Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами



Срок предъявления к исполнению 3 месяца

Дело № 5-464/11

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

12 августа 2011 года г. Сыктывкар

Судья Сыктывкарского городского суда Республики Коми Патрушева А.Г.,

рассмотрев административный материал о привлечении Безрукова И.В., являющегося должностным лицом ООО «...», к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми (далее – Управление Роспотребнадзора по Республике Коми) в суд представлен административный материал о привлечении Безрукова И.В., являющегося должностным лицом ООО «...», к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.2 КоАП РФ в связи с совершением административного правонарушения, выразившегося в несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления.

Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Согласно протоколу об административном правонарушении ... по жалобе гражданина А.А., поступившей в Управление Роспотребнадзора по Республике Коми содержащей сведения о факте нарушения ООО «...» установленной периодичности вывоза твердых бытовых отходов из мусоросборника, расположенного в районе многоквартирных жилых домов ... и ... по ул. ... в п.г.т. ... г. Сыктывкара, находящихся в управлении у ООО «...».

вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ООО «...» и проведении административного расследования.

В ходе административного расследования, был проведен осмотр района многоквартирных жилых домов ... и ... по ул. ... в п.г.т. ... г.Сыктывкара.

в 11 час. 45 мин. при осмотре места для сбора и временного хранения твердых бытовых отходов (мусоросборник), расположенного в районе многоквартирных домов ... по ул. ... в п.г.т. ... г. Сыктывкара выявлены нарушения санитарного законодательства Российской Федерации, а именно:

- п. 2 ст. 21, п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

- п. 8.2.4. СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям прожива­ния в жилых зданиях и помещениях» с изменениями и дополнениями), утвержденных Постановлением Глав­ного государственного санитарного врача по Российской Федерации № 64 от 10.06.2010г.;

- п. 2.2.1 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест», утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988г. № 4690-88;

- п. 1 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производ­ства и потребления»,

выразившиеся в необеспечении своевременного вывоза твердых бытовых отходов с места их сбора и временного хранения, расположенного в районе многоквартирных домов ... по ул. ... в п.г.т. ... г. Сыктывкара. Фактически вывоз твердых бытовых отходов осуществлялся с промежутками от одной до нескольких недель.

В силу положений ст. 11 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

При этом согласно ст. 3 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее – санитарное законодательство) состоит из указанного Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 21 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

При этом п. 1 ст. 2 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 13 ФЗ «Об отходах производ­ства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

В силу п. 8.2.4 СанПиН 2.1.2.2645-10 контейнеры и другие емкости, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора, должны вывозиться или опорожняться ежедневно.

В соответствии с п. 2.2.1 СанПиН 42-128-4690-88 при временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5 град. и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре - свыше +5 град.) не более одних суток (ежедневный вывоз).

Неисполнение, ненадлежащее исполнение указанных санитарных правил квалифицируется по ст. 8.2 КоАП РФ.

В соответствии с муниципальным контрактом ... (договором) на управление многоквартирными домами , заключенного между МО ГО «...» и ООО «...», ООО «...» в качестве управляющей компании обязано выполнить за плату работы и услуги в целях управления многоквартирными домами, в том числе домами ... по ул. ..., за счет осуществляемой пользователями оплаты работ и услуг.

Согласно п. 2.3 муниципального контракта ... управление многоквартирным домом включает в себя, в том числе, обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, а также обеспечение предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся жилыми и нежилыми помещениями по перечню и в порядке, установленным настоящим договором.

Согласно приложениям к муниципальному контракту ... вывоз твердых бытовых отходов из района многоквартирных домов ... по ул. ... в п.г.т. ... Сыктывкара должен был осуществляться ежедневно.

между ООО «...» и ООО «...» заключен договор на вывоз твердых бытовых отходов, в том числе с территории многоквартирных домов ... по ул. ... в п.г.т. ... г. Сыктывкара.

Согласно письму ООО «...» срок действия указанного договора продлен

В соответствии с п. 2.1 указанного договора ООО «...» обязалось собственными силами и средствами вывозить твердые бытовые отходы в объемах и с периодичностью, предусмотренной действующими нормами, обеспечивающей безопасное санитарное состояние мест накопления твердых бытовых расходов, а также производить подбор отходов по периметру 3 м от мусоронакопителя.

Графиком вывоза твердых бытовых отходов, утвержденным директором ООО «...», предусмотрена ежедневная вывозка твердых бытовых отходов с территории многоквартирных домов ... по ул. ... в п.г.т. ... г. Сыктывкара.

В ходе осмотра территории в районе многоквартирных домов ... по ул. ... в п.г.т. ... г. Сыктывкара, проведенного в ходе административного расследования, было установлено, что мусоросборник очищен полностью от твердых бытовых отходов, прилегающая к нему территория находится в удовлетворительном состоянии.

Согласно показаниям свидетеля А.А., опрошенного при проведении административного расследования, в суде, твердые бытовые отходы их деревянного мусоросборника, расположенного в районе многоквартирных домов ... по ул. ... в п.г.т. ... г. Сыктывкара, вывозился 2 раза: в середине ** ** ** и в середине ** ** **. В ** ** ** твердые бытовые отходы были вывезены из мусоросборника частично, а в ** ** ** – полностью.

Свидетель А.А. предупрежден об ответственности за дачу заведомо ложных показаний в соответствии со ст. 17.9 КоАП РФ.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (п. 1 ст. 2.1 КоАП РФ).

На основании ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, при этом лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В силу ст. ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Под должностным лицом согласно примечанию к указанной норме следует также понимать руководителей и других работников организаций, совершивших административное правонарушение в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.

Согласно п. 10.1 Устава ООО «...» руководство текущей деятельностью Общества осуществляется единоличным исполнительным органом – директором.

Решением единственного участника ООО «...» на должность директора избран Безруков И.В.

Таким образом, Безруков И.В. является должностным лицом ООО «...».

Факт нарушения санитарного законодательства Российской Федерации при управлении многоквартирными жилыми домами ... по ул. ... в п.г.т. ... г. Сыктывкара, выразившиеся в необеспечении своевременного вывоза твердых бытовых отходов с места их сбора и временного хранения, подтверждается материалами дела.

В рассматриваемом случае Безруков И.В., являющийся должностным лицом ООО «...», должен был знать о необходимости соблюдения санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, поскольку указанные нормы и требования были опубликованы в установленном порядке, однако допустил их нарушение.

При этом Безруков И.В., являющийся должностным лицом ООО «...», имел возможность для соблюдения санитарно-эпидемиологических требований при организации вывоза твердых бытовых отходов с места их сбора и временного хранения в районе многоквартирных жилых домов ... по ул. ... в п.г.т. ... г. Сыктывкара, однако, им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Таким образом, судом установлено, что в действиях Безрукова И.В., являющегося должностным лицом ООО «...», осуществляющего управление многоквартирными жилыми домами ... по ул. ... в п.г.т. ... г. Сыктывкара, имеется состав правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, согласно которой несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц – от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Поскольку санитарно-эпидемиологические требования направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, правонарушение, в результате которого создается угроза санитарно-эпидемиологического благополучия населения, то есть неограниченного круга лиц, не может быть признано малозначительным.

Обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9 и ст. 24.5 КоАП РФ и влекущих прекращение производства по делу, а также обстоятельств отягчающих административную ответственность, при рассмотрении дела не установлено.

С учетом обстоятельств административного правонарушения, суд считает возможным избрать меру наказания в виде штрафа в размере ... рублей.

Руководствуясь ст.ст. 29.7, 29.9-29.10 КоАП РФ, суд

П О С Т А Н О В И Л:

Признать Безрукова И.В., являющегося должностным лицом ООО «...», виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде штрафа в размере ... рублей.

Разъяснить, что согласно ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу. Неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа (ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ).

Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления с подачей жалобы через Сыктывкарский городской суд Республики Коми.

Судья- А.Г.Патрушева