нарушение правил пожарной безопасности



Подлежит немедленному исполнению

Дело № 5-391/2011г.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

«09» июня 2011 года г. Сыктывкар

Судья Сыктывкарского городского суда Республики Коми Смирнов А.Г. рассмотрел дело об административном правонарушении в отношении Государственного учреждения «Национальная библиотека Республики Коми», по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ

УСТАНОВИЛ:

Определением материалы дела об административном правонарушении в отношении ГУ «Национальная библиотека Республики Коми» по признакам правонарушения, предусмотренного ст. 20.4 ч. 1 КоАП РФ переданы на рассмотрение в Сыктывкарский городской суд РК.

В судебном заседании представитель ГУ «Национальная библиотека Республики Коми» с нарушениями согласна, пояснила, что они будут устранены в процессе реконструкции, которая уже длится несколько лет.

Государственные инспектора г. Сыктывкара по пожарному надзору Ю.С., С.М. настаивали на приостановлении деятельности, указав, что имеется угроза безопасности как работника и посетителям, так и материальным ценностям.

Выслушав доводы участников процесса, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.

Судом установлено, что 25 мая 2011 года в отношении ГУ «Национальная библиотека Республики Коми» был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, согласно которого ГУ «Национальная библиотека Республики Коми» совершило вышеуказанное правонарушение при следующих обстоятельствах:

25 мая 2011 года в 14 час.30 мин. в здании, помещениях ГУ «Национальная библиотека Республики Коми» нарушило требования п.3, 36, 89, 41, 27, 60, 57, 44, 37, 96 ППБ 01-03 «правила пожарной безопасности в Российской Федерации; п. 4.4 – п.4.16* НПБ 151-2000 «Шкафы пожарные. Технические требования пожарной безопасности. Методы испытаний», п. 1.82, п.1.68 СНиП 2.08.02-89* «Общественные здания и сооружения», п. 7.4.5, п. 7.4.32 таблица 7.4.3 ПУЭ «Правила устройства электроустановок», п. 6.22, п. 6.25*, 8.4, п. 6.28*, п. 6.16, п.7.4, таблица 1,2* п.5.14*, п. 7.22*, п. 7.26, п. 6.11, п. 6.9 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», п. 7.62 СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение», п.п. 27.1 таблица 3 п.14 НПБ 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», п.п. и) п. 8.2 СНиП 41-01-2003 «Отопление, вентиляция и кондиционирование», а именно:

- не обеспечило проведение проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки) кровли (не реже 2-х раз в год)

- не обеспечило проведение проверки работоспособности сети внутреннего противопожарного водопровода (не реже 2-х раз в год)

- не обеспечило проведение эксплуатационных испытаний ограждений, на крыше здания (не реже 1-го раза в пять лет);

- места размещения средств пожарной безопасности (огнетушителей) не обозначило знаками пожарной безопасности, в том числе знаком пожарной безопасности "Не загромождать";

- не обеспечило выполнение пожарных шкафов в соответствии с требованиями НПБ 151-2000 (Пожарный шкаф должен изготавливаться из листовой стали любой марки толщиной 1,0. .. 1,5 мм; дверки ШП должны иметь конструктивные элементы для их опломбирования и запирания, позволяющие безопасно открывать шкаф в экстренных случаях в течение не более 15 с);

-допустило размещение (складирование) горючих материалов у электрощитов (в помещении
электрощитовой);

- допустило эксплуатацию светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией (помещения книгохранилища и электрощитовой);

-не обеспечило выполнение двери электрощитовой с пределом огнестойкости более 0,6 час.
-допустило эксплуатацию действующих электроустановок и других электроустановок
изделий в поврежденном состоянии и не в соответствии с требованиями нормативных
документов по электроэнергетике (в соответствии с отчетом по электроизмерительным
приборам);

- допустило применение в пожароопасных зонах (помещения книгохранилища, класс зоны П-IIа)
применение электрических светильники имеющие степень защиты менее IP23;
- не предусмотрело эвакуационное освещение в проходах и на лестницах, служащих для эвакуации людей; На дверях (люках) чердачных помещений не указало информацию о месте хранения ключей от них;

-не обеспечило выполнение выхода на чердак из лестничной клетки через противопожарные
люки 2-го типа с размерами 0,6x0,8 м;

-для отделки полов общих коридоров первого и цокольного этажей, холла 2-го этажа, допустило
применение материалов (линолеум, паркет) с более высокой пожарной опасностью чем В2, РП2.
ДЗ,Т2;

-не оборудовала лестницу на путях эвакуации высотой более 45 см перилами (общий коридор пристройки правого крыла здания);

- допустило устройство лестницы на пути эвакуации с числом ступеней менее 3-х )общий коридор пристройки правого крыла здания);

- не обеспечило ширину эвакуационных выходов из книгохранилищ (ведущие на лестницу соединяющую ярусы) менее 0,8 метра (фактическая ширина 0,6 метра);

- не обеспечило разделение книгохранилища на отсеки, площадью не более 600 м2 каждый,
противопожарными перегородками (каждый отсек хранилища должен иметь не менее двух
эвакуационных выходов);

- не обеспечило разделения помещений различных классов функциональной пожарной опасности
между собой ограждающими конструкциями с нормируемым пределом огнестойкости, с
заполнением проемов в ограждающих конструкциях противопожарными дверьми по 2-му типу
(дверь из помещений библиотеки в лестничную клетку, в цокольном этаже);

- не обеспечило разделение помещений различных классов функциональной пожарной опасности
между собой ограждающими конструкциями с нормируемым пределом огнестойкости, с
заполнением проемов в ограждающих конструкциях противопожарными дверьми по 2-му типу
(дверь из библиотечного фонда в холл второго этажа);

- не заделало строительным раствором или другим негорючим материалом обеспечивающими
требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость отверстие в месте пересечения
ограждающей конструкции инженерными коммуникациями - внутренним противопожарным
водопроводом (выход из книгохранилища в лестничную клетку в цокольном этаже);
-не приняло мер к оборудованию дверей лестничной клетки (в книгохранилище) устройствами
для самозакрывания и уплотнителями в притворах;

- не обеспечило выполнение регламентных работы по техническому обслуживанию и планово-
предупредительному ремонту (далее ТО и ППР) системы оповещения людей о пожаре и
управления эвакуацией, которые должны осуществляться в соответствии с годовым планом-
графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками
проведения ремонтных работ. ТО и ППР должны выполняться специально обученным
обслуживающим персоналом или специализированной организацией, имеющей лицензию, по
договору;

-не защитило помещения книгохранилищ и библиотечного фонда автоматической установкой
пожаротушения;

-не приняло мер к оборудованию помещений книгохранилища 1, 2, 3-го этажей, без
естественного освещения, системой вытяжной противодымной вентиляции, для удаленш
продуктов горения при пожаре;

-не обеспечило самостоятельными эвакуационными выходами части здания различной
функциональной пожарной опасности, разделенные противопожарными преградами - помещении
книгохранилища и библиотечного фонда;

-не обеспечило выполнение ограждающих конструкций лифтовых шахт (двери лифтов)
соответствуют требованиям, предъявляемым к противопожарным перегородкам 1-го типа;
-в книгохранилище, размещенном в цокольном этаже, перед лифтом не предусмотрело тамбур-
шлюз 1-го типа с подпором воздуха при пожаре;

-не обеспечило выполнение выхода из цокольного этажа, являющегося эвакуационным,
обособлены от общих лестничных клеток здания;

-не обеспечило возможность свободного открывания дверей эвакуационных выходов цокольного
этажа изнутри, без ключа;

-не приняло мер к оборудованию лестничных клеток (основные лестничные клетки) дверьми с
приспособлением для самозакрывания и с уплотнением в притворах.

Согласно Федеральному закону от 21 декабря 1994г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; под противопожарным режимом подразумеваются требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.

Согласно ч. 1 ст. 38 указанного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды установлены Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденными Приказом МЧС России от 18.06.2003 года № 313.

В силу п. 10 указанных Правил собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.

Неисполнение, ненадлежащее исполнение указанных Правил гражданами, должностными лицами, юридическими лицами квалифицируется по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

В действиях ГУ «Национальная библиотека Республики Коми» усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, согласно которой нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (п. 1 ст. 2.1 КоАП РФ).

На основании ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Факт совершения ГУ «Национальная библиотека Республики Коми» административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, подтверждается материалами дела об административном правонарушении, в том числе протоколом об административном правонарушении от 25.05.2011 г., актом проверки от 25.05.2011 г.

В рассматриваемом случае правонарушитель должен был знать о необходимости соблюдения правил пожарной безопасности, однако им были допущены нарушения.

Поскольку требования пожарной безопасности установлены с целью обеспечения безопасности людей, правонарушение, в результате которого создается угроза жизни и здоровью людей, не может быть признано малозначительным.

Существенные нарушения при производстве по делу об административных правонарушениях административным органом процессуальных требований, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, судом не установлены.

С учетом обстоятельств совершенного административного правонарушения, принимая во внимание количество выявленных в ходе проверки нарушений требований пожарной безопасности учреждением, при этом учитывая, что допущенные ГУ «Национальная библиотека Республики Коми» нарушения создают угрозу жизни и здоровью людей, суд считает возможным назначить административное наказание, предусмотренное ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в виде административного приостановления деятельности сроком на 20 суток.

Руководствуясь ст.ст. 29.7, 29.9-29.10 КоАП РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Признать Государственное учреждение «Национальная библиотека Республики Коми», виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде административного приостановления деятельности по эксплуатации помещений книгохранилища сроком на 20 суток.

Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления с подачей жалобы через Сыктывкарский городской суд Республики Коми.

Судья