Дело № 5-490/2011 ПОСТАНОВЛЕНИЕ 02 августа 2011 года г.Сыктывкар Судья Сыктывкарского городского суда Республики Коми Олейник И.И., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, по которому привлекается к ответственности ПРЕДЕИН О.И., за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.6 КоАП РФ, установил: Согласно протоколу ... об административном правонарушении составленному главным государственным налоговым инспектором отдела выездных проверок ... Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми, Предеин О.И. совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.15.6 КоАП РФ, а именно: Предеин О.И., по состоянию на ... исполнявший обязанности ... ОАО «...», несвоевременно представил в налоговый орган истребованные по требованию ... документы /по сроку предоставления – не позднее ** ** ** Предеин О.И. в судебное заседание не явился, его представитель направил письменный отзыв, в котом указал на отсутствие в действиях Предеина О.И. состава административного правонарушения, поскольку все истребованные документы своевременно и в полном объеме были представлены налоговому органу по месту проведения выездной налоговой проверки. Представитель Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми в судебное заседание также не явился, суд определил рассмотреть дело в его отсутствие. Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Статьей 31 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что налоговые органы вправе, в том числе, требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронном виде, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов. В свою очередь, налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов /ст.23 НК РФ/. Административная ответственность за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи, предусмотрена ч.1 ст.15.6 КоАП РФ. Согласно ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (часть 1). Должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей /ст.2.4 КоАП РФ/. Судом установлено, что на основании решения ... руководителя Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми в отношении ОАО «...» проводилась выездная налоговая проверка. В период с ** ** ** по ** ** ** обязанности ... ОАО «...» исполнял Предеин О.И. на основании приказа ... Бухгалтерский учет ОАО «...» в соответствии с договором возмездного оказания услуг ... ведет специализированная организация ООО «...». Таким образом, в период с ** ** ** по ** ** ** Предеин О.И., исполнявший обязанности генерального директора ОАО «...», являлся ответственным лицом за предоставление истребованных налоговым органом документов. за исх. ... в соответствии со ст.93 НК РФ на имя генерального директора ОАО «...» Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми было выставлено требование ... о предоставлении документов /аналитических ведомостей по счетам (в разрезе субсчетов) бухгалтерского учета: 20, 23, 25, 26, 29, 91/, которое было получено под роспись ... А.Е. Письмом ... ОАО «...» сообщило налоговому органу, что копии истребованных документов подготовлены и представлены по месту проведения выездной налоговой проверки на территории общества по адресу: г...., пр...., д...., кабинет .... Пунктом 1 ст.89 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. В случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа. Налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов /п.12 ст.89 НК РФ/. В соответствии со ст.93 Налогового кодекса РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы. Ознакомление должностных лиц налоговых органов с подлинниками документов допускается только на территории налогоплательщика, за исключением случаев проведения выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа, а также случаев, предусмотренных ст.94 Кодекса. Статья 89 Налогового кодекса РФ содержит лишь одно исключение: если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа. Из указанной нормы следует, что все проводимые в рамках выездной налоговой проверки действия, в том числе, по истребованию документов, проводятся налоговым органом также на территории налогоплательщика. Обязанность налогоплательщика по передаче истребуемых документов на территорию налогового органа в ходе выездной налоговой проверки отсутствует. Системное толкование ст.93 и п.1 ст.89 Налогового кодекса РФ свидетельствует о том, что как получение, так и изучение запрошенных по требованию в рамках выездной налоговой проверки документов должно производиться налоговым органом на территории налогоплательщика. Обязанность налогоплательщика в подобном случае состоит в том, чтобы своевременно обеспечить налоговому органу возможность получения таких документов, что и было сделано ООО «...». Таким образом, у налогового органа отсутствовали основания для проведения проверки, включая получение и исследование копий истребуемых документов, вне территории налогоплательщика. Соответственно, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях привлекаемого лица вмененного состава административного правонарушения. Кроме того, суд учитывает и то, что /то есть в день выставления требования о предоставлении документов/ руководителем Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми было вынесено решение ... о приостановлении с ** ** ** проведения выездной налоговой проверки ОАО «...». Частью 9 ст.89 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что на период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, которому в этом случае возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки, а также приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой. Таким образом, приостановив проверку, налоговый орган фактически аннулировал ранее данное привлекаемому лицу требование о представлении документов. С учетом изложенного производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения (п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ). Руководствуясь ст.ст.23.1, 29.9-29.10 КоАП РФ, судья ПОСТАНОВИЛ: Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.6 КоАП РФ, в отношении Предеина О.И. в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение 10 дней с момента получения. Судья И.И.Олейник