Дело № 5-333/2011г.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
«27» мая 2011 года г. Сыктывкар
Судья Сыктывкарского городского суда Республики Коми Смирнов А.Г.
рассмотрел дело об административном правонарушении в отношении Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Коми по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ
УСТАНОВИЛ:
Определением материалы дела об административном правонарушении в отношении Управления Росприроднадзора по РК по признакам правонарушения, предусмотренного ст. 20.4 ч. 1 КоАП РФ переданы на рассмотрение в Сыктывкарский городской суд РК.
При рассмотрении дела защитник Управления Росприроднадзора по РК указал, что с привлечением к административной ответственности не согласен, Управление не было извещено о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, ими предприняты меры к устранению нарушений.
Государственный инспектор г. Сыктывкара по пожарному надзору считает необходимым привлечь Управление Росприроднадзора по РК к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Выслушав доводы участников процесса, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.
Установлено, что 11 мая 2011 года в отношении Управления Росприроднадзора по РК был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.4 ч. 1 КоАП РФ, согласно которому Управлению вменено следующее:
11 мая 2011 года в 11 час. 00 мин. Управление Росприроднадзора по РК на объекте, нарушило требования п. 3 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в РФ», Постановление Главы администрации МО ГО «Сыктывкар» «Об организации обучения населения в муниципальном образовании городского округа «Сыктывкар» мерам пожарной безопасности»; п. 6.25* СНиП 21-10-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», а именно:
1. Не разработало и не утвердило в установленном порядке специальные программы для обучения пожарно-техническому минимуму непосредственно в организацию
2. Не направило руководителя организации для прохождения обучения пожарно-техническому минимуму по разработанным и утвержденным в установленном порядке специальным программам с отрывом от производства в образовательные учреждения пожарно-тхнического профиля, учебные центры ФПС МЧС России, учебно-методические центры по ГО и ЧС субъектов РФ, территориальные подразделения ГПС МЧС России, в организации, оказывающие в установленном порядке услуги по обучению населения мерам пожарной безопасности.
3. Допустило применение горючих материалов линолеум) на путях эвакуации (общий коридор административных помещений на 3-м этаже здания) с более высокой пожарной опасностью, чем В2, РП2, Д3, Т2.
Согласно Федеральному закону от 21 декабря 1994г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; под противопожарным режимом подразумеваются требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности;
Согласно ч. 1 ст. 38 указанного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды установлены Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденными Приказом МЧС России от 18.06.2003 года № 313.
В силу п. 10 указанных Правил собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Неисполнение, ненадлежащее исполнение указанных Правил гражданами, должностными лицами, юридическими лицами квалифицируется по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
В действиях Управления Росприроднадзора по РК усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, согласно которой нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективная сторона правонарушения заключается в нарушении или невыполнении правил, норм и стандартов пожарной безопасности. Противоправное деяние виновного лица не связывается правовой нормой с обязательным наступлением вредных последствий. Для привлечения к административной ответственности достаточно самого факта нарушения (невыполнения) требований пожарной безопасности, так как административные правонарушения в рассматриваемой сфере считаются оконченными с момента совершения самих противоправных деяний.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (п. 1 ст. 2.1 КоАП РФ).
На основании ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Факт совершения Управлением Росприроднадзора по РК административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, подтверждается материалами дела об административном правонарушении, в том числе актом проверки .
В рассматриваемом случае правонарушитель должен был знать о необходимости соблюдения правил пожарной безопасности, однако им были допущены нарушения.
Вместе с тем, из вмененного Управлению состава правонарушения подлежит исключению пункт 3 нарушений, а именно – допустило применение горючих материалов линолеум) на путях эвакуации (общий коридор административных помещений на 3-м этаже здания) с более высокой пожарной опасностью, чем В2, РП2, Д3, Т2, поскольку согласно договору аренды, имеющемуся в материалах дела, Управление не является арендатором общего коридора, в котором выявлено названное нарушение.
Ссылка на неизвещение Управления о месте и времени составления протокола об административном правонарушении несостоятельна, поскольку при его составлении не только участвовал защитник Управления И.В., чьи полномочия удостоверены доверенностью, но и давал письменные объяснения, занесенные в протокол, что свидетельствует о непосредственном уполномочии его законным представителем на ведение именно данного конкретного административного дела, а значит, и осведомленности Управления о месте и времени составлении протокола об административном правонарушении.
Таким образом, процессуальных нарушений, влекущих прекращение производство по делу, допущено не было.
С учетом обстоятельств совершенного административного правонарушения, принимая во внимание предпринятые Управлением меры к их устранению, отсутствие вредных последствий, суд полагает возможным назначить Управлению Росприроднадзора по РК административное наказание, предусмотренное ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в виде предупреждения.
Руководствуясь ст.ст. 29.7, 29.9-29.10 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Признать Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Коми виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде предупреждения.
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления с подачей жалобы через Сыктывкарский городской суд Республики Коми.
Судья