Нарушение требований пожарной безопасности



Дело № 5-106/2011г.

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

«02» марта 2011 года г. Сыктывкар

Судья Сыктывкарского городского суда Республики Коми Огнева С.Б., рассмотрев дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении Государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Коми республиканский эколого-биологический центр», ранее не привлекавшегося к административной ответственности,

У С Т А Н О В И Л:

Согласно протоколу об административном правонарушении Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Коми республиканский эколого-биологический центр» (далее – Центр) совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, при следующих обстоятельствах:

03 февраля 2011 года в 17 час. 00 мин. на объекте ГОУ ДОД «Коми республиканский эколого-биологический центр», нарушило требования пожарной безопасности, а именно

Административное здание :

  1. Не предусмотрело размещение пожарных кранов системы внутреннего противопожарного водопровода в пожарных шкафах, изготовленных из листовой стали любой марки толщиной 1,0. .. 1,5 мм., либо из других материалов, обеспечивающих выполнение требований норм. (1-й, 2-й этажи здания и лестничные клетки). Основание: п. 3 ППБ 01-03 в РФ (Правила Пожарной безопасности в Российской Федерации»; п.4.4., 4.6, 4.7. 4.15, 4.16, п. 4.9.НПБ 151-00 «Шкафы пожарные. Технические требования пожарной безопасности».
  2. Допустило применение горючих материалов (деревянная доска, покрытая линолеумом) на путях эвакуации (общие коридоры 1-го, 2-го этажей) с более высокой пожарной опасностью, чем: В2, РП2, ДЗ, Т2. Основание: п. 3 ППБ-01-03 в РФ, п. 6.25* СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений».
  3. В центральном фойе здания на путях эвакуации из коридора в фойе (помещение № 21 по паспорту БТИ) не предусмотрело ширину проступи лестничного марша не менее 25 см, а высоту ступени не более 22 см. Основание: п. 3 ППБ-01-03 в РФ, п. 6.30* СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений».

Здание учебно-производственного корпуса :

1. Допустило применение горючих материалов (деревянная доска) на путях эвакуации (общий коридор возле цехов) с более высокой пожарной опасностью, чем: В2, РП2, ДЗ, Т2. Основание: п. 3 ППБ-01-03 в РФ, п. 6.25* СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений».

2. В помещении столярной мастерской без проекта, разработанного и согласованного в установленном порядке допустило изменение объемно планировочных решений (допустила глухую закладку кирпичом 3-х окон столярного цеха, предназначенных для естественного освещения данного помещения) в результате которых ухудшились условия безопасной эвакуации людей (по паспорту БТИ помещения № 12). Основание: п. 3, 40 ППБ-01-03 в РФ; п. 4.3 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений».

3. Для всех производственных и складских помещений не определило категорию взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по Правилам Устройства Электроустановок (ПУЭ). Основание: п. 33 ППБ-01-03 в РФ.

В судебном заседании директор Центра вину в совершенном правонарушении признала частично, указав на отсутствие финансирования на пожарную безопасность со стороны учредителя Министерства образования РК. Пояснила, что замеры размещению пожарных кранов уже сделаны подрядной организацией, после чего будет заключен соответствующий договор и произведена их установка. На устранение применения горючих материалов (деревянная доска) на путях эвакуации (общий коридор возле цехов) потребуется составление сметы расходов, а финансирование поступит в 2012 году, как и определение категории взрывопожарной и пожарной опасности, поскольку данные мероприятия требуют больших финансовых затрат, а в 2011 году Центру выделено на капитальный ремонт лишь ... руб.

Представитель ОГПН г. Сыктывкара настаивала на привлечении Центра к административной ответственности.

Выслушав объяснения представителя Центра, представителя Отдела ГПН г. Сыктывкара, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью 1 ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст. 8.32, 11.16 КоАП РФ.

Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды установлены Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденными Приказом МЧС России от 18.06.2003 года № 313.

Согласно части 1 ст. 38 Федерального закона "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

Согласно п. 1.8 Устава Центра, последний обладает обособленным имуществом на праве оперативного управления. Центр владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним на праве оперативного управления государственным имуществом РК в соответствии с назначением имущества, целями и направлениями деятельности, в соответствии с действующим законодательством и Уставом (п. 6.4 Устава).

Решением Министерства имущественных отношений РК от 24.01.2004 г. № 17 здание складского помещения, учебно-производственный корпус переданы в оперативное управление Центра.

Приказом Министерства образования и высшей школы РК директором ГОУ ДОД «Коми республиканский эколого-биологический центр» принята С.

Согласно п. 10 Правил собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.

В действиях Центра усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, согласно которой нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В рассматриваемом случае правонарушитель знал о необходимости соблюдения правил пожарной безопасности, однако допустил их нарушение.

Согласно объяснениям директора Центра, данным при составлении протокола об административном правонарушении наличие нарушений связано с недостаточностью финансирования.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (п. 1 ст. 2.1 КоАП РФ).

На основании ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Факт совершения ГОУ ДОД «Коми республиканский эколого-биологический центр» административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, подтверждается материалами дела об административном правонарушении.

Однако проведение трудоемких и дорогостоящих мероприятий для устранения нарушений требований пожарной безопасности, а также отсутствие финансирования для этих целей не является основанием для освобождения ГОУ ДОД «Коми республиканский эколого-биологический центр» от административной ответственности, в том числе и потому, что нарушение требований правил пожарной безопасности создает непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, находящихся в зданиях Центра.

С учетом обстоятельств совершенного административного правонарушения, суд считает необходимым назначить ГОУ ДОД «Коми республиканский эколого-биологический центр» наказание, предусмотренное санкцией ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере ... рублей.

Руководствуясь ст.ст. 29.7, 29.9-29.10 КоАП РФ, суд

П О С Т А Н О В И Л:

Признать Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Коми республиканский эколого-биологический центр» виновным в совершении административного правонарушения и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере ... рублей.

Разъяснить Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Коми республиканский эколого-биологический центр», что согласно ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ).

Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления с подачей жалобы через Сыктывкарский городской суд Республики Коми.

Судья Огнева С.Б.