Нарушение правил пожарной безопасности



Сыктывкарский городской суд Республики Коми

Дело № 5-471/2011

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

Судья Сыктывкарского городского суда Республики Коми Смолева И.В., рассмотрев в г. Сыктывкаре 22 июля 2011 года дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Местной православной религиозной организации прихода молитвенного дома храма Рождества Христова п. Нижний Чов г. Сыктывкара Республики Коми Сыктывкарской и Воркутинской епархии, адрес: г. Сыктывкар, ул.

У С Т А Н О В И Л:

Согласно протоколу об административном правонарушении ..., составленному государственным инспектором г. Сыктывкара по пожарному надзору Аксенти А.П., в 15 часов 00 минут Местная православная религиозная организация прихода молитвенного дома храма Рождества Христова п. Нижний Чов г. Сыктывкара Республики Коми Сыктывкарской и Воркутинской епархии нарушила требования: - ст. 64, ст. 151 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; - п. 15, п. 51, п. 57, п. 60, п. 96, п. 98, п. 772, п. 779 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации»; - п. 3 табл. 1, п. 12 НПБ 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией; - п. 2.12.7 ПТЭЭП «Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей»; - Приказа МЧС РФ от 24 февраля 2009 года № 91 «Об утверждении формы и порядка регистрации декларации пожарной безопасности»; - п. 36 Приложения к Приказу МЧС России от 12 декабря 2007 года № 645 об утверждении НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций»; - ГОСТ Р 12.2.143-2009 «Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Элементы систем. Классификация. Общие технические требования. Методы контроля»; - п. 3.13 СНиП II-26-76 «Кровли», а именно:

• не разработана декларация пожарной безопасности на объект защиты;

• не заключен договор со специализированной организацией, имеющей лицензию по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту системы автоматической сигнализации; не завело журнал регистрации профилактических осмотров работоспособности;

• не оборудованы помещения звуковой системой оповещения о пожаре;

• не оборудовано здание в полном объеме автоматической пожарной сигнализацией (АПС) с применением дымовых пожарных извещателей;

• отсутствует информация о проверке электропроводки аварийного и рабочего освещения, испытании и измерении сопротивления изоляции проводов, кабелей и зазмеляющих устройств (не реже одного раза в три года) в нежилых помещениях; результаты замеров оформляются актом (протоколом) в соответствии с нормами испытания электрооборудования;

• не разработаны программы для проведения противопожарных инструктажей с учетом требований стандартов, правил, норм и инструкций по пожарной безопасности;

• не установлены знаки пожарной безопасности в коридорах;

• электросветильные приборы не закрыты колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника;

• не прошло лицо, ответственное за пожарную безопасность, обучение (аттестацию) мерам пожарной безопасности в организации или на курсах, организуемых юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, имеющими соответствующие лицензии;

• подсвечники, светильники и другие устройства с открытым огнем следует устанавливать на негорючие основания, они должны быть надежно прикреплены к полу, чтобы исключить их случайное выпадение;

• деревянные конструкции кровли здания необработанны огнезащитным составом, необработанны повторно после окончания срока действия обработки; состояние огнезащитной обработки не проверяется не реже двух раз в год;

• планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара не разработаны в соответствии с ГОСТ Р 12.2.143-2009.

В письменном объяснении настоятеля прихода молитвенного дома храма Рождества Христова п. Нижний Чов г. Сыктывкара Республики Коми Сыктывкарской и Воркутинской епархии Никитенко А., зафиксированном в протоколе об административном правонарушении, указано, что выявленные нарушения устраняются за счёт пожертвований и на благотворительной основе, поскольку у прихода отсутствуют денежные средства для устранения всех выявленных нарушений. Электроэнергия в здании отсутствует.

От получения судебного извещения, направленного по месту юридического адреса и фактического места нахождения Местной православной религиозной организации прихода молитвенного дома храма Рождества Христова п. Нижний Чов г. Сыктывкара Республики Коми Сыктывкарской и Воркутинской епархии, указанное лицо уклонилось. Дело рассмотрено в отсутствие лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении.

Заслушав объяснения государственного инспектора ОНД г. Сыктывкара Аксенти А. П., исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.

Статьёй 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами.

Объект административного правонарушения в сфере обеспечения пожарной безопасности выступает как совокупность общественных отношений, охраняемых противопожарными правилами, нормами и стандартами и направленных на обеспечение государственных мер борьбы с огнем.

Согласно преамбуле Федерального закона Российской Федерации от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.

Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» принят в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.

Статьей 5 указанного Федерального закона установлено, что каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного данным Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.

Приказом МЧС России от 18 июня 2003 года № 313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03). Указанные Правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

В силу ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения; 4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; 5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Объективная сторона правонарушения заключается в нарушении или невыполнении правил, норм и стандартов пожарной безопасности. Противоправное деяние виновного лица не связывается правовой нормой с обязательным наступлением вредных последствий. Для привлечения к административной ответственности достаточно самого факта нарушения (невыполнения) требований пожарной безопасности, так как административные правонарушения в рассматриваемой сфере считаются оконченными с момента совершения самих противоправных деяний.

Факт совершения Местной православной религиозной организацией приходом молитвенного дома храма Рождества Христова п. Нижний Чов г. Сыктывкара Республики Коми Сыктывкарской и Воркутинской епархии административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4. КоАП РФ, подтверждается письменными материалами дела, а именно: протоколом об административном правонарушении от 15 июня 2011 ..., актом проверки ....

В силу п. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Нарушение правил, норм и стандартов пожарной безопасности может выражаться в форме как умысла, так и неосторожности, а в отношении наступивших последствий - в форме неосторожности (исключая поджоги).

В своём письменном объяснении настоятель прихода молитвенного дома храма Рождества Христова п. Нижний Чов г. Сыктывкара Республики Коми Сыктывкарской и Воркутинской епархии Никитенко А. не отрицал вину в совершении административного правонарушения.

Согласно п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении Местной православной религиозной организации прихода молитвенного дома храма Рождества Христова п. Нижний Новгород г. Сыктывкара Республики Коми Сыктывкарской и Воркутинской епархии установлено, что юридическое лицо, привлекаемое к административной ответственности, не предприняло всех необходимых мер для соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности.

Обязанность юридического лица по соблюдению правил пожарной безопасности при эксплуатации нежилого здания, расположенного по адресу: г. Сыктывкар, пос. Нижний Чов, ... установлена договором ... безвозмездного пользования (договор ссуды) имуществом МО «Город Сыктывкар» .

Санкцией ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрено административное наказание, назначаемое юридическим лицам, за нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами в виде предупреждения, наложения административного штрафа от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток.

На основании ст. 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в том числе в случае угрозы жизни или здоровью людей.

Административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

Административное правонарушение, совершенное Местной православной религиозной организацией прихода молитвенного дома храма Рождества Христова п. Нижний Чов г. Сыктывкара Республики Коми Сыктывкарской и Воркутинской епархии, создаёт реальную угрозу жизни и здоровью людей (прихожан и служителей прихода) в связи с его эксплуатацией с нарушениями требований пожарной безопасности, а также создаёт предпосылки для возникновения пожароопасной ситуации и уничтожения имущества. Целью административного наказания является предупреждение совершения новых правонарушений. Таким образом, в рассматриваемой ситуации административное приостановление деятельности будет являться наиболее эффективным наказанием, непосредственно соответствующим своей цели.

Учитывая собранные по делу доказательства, а также характер правонарушения и тяжесть возможных последствий, принимая во внимание, что на момент рассмотрения данного дела выявленные нарушения требования пожарного законодательства не устранены в полном объёме, доказательств принятия мер юридическим лицом для полного устранения всех имеющихся нарушений не представлено, судья считает необходимым назначить административное наказание, предусмотренное санкцией ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в виде административного приостановления деятельности помещения прихода молитвенного дома храма Рождества Христова п. Нижний Чов г. Сыктывкара Республики Коми Сыктывкарской и Воркутинской епархии, расположенного по адресу: г. Сыктывкар, пос. Нижний Чов, ... на срок - двадцать суток.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 29.7, 29.9, 29.10 КоАП РФ,

П О С Т А Н О В И Л:

Признать Местную православную религиозную организацию приход молитвенного дома храма Рождества Христова п. Нижний Чов г. Сыктывкара Республики Коми Сыктывкарской и Воркутинской епархии, адрес: г. Сыктывкар, ул. ..., виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, и назначить ей административное наказание в виде приостановления деятельности помещения прихода молитвенного дома храма Рождества Христова п. Нижний Чов г. Сыктывкара Республики Коми Сыктывкарской и Воркутинской епархии, расположенного по адресу: г. Сыктывкар, пос. Нижний Чов, ... на срок - двадцать суток.

Постановление подлежит немедленному исполнению.

Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение десяти дней со дня вручения или получения копии постановления.

Судья И.В. Смолева