Дело № 5-335/11
ПОСТАНОВ Л Е Н И Е
20 мая 2011 года г.Сыктывкар
Судья Сыктывкарского городского суда Республики Коми Смирнова Н. И.,
рассмотрев административный материал Отдела надзорной деятельности города Сыктывкара УНД ГУ МЧС России по РК в отношении ОАО «Дом услуг», привлекаемого к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л:
Согласно протоколу об административном правонарушении ОАО «Дом услуг» совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, при следующих обстоятельствах:
ОАО «Дом услуг» в помещении допустило нарушения требований пожарной безопасности, а именно: п. 3, п. 27, п. 89, п. 40, п. 91, п. 34, п. 53, п. 57. п. 60, ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации», п. 8.11, п. 7.22*, п. 6.22, п. 4.3, п. 4.3, п. 5.14* таблица 1, п. 5.19 таблица 5*, п. 6.18*, п. 6.28*, СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», п. 7.62 СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение», п. 5.13 ГОСТ Р 51844-2009 г. «Техника пожарная. Шкафы пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний», п. 6, таблица 3 п. 36.2 НПБ 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», а именно:
- места для размещения средств пожарной безопасности (огнетушителей, пожарных шкафов) не обозначило знаками пожарной безопасности, в том числе знаком пожарной безопасности "Не загромождать" (Основание: п. 27 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации»);
- не приняло мер к произведению проверки работоспособности сети внутреннего противопожарного водопровода (не реже двух раз в год) (основание: п. 89 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации»);
- не обеспечило выполнение ограждающих конструкции лифтовых шахт (двери лифтов) и помещений машинных отделений лифтов в соответствии с требованиям, предъявляемым к противопожарным перегородкам 1 -го типа (основание: п. 3 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации», п. 7.22* СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»);
- не приняло мер к оборудованию эвакуационным освещением проходов (коридоров) и лестниц лестничных клеток) служащих для эвакуации более 50 человек (основание: п. 3 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации», п. 6.22 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», п. 7.62 СНиП 23-05-95 Естественное и искусственное освещение»);
- допустило хранение мебели и других горючих материалов в чердачных помещениях (основание: п. 40 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации»);
- не обеспечило выполнение пожарные шкафов из не горючих материалов (повсеместно) (основание: п. 3 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации», п. 5.13 ГОСТ Р 51844-2009 г. «Техника пожарная. Шкафы пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний»);
- допустило хранение горючих материалов (картонные коробки) на лестничной площадке основной лестничной клетки возле помещения чердака (основание: п. 40 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации»);
- не приняло мер к укомплектованию пожарного крана внутреннего противопожарного водопровода (на 4-м и 5-м этажах) рукавами и стволами (ПК возле главной лестничной клетки) (основание: п. 91 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации»);
- не приняло мер к присоединению пожарных рукавов к пожарному крану и стволу (ПК в коридоре 4-го, 5-го) (основание: п. 91 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации»);
- допустило изменение объемно-планировочных решений без проекта, разработанного в соответствии с действующими нормами и утвержденного в установленном порядке (установлена перегородка напротив грузового лифта в технической части 4-го этажа) (основание: п. 3 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации», п. 4.3, п. 5.14* таблица 1, п. 5.19 таблица 5* СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»);
- не обеспечило эксплуатацию системы внутреннего противопожарного водоснабжения (на 3-м этаже и на технической части 4-го этажа) в исправном состоянии (отсутствует вентиль на кране, отсутствуют ствол, рукав, пожарный шкаф) (Основание: п. 34, п. 91 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации»);
- допустило эксплуатацию путей эвакуации (выходы с этажей в главную лестничную клетку) с перепадами высот в полу (в местах перепада высот следует предусматривать лестницы с числом ступеней не менее трех или пандусы с уклоном не более 1:6) (основание: п. 3 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации», п. 6.28* СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»);
- не приняло мер к оборудованию дверей лестничных клеток (3-го этажа и технической части 4-го этажа) не основных эвакуационных выходов с этажа устройствами для самозакрывания и уплотнителями в притворах (основание: п. 3 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации», п. 6.18* СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»);
- допустило применение горючих материалов для отделки и облицовки стен на путях эвакуации (лестничная клетка на первом этаже (не основной эвакуационный выход) и потолка тамбур основного эвакуационного выхода) (основание: п. 53 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации»);
- не обеспечило возможность свободного открывания дверей эвакуационных выходов с 1-го, 3-го и технической части 4-го этажа (не основные эвакуационные выходы) изнутри, без ключа изнутри, без ключа (основание: п. 52 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации»);
- допустило эксплуатацию действующих электроустановок и других электроустановочных изделий в поврежденном состоянии и не в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике (в соответствии с отчетом по электроизмерительным приборам) (основание: п. 57, п. 60 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации»);
- не приняло мер к оборудованию здание автоматической установкой пожаротушения в полном объеме (площадь помещений подлежащих оборудованию системой автоматического пожаротушения составляет более 40 % от общей площади здания, вследствие чего оборудовать установкой пожаротушения необходимо все здание) (основание: п. 3 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации», п. 6, таблица 3 п. 36.2 НПБ 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией»).
В судебном заседании директор ОАО «Дом услуг» М. указал, что в настоящее время ими устранено 9 из 17 пунктов нарушений, оставшиеся 8 будут устранены в ближайшее время. В подтверждение своих доводов представил: договор, заключенный с ООО «...» на изготовление и установку пожарных шкафов; договор, заключенный с ООО «...», на поставку и монтаж противопожарных штор для лифтовых проемов; договор, заключенный с ООО «...», на установку противопожарных дверей, договор, заключенный с ООО «...», на монтаж эвакуационного освещения, договор, заключенный с ООО «...» о разработке противопожарных технических мероприятий. Также представлены платежные документы, подтверждающие проведение оплаты по указанным выше договорам.
Представитель Отдела ГПН г. Сыктывкара С. настаивал на привлечении ОАО «Дом услуг» к административной ответственности, указав, что 8 пунктов предписания не устранены, представив в подтверждение информационное письмо, а также фототаблицу.
Выслушав объяснения директора ОАО «Дом услуг» М., представителя Отдела ГПН г. Сыктывкара С., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В действиях ОАО «Дом услуг» усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, согласно которой нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со ст.6 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 г. №69-ФЗ Главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору и должностные лица органов пожарного надзора при осуществлении надзорной деятельности имеют право, в том числе, осуществлять государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами; давать руководителям организаций, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности, обеспечению пожарной безопасности товаров (работ, услуг), снятию с производства, прекращению выпуска и приостановке реализации товаров (работ, услуг), не соответствующих требованиям пожарной безопасности.
В свою очередь, статьей 37 Закона установлено, что руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, несут ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством (ст.38 Закона).
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды установлены Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденными Приказом МЧС России от 18.06.2003 г. №313.
Согласно п.10 Правил собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права, ОАО «Дом услуг» является собственником нежилых помещений.
Административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст.8.32, 11.16 КоАП РФ, предусмотрена ч.1 ст.20.4 КоАП РФ.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае правонарушитель знал о необходимости соблюдения правил пожарной безопасности, однако им были допущены нарушения, создающие непосредственную угрозу жизни и здоровью большого количества людей, находящихся в этом здании.
Оценивая доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к выводу о наличии в действиях ОАО «Дом услуг» события и состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Возражения ОАО «Дом услуг» опровергаются протоколом об административном правонарушении, актом проверки.
Принимая во внимание, что нежилые помещения, принадлежащие ОАО «Дом услуг» расположены в пятиэтажном доме, его функциональное назначение предусматривает скопление большого количества людей, а эксплуатация – постоянное и повышенное использование электроэнергии, при назначении наказания с учетом характера и степени общественной опасности содеянного, а также, то что ОАО «Дом услуг» ранее привлекалось к административной ответственности за аналогичное правонарушение, суд не считает возможным избрать ОАО «Дом услуг» иную меру ответственности, чем приостановление деятельности в нежилых помещениях, принадлежащих ОАО «Дом услуг».
Обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9 и 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и влекущих прекращение производства по делу судом не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
постановил:
Признать ОАО «Дом услуг» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде административного приостановления деятельности в помещениях сроком на десять суток.
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение десяти дней через Сыктывкарский городской суд Республики Коми.
Судья - Н. И. Смирнова