Нарушение правил пожарной безопасности



Сыктывкарский городской суд РК

г. Сыктывкар, ул. Пушкина, д. 20

Дело № 5-351/11

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

Судья Сыктывкарского городского суда Республики Коми Ошманкевич Р.А..,

рассмотрев в г. Сыктывкаре 19 мая 2011 года дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Республиканского государственного унитарного сельскохозяйственного предприятия «Коми» по племенной работе,

У С Т А Н О В И Л:

Согласно протоколу об административном правонарушении, составленному Государственным инспектором г. Сыктывкара по пожарному надзору, ** ** ** в 10 часов 00 минут на территории в зданиях, сооружениях и помещениях Республиканского государственного унитарного сельскохозяйственного предприятия «Коми» по племенной работе, были выявлены следующие нарушения требований пожарного законодательства Российской Федерации (п.3, 7, 33, 40, 60, 89, 90, ППБ 01-03 «Правил пожарной безопасности в РФ»; НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организации»; п.3.13, СНиП 11-26-76 «Кровли»; п. 6.18*, 6.25*, СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»; п.3, п.9, табл.1, НПБ 110-03; п.4.4, 4.6, 4.7, 4.15, 4.16, 4.9, НПБ 151-00 «Шкафы пожарные. Технические требования пожарной безопасности»):

а именно:

- не направило на прохождение руководителем организации и ответственным лицом за пожарную безопасность обучение маарам пожарной безопасности (п.3, ППБ 01-03; НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организации»);

- не провело противопожарный инструктаж со всеми работниками организации (п.7, ППБ 01-03);

- не провело проверку сети внутреннего противопожарного водопровода на обеспечение требуемого нормам расхода воды на нужды пожаротушения не реже 2 раза в год (весной и осенью) (п.89, ППБ 01-03);

- не установило указатели у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий) (п.90, ППБ 01-03);

В здании проходной с санпропуском:

- не обработало огнезащитным составом деревянные конструкции кровли здания (п.3, ППБ 01-03; п. 3.13, СНиП 11-26-76 «Кровли»);

- не обеспечило оборудование дверей лестничных клеток приспособлениями для самозакрывания и уплотнениями в притворах (основной эвакуационный выход со 2 этажа) (п.3, ППБ 01-03; п. 6.18*, СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»);

- не обеспечило защиту зданий установкой автоматической пожарной сигнализацией (дымовыми пожарными извещателями) (п.3, ППБ 01-03; п.3, НПБ 110-03);

- применило горючие материалы для покрытия пола в общем коридоре на втором этаже (линолеум), с более высокой пожарной опасностью, чем: В2, РП2, Д3, Т2. (п.3, ППБ 01-03; п.6.25*, СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»);

- допустило хранение на лестничной площадке и под лестничным маршем хранение вещей, мебели и других горючих материалов (велосипед, стол, ящики) (п. 40, ППБ 01-03);

- допустило эксплуатацию действующих электроустановок (электроплитки) без подставки из негорючих теплоизоляционных материалов, исключающей опасность возникновения пожара (п.60, ППБ 01-03);

- допустило эксплуатацию светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника (в помещение щитовой и у выхода из электрощитовой на первом этаже) (п. 60 ППБ 01-03 «Правил пожарной безопасности в РФ»);

- допустило размещение у электрощита горючих материалов (п.60, ППБ 01-03);

В здании АБК:

- не обеспечило оборудование дверей лестничных клеток приспособлениями для самозыкрывания и уплотнениями в притворах (п.3, ППБ 01-03; п. 6.18*, СНиП 21-01-97*);

- применило горючие материалы для покрытия пола в общем коридоре на втором этаже (линолеум), с более высокой пожарной опасностью, чем: В2, РП2, ..., Т2. (п.3, ППБ 01-03; п.6.25*, СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»);

- не обеспечило защиту здания установкой автоматической пожарной сигнализацией (п.3, ППБ 01-03; п.9, таблица 1, НПБ 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией»);

- допустило хранение на лестничной площадке и под лестничным маршем хранение вещей, мебели и других горючих материалов (шкафы, ящики, доски) (п. 40, ППБ 01-03);

- допустило эксплуатацию светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника (тамбур запасного выхода первого этажа) (п. 60 ППБ 01-03 «Правил пожарной безопасности в РФ»);

не обработало огнезащитным составом деревянные конструкции кровли здания (п.3, ППБ 01-03; п. 3.13, СНиП 11-26-76 «Кровли»).

В здании гаража на 8 автомашин:

- не определило для производственных и складских помещений категория взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок, которые надлежит обозначать на дверях (п.33, ППБ 01-03);

- не предусмотрело размещение пожарных кранов системы внутреннего противопожарного водопровода в шкафах, изготовленных из листовой стали любой марки толщиной 1,0 … 1,5 мм., либо других материалов, обеспечивающих выполнение требований норм (п.3, ППБ 01-03; п. 4.4, 4.6, 4.7, 4.15, 4.16, 4.9, НПБ 151-00 «Шкафы пожарные. Технические требования пожарной безопасности»);

- допустило эксплуатацию светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника (в слесарном помещении и в складе) (п. 60 ППБ 01-03 «Правил пожарной безопасности в РФ»).

В здании гаража на 3 автомашины:

- не определило для производственных и складских помещений категория взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок, которые надлежит обозначать на дверях (п.33, ППБ 01-03);

- не предусмотрело размещение пожарных кранов системы внутреннего противопожарного водопровода в шкафах, изготовленных из листовой стали любой марки толщиной 1,0 … 1,5 мм., либо других материалов, обеспечивающих выполнение требований норм (п.3, ППБ 01-03; п. 4.4, 4.6, 4.7, 4.15, 4.16, 4.9, НПБ 151-00 «Шкафы пожарные. Технические требования пожарной безопасности»).

Здании лаборатории и бычарника:

- не обработало огнезащитным составом деревянные конструкции кровли здания (п.3, ППБ 01-03; п. 3.13, СНиП 11-26-76 «Кровли»);

- допустило размещение у электрощита горючих материалов. Основание: п.60, ППБ 01-03. Допущено хранение в помещении венткамеры мебели и других предметов (стулья, ящики, одежа и т.п.) (п.40, ППБ 01-03);

- допустило эксплуатацию светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника (в помещении венткамеры и тамбуре запасного выхода) (п. 60 ППБ 01-03);

- не определило для производственных и складских помещений здания лаборатории и бычарника категория взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок, которые надлежит обозначать на дверях (п. 33, ППБ 01-03).

Указанные нарушения были выявлены в ходе проведения плановой выездной проверки, проведенной на основании распоряжения от ** ** ** года.

В письменном объяснении, зафиксированном в протоколе об административном правонарушении, Г., действующий по доверенности от ** ** **, указал, что согласен с нарушениями.

При производстве по делу об административном правонарушении представитель Республиканского государственного унитарного сельскохозяйственного предприятия «Коми» по племенной работе вину в совершении правонарушения признал, сообщил, что на предприятии работает 40человек, просит учесть финансовое положение предприятия, учесть, что часть нарушений уже устранена. Просит не приостанавливать деятельность предприятия в связи с тем, что это приостановит производственный процесс.

Представитель Отдела надзорной деятельности г.Сыктывкара подтвердил выявленные нарушения.

Заслушав указанных лиц, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.

Статьей 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами.

Объект административного правонарушения в сфере обеспечения пожарной безопасности выступает как совокупность общественных отношений, охраняемых противопожарными правилами, нормами и стандартами и направленных на обеспечение государственных мер борьбы с огнем.

Согласно преамбуле Федерального закона Российской Федерации от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.

Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» принят в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.

Статьей 5 указанного Федерального закона установлено, что каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного данным Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.

Приказом МЧС России от 18 июня 2003 года № 313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03). Указанные Правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

В силу ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения; 4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; 5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Объективная сторона правонарушения заключается в нарушении или невыполнении правил, норм и стандартов пожарной безопасности. Противоправное деяние виновного лица не связывается правовой нормой с обязательным наступлением вредных последствий. Для привлечения к административной ответственности достаточно самого факта нарушения (невыполнения) требований пожарной безопасности, так как административные правонарушения в рассматриваемой сфере считаются оконченными с момента совершения самих противоправных деяний.

Факт совершения Республиканским государственным унитарным сельскохозяйственным предприятием «Коми» по племенной работе, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4. КоАП РФ, подтверждается письменными материалами дела, а именно: протоколом об административном правонарушении, актом проверки.

В силу п. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Нарушение правил, норм и стандартов пожарной безопасности может выражаться в форме как умысла, так и неосторожности, а в отношении наступивших последствий - в форме неосторожности (исключая поджоги).

В своем письменном объяснении Г. не отрицал вину в совершении правонарушения, с нарушениями согласился.

Согласно п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении Республиканского государственного унитарного сельскохозяйственного предприятия «Коми» по племенной работе установлено, что юридическое лицо, привлекаемое к административной ответственности, не предприняло всех необходимых мер для соблюдения Правил пожарной безопасности.

Представитель Республиканского государственного унитарного сельскохозяйственного предприятия «Коми» по племенной работе сообщая суду о том, что часть нарушений устранены не представил документы, подтверждающие частичное устранение выявленных в ходе проведения проверки нарушений.

Санкцией ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрено административное наказание, назначаемое юридическим лицам, за нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами в виде предупреждения, наложения административного штрафа от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток.

Обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9 и ст. 24.5 КоАП РФ и влекущих прекращение производства по делу, а также обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность, при рассмотрении дела не установлено.

Учитывая собранные по делу доказательства, а также характер правонарушения и тяжесть возможных последствий, принимая во внимание, что документов подтверждающих о том, что нарушения требований пожарной безопасности частично устранены, представителем предприятия не представлены, судья считает необходимым назначить Республиканскому государственному унитарному сельскохозяйственному предприятию «Коми» по племенной работе административное наказание, предусмотренное санкцией ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в виде административного приостановления деятельности сроком на 20суток.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.7, 29.9, 29.10 КоАП РФ,

П О С Т А Н О В И Л:

Признать Республиканское государственное унитарное сельскохозяйственное предприятие «Коми» по племенной работе виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде административного приостановления деятельности сроком на 20суток.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение десяти дней со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Р.А. Ошманкевич