Дело № 5-113/2011
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
21 марта 2011 года г.Сыктывкар
Судья Сыктывкарского городского суда Республики Коми Олейник И.И.
/г.Сыктывкар, ул.Пушкина, д.20/,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, по которому привлекается к ответственности
Государственное учреждение Республики Коми «Республиканский реабилитационный центр «Максаковка»,
за совершение правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАП РФ,
установил:
Государственное учреждение Республики Коми «Республиканский реабилитационный центр «Максаковка» /далее – ГУ РК «Республиканский РЦ «Максаковка»/ совершило административное правонарушение, предусмотренное ч.3 ст.19.20 КоАП РФ – осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии) – при следующих обстоятельствах:
Проведенной проверкой установлено, что ГУ РК Республиканский РЦ «Максаковка» осуществляет медицинскую деятельность с грубыми нарушениями лицензионных требований и условий в части пп.«г», «е», «з» п.5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 г. №30.
Местом совершения административного правонарушения является г.Сыктывкар, ул...., д. №... (место нахождения юридического лица).
Время совершения административного правонарушения – в период с 11.01.2010 г. (дата начала ведения журнала «учета грязелечения» и дата первой записи учета факта проведение лечебных процедур) по 04.02.2011 г. (дата окончания проверки и составления протокола).
Данные обстоятельства подтверждаются следующими доказательствами:
- пп.«г» - в нарушение нормативно-правовых документов, действующих на момент получения образования специалистами и нормативно-правовых документов, действующих на момент проверки – приказа Министерства здравоохранения СССР от 21.10.1974 г. №990 «Об утверждении перечня высших и средних специальных учебных заведений, подготовка и полученные звания в которых дают право заниматься медицинской и фармацевтической деятельностью», приказа Министерства здравоохранения СССР от 20.01.1982 г. №44 «О мерах по дальнейшему улучшению подготовки врачебных кадров в интернатуре», приказа Министерства здравоохранения СССР от 21.07.1988 г. №579 «Об утверждении квалификационных характеристик врачей-специалистов», приказа Министерства здравоохранения РФ от 27.08.1999 г. №337 «О номенклатуре специальностей в учреждениях здравоохранения РФ», приказа Министерства здравоохранения РФ от 19.08.1997 г. №249 «О номенклатуре специальностей среднего. медицинского и фармацевтического персонала», постановление Правительства РФ от 07.02.1995 г. №119 «О порядке допуска к медицинской и фармацевтической деятельности в Российской Федерации лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах», приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 20.08.2007 г. №553 «О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения РФ от 27.08.1999 г. №337 «О номенклатуре специальностей в учреждениях здравоохранения РФ», приказа Министерства образования РФ от 06.09.2000 г. №2571 «Об утверждении положения о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов», приказа Министерства образования РФ от 18.06.1997 г. № 1221 «Об утверждении требований к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ», приказа Министерства здравоохранения РФ от 05.06.1998 г. №186 «О повышении квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием», приказа Минздравсоцразвития РФ от 11.03.2008 г. №112н «О номенклатуре специальностей специалистов...», приказа Минздравсоцразвития РФ от 07.07.2009 г. №415н «Об утверждении квалификационных требований...», приказа Минздравсоцразвития РФ от 23.04.2009 г. №210н «О номенклатуре специальностей и специалистов...», приказа Минздравсоцразвития РФ 09.12.2008 г. №705н «Порядок совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников», постановления Государственного комитета РФ по высшему образованию от 27.12.1995 г. №12 «Об утверждении положения о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов», и согласно раздела 10, ст.54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 г. №5487-1 и др. действующих нормативно-правовых актов, комиссии Управления Росздравнадзора по Республике Коми не были представлены следующие данные:
не представлены квалификационные сведения на следующих специалистов: на Л. – не представлено свидетельство о повышении квалификации по специальности сестринское дело; сертификат специалиста, свидетельство о повышении квалификации, данные о профессиональной переподготовке по специальности физиотерапия (приказ по учреждению о замещении); на К. – не представлен сертификат специалиста, свидетельство о повышении квалификации по специальности сестринское дело (дежурство); данные о профессиональной переподготовке по специальности медицинский массаж, (представлен табель учета рабочего времени за декабрь 2010 г.),
- пп.«е» - при проверке выявлено несоблюдение в ГУ РК Республиканский РЦ «Максаковка» медицинских технологий при осуществлении медицинской деятельности, разрешенных к применению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а именно: в ходе проверки выявлено, что для оказания медицинских услуг в ГУ РК Республиканский РЦ «Максаковка» используются в качестве лечебных средств: парафин и грязь. Однако документы, подтверждающие качество и соответствие продукции требованиям нормативных документов (сертификат качества), не представлены. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 г. №982 парафин относится к продукции, подлежащей обязательной сертификации.
В отделении грязелечебницы используется грязь неизвестного происхождения, без документов соответствия санитарным требованиям.
Представлена должностная инструкция медсестры водогрязелечения, утвержденная директором ГУ РК Республиканский РЦ «Максаковка» 09.01.2006 г., представлен табель учета использования времени за декабрь 2010 г. – медицинские сестры ГУ РК Республиканский РЦ «Максаковка» С., Б., И., П. – непосредственно проводят процедуры по грязелечению в учреждении. В «книжках назначений» пребывающих в ГУ РК Республиканский РЦ «Максаковка» выявлены назначения на грязелечение. Представлен журнал учета процедур грязелечения с отметками о проведении процедур грязелечении в период проверки (начат 11.01.2010 г. – первая запись о процедурах, ведется по настоящее время)).
- пп.«з» - при проверке выявлено, что в ГУ РК Республиканский РЦ «Максаковка» не обеспечен контроль за соответствием качества выполняемых медицинских работ (услуг) установленным требованиям (стандартам), что выразилось в осуществлении хранения и использования в лечебных и профилактических целях лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения с истекшими сроками годности и с нарушением условий и правил хранения:
выявлено нарушение правил хранения, утвержденных приказом Мипздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 г. №706н «Об утверждении Правил хранения лекарственных средств»:
- нарушается требование п.32 ч. IV – в процедурном и массажном кабинете не соблюдаются правила хранения лекарственных средств, требующих защиту от повышенной температуры: при температуре +25? производится хранение спирта этилового 70% 100 мл, серия 861009, с/г до 11.11г. - 1фл.; р-р перекиси водорода 3% 40мл, серия 100710, с/г до 08.12г. - 1 фл.; р-р перекиси водорода 3% 40мл, серия 120709, с/г до 08.11г. - 1 фл.; р-р бриллиантовой зелени 1% 10мл, серия 20510, с/г до 06.12г. - 2 фл. требуемые условия хранения при температуре не выше +15°;
- нарушается требование п.51, 53 ч.IV – в кабинете ст. медсестры в металлическом сейфе осуществляется хранение спирта 95% 4 кг, н-ки йода 5% 10мл в количестве 10фл, ... тб. №10 1 уп., ... тб. 1 уп, ... тб. 1 уп.; сейф находится вблизи отопительного оборудования;
- нарушается требование п.2 ч.II – в помещении хранения парафина осуществляется одновременно хранение уборочного инвентаря и самого лекарственного средства; кроме этого на стеллаже, где осуществляется хранение парафина, совместно хранятся рабочие инструменты и уборочный инвентарь (топор, веник, совок и др.).
При проверке в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 09.06.2010г. №419 «О предоставлении сведений о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, и регистрации операции, связанных с их оборотом» обнаружено наличие калия перманганата, который относится к прекурсорам, внесенным в таблицу 3 списка IV, и подлежит учету. Вместе с этим выявлено, что ГУ РК Республиканский РЦ «Максаковка» не ведется журнал регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, что является нарушением требований Постановления Правительства РФ от 09.06.2010 г. №419 «О предоставлении сведений о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, и регистрации операций, связанных с их оборотом».
В ходе проверки выявлено, что для оказания медицинских услуг в ГУ РК Республиканский РЦ «Максаковка» используются в качестве лечебных средств: парафин и грязь. Однако документы, подтверждающие качество и соответствие продукции требованиям нормативных документов (сертификат качества) не представлены. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 г. №982 парафин относится к продукции, подлежащей обязательной сертификации.
В отделении грязелечебницы используется грязь неизвестного происхождения, без документов соответствия санитарным требованиям.
При хранении лекарственных средств в ГУ РК Республиканский РЦ «Максаковка» допускается повреждение первичной упаковки лекарственных средств. В процедурном кабинете обнаружены препараты: ... тб. 0,5 №10, серия 071208, сроком годности до 01.13г. - 0,8 уп.; ... тб. №10 - 0,3 уп. И 0,4 уп. На упаковке препарата ... отсутствует информация о серии препарата, срока годности.
В судебном заседании представители ГУ РК «Республиканский РЦ «Максаковка» Бондарев А.Р. вину в правонарушении признал частично, представил документы, подтверждающие частичное выполнение мероприятий по устранению выявленных нарушений.
Представители Управления Росздравнадзора по РК Ф. и В. настаивали на привлечении учреждения к административной ответственности.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, судья находит вину ГУ РК «Республиканский РЦ «Максаковка» в совершении административного правонарушения полностью доказанной материалами административного дела.
Часть 3 статьи 19.20 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна). Согласно примечанию к приведенной статье понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с п.6 Положения о лицензировании деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 г. №31 под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами «а», «в» и «д» пункта 5 настоящего Положения, а также нарушение, повлекшее причинение вреда жизни, здоровью человека и (или) окружающей среде.
Статьей 43 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993 г. №5487-1 предусмотрено, что все используемые методы профилактики, диагностики, лечения, медицинские технологии, средства для их осуществления должны быть разрешены к применению в установленном порядке.
Согласно ст.10 Федерального закона «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» от 23.02.1995 г. №26-ФЗ природные лечебные ресурсы предоставляются в порядке, определенном Правительством РФ. Использование природных лечебных ресурсов, в том числе лечебных грязей, осуществляется в лечебных целях, в соответствии с условиями лицензий, предоставляемых на каждый вид такой деятельности.
Отнесение лечебной грязи к категории лечебных производится на основании бальнеологических заключений об их составе и лечебном применении (п.6 Постановления Госгортехнадзора РФ от 06.06.2003 г. №72).
Порядок продажи изделия медицинского назначения утвержден Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 г. №55, согласно п.72 которого информация об изделиях медицинского назначения (изделиях медицинской техники, включая инструменты, оборудование, приборы и аппараты медицинские, изделия медицинские из резины, текстиля, стекла, полимерных и других материалов, и запасных частях к ним, предназначенных для профилактики, диагностики, лечения заболеваний в домашних условиях, реабилитации и ухода за больными; оправах для корригирующих очков и линзах для коррекции зрения; изделиях протезно-ортопедических и запасных частях к ним; наборах реагентов и средств для диагностики; домашних (автомобильных) аптечных комплектах (наборах) и прочих медицинских материалах и средствах) помимо сведений, указанных в пунктах 11 и 12 настоящих Правил, должна содержать сведения о номере и дате разрешения на применение таких изделий в медицинских целях, выданного Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития в установленном порядке, а также, с учетом особенностей конкретного вида товара, сведения о его назначении, способе и условиях применения, действии и оказываемом эффекте, ограничениях (противопоказаниях) для применения.
Однако, в ходе проведения проверки какие-либо документы, подтверждающие правомерность приобретения и использования в ГУ РК «Республиканский РЦ «Максаковка» грязи, ее лечебных свойствах представлено не было.
На основании с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае правонарушитель должен был знать о необходимости соблюдения лицензионных требований, однако им допущены нарушения приведенных выше положений Закона и Правил.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (п.1 ст.2.1 КоАП РФ).
На основании ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии со ст.3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Правонарушение, совершенное ГУ РК «Республиканский РЦ «Максаковка», создавало угрозу жизни и здоровью граждан. В этой связи, по убеждению суда, цель административного наказания за допущенное правонарушение – предупреждение совершения новых правонарушений – может обеспечить лишь административное приостановление деятельности.
С учетом обстоятельств совершенного административного правонарушения, суд находит необходимым назначить ГУ РК «Республиканский РЦ «Максаковка» административное наказание, предусмотренное санкцией ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, в виде административного приостановления деятельности – при осуществлении доврачебной медицинской помощи по физиотерапии в части грязелечения – сроком на сорок пять суток.
Руководствуясь ст.ст.29.7, 29.9-29.10 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать Государственное учреждение Республики Коми «Республиканский реабилитационный центр «Максаковка» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде административного приостановления деятельности – при осуществлении доврачебной медицинской помощи по физиотерапии в части грязелечения – на срок 45 (сорок пять) суток.
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья И.И.Олейник