономным образовательным учреждением дополнительного образования детей «Комплексная детско-юношеская спортивная школа № 2» создает угрозу жизни и здоровью людей. Установленные нарушения обнаружены на путях эвакуации, основными посетителями катка являются несовершеннолетние дети. В этой связи, по убеждению суда, цель административного наказания за допущенное правонарушение – предупреждение совершения новых правонарушений – могло обеспечить лишь административное приостановление деятельности.

С учетом причин и условий совершения административного правонарушения, суд находит необходимым назначить Школе административное наказание, предусмотренное санкцией ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, в виде временного приостановления деятельности зданий, сооружений и помещений крытого катка с искусственным льдом, сроком на тридцать суток.

Руководствуясь ст.ст.29.7, 29.9-29.10 КоАП РФ, судья

П О С Т А Н О В И Л:

Признать Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Комплексная детско-юношеская спортивная школа № 2» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде административного приостановления деятельности территории в зданиях, сооружениях и помещениях крытого катка с искусственным льдом сроком на тридцать суток.

Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления с подачей жалобы через Сыктывкарский городской суд Республики Коми.

Судья Огнева С.Б.