Дело № 5-423/2011 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е Судья Сыктывкарского городского суда Республики Коми Маркова Г.Н,, рассмотрев в г. Сыктывкаре 08 июля 2011 года дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Коссович И.Б., У С Т А Н О В И Л: Согласно протоколу об административном правонарушении от 06 июня 2011г., Коссович И.Б., являясь должностным лицом, в установленный законодательством о налогах и сборах срок не представила документы, запрошенные по требованию налогового органа . Коссович И.Б. на рассмотрение административного материала не явилась. Представитель Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по РК настаивала на привлечении Коссович И.Б. к административной ответственности. Выслушав представителя Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по РК, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Как следует из протокола от 06 июня 2011 года Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми получено поручение Межрайонной ИФНС России по Кузнецкому и Орджоникидзевскому районам г. Новокузнецка Кемеровской области об истребовании документов (информации) у Открытого акционерного общества по добыче угля «...» в связи с проведением камеральной налоговой проверки налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2010 года ООО «...», , а именно: - счетов-фактур за период 01.10.2010 по 31.12.2010; - товарных накладных за период 01.10.2010 по 31.12.2010; - платежных поручений за период 01.10.2010 по 31.12.2010; - договоров, заключенных с ООО «...» со спецификациями, приложениями, дополнительными соглашениями, изменениями к данным договорам, протоколами соглашений о договорной цене за проведение работ (оказание услуг) к договорам, а также другими сопутствующими документами к данным договорам; - платежных документов, подтверждающих факт оплаты товара (работ, услуг) за наличный и безналичный расчет (актов о зачете взаимных требований, квитанций к ПКО, РКО, кассовых чеков, актов приема-передачи векселей, копий векселей, выпиской банка и др. в зависимости от условий оплаты); - документов, определяющих способ передачи товара (выполняемым работам, оказываемым услугам); выписок из главной книги по соответствующим счетам бухгалтерского учета, доверенностей, журналов регистрации выданных и полученных доверенностей за 2010 год; - товаросопроводительных документов (товарно-транспортных накладных, доверенностей на получение материальных ценностей, путевых листов грузового (легкового) автомобиля, журналов регистрации въезда и выезда автомобилей, журналов регистрации доверенностей, командировочных удостоверений, ж/,и квитанций, ж/д накладных, актов приема-передачи); - пояснения ОАО «...» о фактическом движении товара от поставщика, грузоотправителя до покупателя, грузополучателя. Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми на основании поручения об истребовании документов (информации) и в соответствии со статьей 93.1 Кодекса в адрес ОАО «...» направлено требование о представлении в пятидневный срок со дня получения требования документов и информации, касающихся деятельности ООО «...» с приложением копии поручения. Требование о представлении документов (информации) получено ОАО «...» , что подтверждается почтовым уведомлением о вручении . Пунктом 5 статьи 93.1 Кодекса предусмотрено, что лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией). Если истребуемые документы (информация) не могут быть представлены в указанный срок, налоговый орган по ходатайству лица, у которого истребованы документы, вправе продлить срок представления этих документов (информации). ОАО «...» ходатайство о продлении срока представления документов (информации) по требованию в налоговый орган не направляло. Таким образом, документы, истребованные у ОАО «...» требованием , подлежали представлению ОАО «...» в инспекцию в срок не позднее 11.04.2011. Пунктом 8 статьи 6.1. НК РФ установлено, что действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока. Если документы были сданы в организацию связи до 24 часов последнего дня срока, то срок не считается пропущенным. ОАО «...» с сопроводительным письмом были представлены следующие документы: - договор ...; - счет-фактура ...; - счет-фактура ...; - счет-фактура ...; - счет-фактура ...; - товарная накладная ...; - товарная накладная ...; - товарная накладная ...; - товарная накладная ...; - платежное поручение ...; - платежное поручение ...; - платежное поручение ...; - платежное поручение ...; - платежное поручение ...; Письмом Общество сообщило, что в соответствии с условиями Договора поставка товара осуществляется на условиях самовывоза со склада поставщика. Товарно-материальные ценности приобретаются Обществом для собственного потребления. На основании пункта 1 статьи 93.1 НК РФ, устанавливающей право должностного лица налогового органа истребовать у третьих лиц документы (информацию), касающиеся деятельности исключительно проверяемого налогоплательщика, сведения из главной книги, доверенности, журналы регистрации, а также документы по учету автотранспорта ОАО «...» не предоставлены, поскольку не относятся к хозяйственной деятельности организации, являющейся объектом налоговой проверки. По требованию ОАО «...» не представлены документы, подтверждающие реальность осуществления операций между Обществом и ООО «...», в том числе: заявки на поставку товара, паспорта качества завода изготовителя, сертификаты соответствия, разрешения Ростехнадзора России, товаросопроводительные документы (товарно-транспортные накладные, путевые листы, журналы регистрации въезда и выезда автомобилей, журнал регистрации доверенностей, командировочные удостоверения, акты приема-передачи). В ответе о представлении документов, касающихся деятельности ООО «...» , на отсутствие данных документов Общество не указало, но при этом указало на отсутствие права у налогового органа истребовать в порядке п. 1 ст. 93.1 НК РФ документы, не относящиеся к деятельности проверяемой организации. Истребуемые документы являются первичной учетной документацией Общества, источником сведений об отражении хозяйственных операций с проверяемым налогоплательщиком. В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» факт передачи товарно-материальных ценностей должен подтверждаться документами первичного бухгалтерского учета (актами приема-передачи, товарно-транспортными накладными, сертификатами, качественными удостоверениями и т.п.), оформленными в момент совершения операции, либо непосредственно после ее окончания. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты: наименование документа, дату составления документа, наименование организации, от имени которой составлен документ, содержание хозяйственной операции, измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении, наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи указанных лиц. Движение товара от поставщика к потребителю оформляется транспортными и товаросопроводительными документами, предусмотренными условиями поставки и правилами перевозки грузов, в частности, товарно-транспортной накладной по форме № 1-Т (при автомобильных перевозках), утвержденной постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 №78. В силу положений п. 6 Инструкции Минфина СССР, Минавтотранса РСФСР от 30.11.1983 «О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом. ..» товарно-транспортная накладная формы № 1-Т является единственным документом, служащим основанием для списания ТМЦ у грузоотправителя и оприходования их у грузополучателей, а также для складского, оперативного и бухгалтерского учета у каждого участника хозяйственных операций. Путевой лист грузового автомобиля составляется по унифицированной форме (№ 4-е, № 4-п, № 4-М) и является формой первичной учетной документации по учету работ в автомобильном транспорте, которая предусматривает товарно-транспортные накладные в качестве приложения к путевому листу. Путевой лист является не только документом, подтверждающим расход бензина, производственную направленность затрат, но и реальность операций по поставке (реализации) ТМЦ от продавца к покупателю. В соответствии с пунктом 1 статьи 185 Гражданского кодекса Российской Федерации доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. Доверенность организации на получение товарно-материальных ценностей (ТМЦ) составляется по форме № М-2 или № М-2а, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 № 71а «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации...», содержит обязательные реквизиты, необходимые для первичной учетной документации (наименование, дату составления наименование организации, от имени которой составлена, содержание хозяйственной операции) и, соответственно, признается первичным документом, который используется наряду с договорами, счетами-фактурами, нарядами и т.д. Форма доверенности № М-2а применяют организации, у которых получение ТМЦ по доверенности носит массовый характер. Отношения, возникшие при выдаче доверенности на получение ТМЦ, регулируются Инструкцией Минфина СССР от 14.01.1067 № 17 «О порядке выдачи доверенностей на получение товарно-материальных ценностей и отпуска их по доверенности», которая применяется в части, не противоречащей ГК РФ и Федеральному закону от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Доверенность, независимо от срока ее действия, отбирается поставщиком при отпуске ТМЦ. По окончании отпуска ТМЦ доверенность сдается в бухгалтерию вместе с документами на отпуск последней партии ценностей по сдаваемой доверенности для предъявления счета потребителю. Выданные доверенности регистрируются бухгалтерией организации, которая несет ответственность за выдачу доверенностей, а также за организацию учета таких доверенностей. При выдаче доверенности бухгалтерия организации регистрирует ее в корешке книжки доверенностей, в которой должны быть пронумерованы все листы. На последнем листе книжки главным бухгалтером делается запись о количестве пронумерованных листов. Организации, у которых получение ТМЦ по доверенностям носит массовый характер, регистрацию доверенностей могут производить в заранее пронумерованном и прошнурованном журнале «Учет выданных доверенностей» по форме, утвержденной Инструкцией Минфина СССР от 14.01.1967 № 17. Неиспользованные доверенности подлежат возврату организации, выдавшей доверенность, на следующий день после истечения срока действия доверенности. Истребованные налоговым органом журналы въезда и выезда автомобилей, исходя из формы и содержания, не являются ни первичными учетными документами, ни регистрами бухгалтерского учета, которые свидетельствуют о факте поставки товара. Истребование данных журналов предусматривает возможность сопоставить маршрут транспорта по датам, указанным в журналах с датами и километражем, указанными в путевых листах, момент доставки товара на территорию Общества с датой принятия товара на учет. Ведение таких журналов в документообороте организации ОАО «...» могло быть предусмотрено в приказе об учетной политике. Непредставление журналов въезда и выезда автомобилей у организации возможно в случае отсутствия их ведения. Общество не представило информацию о наличии либо отсутствии ведения данных журналов. В соответствии со статьями 223 и 224 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором, право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента вручения вещи приобретателю, при этом вещь считается врученной приобретателю с момента ее фактического поступления во владение приобретателя или указанного им лица. Факт отгрузки продукции в адрес заказчика сам по себе не определяет приобретателя продукции, и, если по условиям договора, право собственности на товар переходит Покупателю после приемки товара на складе Продавца, следовательно, возникает необходимость подписания акта приема-передачи товара на складе Продавца, даже если это не урегулировано договором. В соответствии с пунктом 2.4. условий поставки по договору право собственности на товар переходит после приемки товара на складе Продавца. Приемка товара по количеству производится представителем Покупателя на складе Продавца (пункт 3.2 договора). Таким образом, в силу статьи 421 ГК РФ стороны, исходя из условий поставки и наряду с товарной накладной по форме ТОРГ-12 в подтверждение факта передачи товара от Продавца Покупателю, а также его количества, обязаны были предусмотреть в договоре подписание акта приема-передачи товара и определить порядок подписания такого акта. Акт о приемке материалов (товара) является первичным учетным документом, может быть составлен по унифицированной форме № М-7, утвержденной постановлением Госкомстата Российской Федерации от 30.10.1997 № 71а. Акт по форме № М-7 содержит необходимые количественные и качественные характеристики, составляется членами комиссии в двух экземплярах с обязательным участием материально ответственного лица и представителя отправителя (поставщика) или представителя заинтересованной организации, и служит основанием для предъявления претензий по количеству и качеству отгруженной продукции. Осуществление поставки товара самовывозом, а также осуществление приемки товара на складе Продавца представителем Покупателя, как это предусмотрено пунктами 2.2, 3.1 и 3.2 Договора, влечет необходимость у Покупателя направлять в командировку работников, ответственных за прием и доставку товара со склада Продавца. Направление работников организаций в командировку производится руководителем организации и оформляется выдачей командировочного удостоверения, составленным по форме N Т-10, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты". Командировочные удостоверения, выданные работникам, направленным для приемки и доставки товара в соответствии с Договором , являются не только документами, подтверждающими продолжительность командировки, но и факт доставки (получения) груза, т. е. производственный характер операции. В соответствии с условиями договора ООО «...» обязуется поставить продукцию производственно-технического назначения (Товар), а ОАО «...» принять и оплатить Товар. Покупатель обязуется подать Продавцу заявку (с указанием, технических характеристик, количества, необходимого срока предоставления товара). Кроме того, по условиям Договора предусмотрена обязанность Продавца предоставить Покупателю совместно с поставляемой продукцией паспорт качества завода-изготовителя, сертификат соответствия, в случае необходимости, разрешение Ростехнадзора России. В случае неисполнения данного условия продукция считается не поставленной. Положения статей 31, 93.1 НК РФ предоставляют право налоговому органу истребовать у контрагента или иных лиц, располагающих документами (информацией), эти документы (информацию). Перечень документов, необходимый для проведения камеральной проверки ООО «...», определен налоговым органом в соответствии с действующим законодательством и не нарушает права налогоплательщика. Налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и порядке, которые предусмотрены Налоговым кодексом РФ, оформленные надлежащим образом документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, другие документы, необходимые для налоговых проверок (статьи 23, 93, 93.1 НК РФ). Перечисленные выше документы, оформление которых предусмотрено Федеральным законом от 21.11.1996 № 129 ФЗ «О бухгалтерском учете», а также документы, составление которых необходимо исходя из условий Договора, одновременно касаются как деятельности ООО «...», так и ОАО «...», их истребование обусловлено проверкой установления факта реальности взаимоотношений данных контрагентов в определённый момент времени. ОАО «...» неправомерно не исполнило требование Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми . Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, влечет административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В соответствии с частью 1 статьи 15.6. КоАП РФ привлечению к ответственности подлежит должностное лицо организации, совершившее административное правонарушение. ЗАО «...» является управляющей компанией (единоличным исполнительным органом) Открытого акционерного общества по добыче угля «...». Под должностным лицом, в соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное. По факту нарушения должностным лицом налогового органа Определением возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении должностного лица ОАО «...». В рамках административного расследования в адрес ОАО «...» было направлено определение об истребовании сведений о должностном лице ОАО «...», являющегося ответственным за представление в установленный законодательством о налогах и сборах срок документов по требованию . ОАО «...» с сопроводительным письмом представлены копия приказа о возложении на Коссович И.Б. обязанностей руководителя по организации выполнения требований государственных, правоохранительных и иных контролирующих органов, в том числе осуществляющих производство по делам об административных нарушениях, допущенных при ведении бухгалтерского и налогового учёта; предоставления необходимых документов и информации по запросам в рамках проведения налоговых проверок, а также по запросам в рамках проверок по иным налогоплательщикам; по соблюдению сроков и порядка предоставления документов и информации по запросам государственных, правоохранительных и иных контролирующих органов, в том числе осуществляющих производство по делам об административных правонарушениях, допущенных при ведении бухгалтерского и налогового учёта, должностная инструкция старшего менеджера Отдела сопровождения бухгалтерского учёта Финансовой дирекции филиала ЗАО «...»- в г. Воркута. Таким образом, в силу положений статьи 2.4. КоАП РФ на Коссович И.Б. возложены обязанности по представлению в установленный законодательством о налогах и сборах срок документов, необходимых для осуществления налогового контроля, в том числе в период 05.04.2011 по 11.04.2011. Из изложенного следует, что в действиях Коссович И.Б. усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 15.6. КоАП РФ, выразившиеся в неправомерном не представлении документов, запрошенных по требованию налогового органа . Статья 15.6 ч. 1 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи. В силу статьи 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. В силу п. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Вина Коссович И.Б. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ, подтверждается письменными материалами дела. Обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9 и ст. 24.5 КоАП РФ и влекущих прекращение производства по делу, при рассмотрении дела не установлено. Совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей, на должностных лиц – от трехсот до пятисот рублей. Учитывая установленные по делу обстоятельства, а также характер правонарушения и тяжесть его последствий, личность привлекаемого лица, которая ранее к административной ответственности не привлекалась, судья считает необходимым назначить Коссович И.Б. административное наказание по ст. 15.6 ч. 1 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере ... рублей. Руководствуясь статьями 29.7, 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья П О С Т А Н О В И Л: Признать Коссович И.Б., виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Назначить Коссович И.Б. административное наказание в виде наложения административного штрафа в размере ... рублей. Разъяснить, что в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в тридцатидневный срок со дня вступления постановления в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа либо административный арест на срок до 15 суток. Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение десяти дней с момента вручения или получения копии постановления. Судья Г.Н. Маркова