Дело № 5-310/11
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
29 апреля 2011 г.Сыктывкар
Судья Сыктывкарского городского суда Республики Коми Попова Т.А., (г. Сыктывкар, ул.Пушкина, д.11) рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении Государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Коми республиканский подростково-молодежный центр управленческого резерва» по ст.20.4 ч.1 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Коми республиканский подростково-молодежный центр управленческого резерва» совершило административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, при следующих обстоятельствах.
На момент внеплановой выездной проверки ОГПН г. Сыктывкара ГУ МЧС России по РК 19 апреля 2011 года в здании общежития ГОУ ДОД «Коми республиканский подростково-молодежный центр управленческого резерва» нарушены требования п.3, 15, 16, 36, 40, 41, 51, 57, 89, 91, 108, 125, 129 (приложение № 3) ППБ-01-03 «Правила пожарной безопасности в РФ; п.6.13*, 6.17*, 6.18*, 6.25*, 7.4 СниП 21 –01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»; таблица № 1 п.п.6** НПБ 10-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией»; п.4.1 таб.1 (п.п.1), п.5.1. таб. 2 п.п.15, 18 НПБ-104-03 «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях сооружениях», а именно:
- в нарушение п.3 ППБ-01-01 в РФ, обязательного приложения к НПБ-110-03 таблица 1 пп.п.6** НПБ 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений, оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» здание общежития не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией (с установкой в помещениях квартир автономных оптико-электронных дымовых пожарных извещателей). (Здание общежития, административно бытовые помещения на 1-м этаже);
- в нарушение п.3 ППБ-01-03 в РФ, п.4.1. таб.1 (п.п.1), п.5.1. таб.2 п.п.18 НПБ-104-03 «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях» здание общежития не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре по 3-му типу (речевой с передачей специальных текстов); административно бытовые помещения 1-го этажа не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре по 2-му типу (звуковая);
- в нарушение п.3 ППБ-01-03; п.7.4 СниП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» в административно бытовых помещениях части помещений различных классов функциональной пожарной опасности (офисные помещения, класса Ф 4.3 от помещения электрощитовой, класса Ф 5.1) не разделено между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами (противопожарными дверями);
- в нарушение п.3 ППБ-01-03 в РФ, п.4.1 таб. 1 (п.п.1) НПБ-104-03 «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях» эвакуационные выходы в здании общежития не оборудовано световыми оповещателями «Выход» (эвакуационные выходы, ведущие непосредственно на улицу и выходы, ведущие из секций на общую лестничную площадку (здание общежития, административно бытовые помещения на 1 этаже);
- в нарушение п.3 ППБ-01-03 в РФ, п.6.25* СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» учреждение допустило применение горючих материалов (деревянная доска, линолеум) на путях эвакуации (общие коридоры административных помещений на 1-м этаже, 2-й, 3-й, 4-й, 5-й этажи здания общежития) с более высокой пожарной опасностью, чем: В2, РП2, Д3, Т2;
- в нарушение п.3 ППБ-01-03 в РФ, п.6.17* СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» в здании общежития допущено открывание дверей на путях эвакуации не по направлению выхода из здания (двери секций со 2-го по 5-й этажи);
- в нарушение п.3 ППБ-01-03 в РФ, п.6.13* СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность задний и сооружений» для этажей общежития класса функциональной пожарной опасности Ф 1.2 не предусмотрены 2-е эвакуационные выходы (2-й, 3-й, 4-й, 5-й этажи здания общежития);
- в нарушение п.3 ППБ-01-03 в РФ, п.6.18* СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» двери лестничных клеток (с 1-го по 5-й этажи) не оборудованы устройствами для самозакрывания и с уплотнениями в притворах;
- в нарушение п.3 91 ППБ-01-03 в РФ пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода не укомплектовано рукавами и стволами (административные помещения 1-го этажа);
- в нарушение п.16, 125 ППБ-01-03 в РФ в здании общежития не вывешены планы эвакуации людей на случай пожара выполненные в соответствии с требованиями ГОСТ Р 12.2.143-2009 «Системы фотолюминисцентные. Эвакуационные. Требования и методы контроля»;
- в нарушение п.40 ППБ-01-03 в РФ в здании общежития допущено изменение объемно планировочных решений (допущено устройство деревянных перегородок в общих коридорах на путях эвакуации 2-го, 3-го, 4-го этажей) в результате которых ухудшаются условия безопасной эвакуации людей;
- в лестничной клетке 1-го этажа допущено устройство кладовой, что является нарушением абз.11 п.40 ППБ-01-03 в РФ;
- в нарушение п.108 (приложение № 3) ППБ-01-03 в РФ здание, помещения общежития не обеспечены первичными средствами пожаротушения огнетушителями в соответствии с приложением № 3 ППБ-01-03 в РФ;
- в нарушение п.129 ППБ-01-03 в РФ здание общежития не обеспечено индивидуальными спасательными устройствами (комплектом спасательного снаряжения или лестницей навесной спасательной) из расчета одно устройство на 30 человек, находящихся на этаже здания;
- не проведена проверка сети внутреннего противопожарного водопровода на требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения, чем нарушены требования п.89 ППБ-01-03 в РФ;
- не проведено состояние огнезащитной обработки (пропитки) деревянных конструкций кровли здания общежития (наруш.п.36 ППБ-01-03 в РФ);
- не проведены эксплуатационные испытания наружной пожарной лестницы и ограждения на крыше (не реже 1 раза в 5 лет) (наруш.п.41 ППБ –01-03 в РФ);
- при эксплуатации эвакуационных путей и выходов не обеспечено соблюдение требований нормативных документов по пожарной безопасности, по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности (наруш.п.51 ППБ-01-03 в РФ);
- в нарушение п.57 ППБ-01-03 в РФ не осуществлен контроль за техническим состоянием электрических сетей в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике, в соответствии с п.2.12.17 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Министерства энергетики от 13 января 2003 года № 6 (не проведен замер сопротивления изоляции электропроводки и электрооборудования); не осуществлена эксплуатация электрических сетей в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике, в соответствии с п.2.1.21 Правил Устройства Электроустановок, издание № 6 (соединения электропроводов в распределительных коробках не выполнены при помощи опрессовки, пайки, сжимов);
-в нарушение п.15 ППБ-01-03 в РФ для здания общежития распорядительным документом не установлен соответствующий пожарной опасности противопожарный режим, где необходимо: определить и оборудовать места для курения, определить порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончанию рабочего дня; регламентировать порядок осмотра и закрытия помещений по окончанию работы; регламентировать порядок действий работников при обнаружении пожара; определить порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму; назначить ответственных за их проведение.
В судебном заседании представитель ОГПН по г. Сыктывкару выявленные в ходе проверки нарушения подтвердил, указывая, что выявленные нарушения являются грубыми нарушением правил пожарной безопасности, поскольку в случае возникновения пожара, эвакуация детей будет невозможна, что может привести к серьезным последствиям.
Директор ГОУ ДОД «Коми республиканский подростково-молодежный центр управленческого резерва» В. с выявленными нарушениями согласилась, однако пояснила, что здание общежития передано на оперативное управление незаконно, финансирование отсутствует.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит вину ГОУ ДОД «Коми республиканский подростково-молодежный центр управленческого резерва» в совершении административного правонарушения установленной.
Объект административного правонарушения в сфере обеспечения пожарной безопасности выступает как совокупность общественных отношений, охраняемых противопожарными правилами, нормами и стандартами и направленных на обеспечение государственных мер борьбы с огнем.
Согласно преамбуле Федерального закона Российской Федерации от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
Объективная сторона правонарушения заключается в нарушении или невыполнении правил, норм и стандартов пожарной безопасности. Противоправное деяние виновного лица не связывается правовой нормой с обязательным наступлением вредных последствий. Для привлечения к административной ответственности достаточно самого факта нарушения (невыполнения) требований пожарной безопасности, так как административные правонарушения в рассматриваемой сфере считаются оконченными с момента совершения самих противоправных действий (бездействия).
В соответствии со ст.6 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 г. №69-ФЗ Главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору и должностные лица органов пожарного надзора при осуществлении надзорной деятельности имеют право, в том числе, осуществлять государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами; давать руководителям организаций, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности, обеспечению пожарной безопасности товаров (работ, услуг), снятию с производства, прекращению выпуска и приостановке реализации товаров (работ, услуг), не соответствующих требованиям пожарной безопасности.
В свою очередь, статьей 37 Закона установлено, что руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Требования пожарной безопасности, обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды установлены Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденными Приказом МЧС России от 18.06.2003 г. №313.
Факт совершения ГОУ ДОД «Коми республиканский подростково-молодежный центр управленческого резерва» административного правонарушения, выразившегося в нарушении требований пожарной безопасности, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, подтвержден материалами дела об административном правонарушении: протоколом об административном правонарушении; распоряжением начальника отдела надзорной деятельности г.Сыктывкара УНД ГУ МЧС России по РК о проведении внеплановой выездной проверки ГОУ ДОД «Коми республиканский подростково-молодежный центр управленческого резерва»; актом проверки; протоколом о временном запрете деятельности ГОУ ДОД «Коми республиканский подростково-молодежный центр управленческого резерва» здание общежития.
Согласно ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
В соответствии с п. 6.1 Устава деятельности ГОУ ДОД «Коми республиканский подростково-молодежный центр управленческого резерва» за центром. В целях его образовательной деятельности в соответствии с Уставом, Агентством РК по управлению имуществом закрепляется на праве оперативного управления имущество, являющегося государственной собственностью РК.
Согласно акту приемо-передачи государственного имущества РК на основании решения Агентства РК по управлению имуществом здание общежития, общей площадью 2376,6 кв.м. передано ГОУ ДОД «Коми республиканский подростково-молодежный центр управленческого резерва», таким образом, привлекаемое лицо должно нести ответственность по соблюдению требований пожарной безопасности при эксплуатации данного здания.
С учетом того, что здание общежития является местом временного проживания людей, приостановление деятельности здания общежития повлечет необходимость выселения проживающих там лиц, что нарушит их конституционные права, суд полагает необходимым назначить наказание в виде штрафа.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.29.7, 29.9-29.10 КоАП РФ, судья
п о с т а н о в и л:
Признать ГОУ ДОД «Коми республиканский подростково-молодежный центр управленческого резерва» виновным в совершении административного праовнарушения, предусмотренного ст. 20.4 ч. 1 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере ... руб.
Разъяснить ГОУ ДОД «Коми республиканский подростково-молодежный центр управленческого резерва» что согласно ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ).
Постановление может быть обжаловано правонарушителем в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение десяти суток с момента вручения.
Судья Т.А.Попова