нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта



Дело № 5-583/11

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

16 сентября 2011 года г. Сыктывкар

Судья Сыктывкарского городского суда Республики Коми Огнева С.Б.,

рассмотрев административный материал о привлечении Государственного автономного учреждения Республики Коми дополнительного образования детей «Республиканский центр детско-юношеского спорта и туризма», к административной ответственности по ст. 6.4 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми (далее – Управление Роспотребнадзора по Республике Коми) в суд представлен административный материал о привлечении Государственного автономного учреждения Республики Коми дополнительного образования детей «Республиканский центр детско-юношеского спорта и туризма» (далее – АУ РК «Детско-юношеский центр спорта и туризма») к административной ответственности, предусмотренной ст. 6.4 КоАП РФ в связи с совершением административного правонарушения, выразившегося в нарушении санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации и содержанию общежития.

Статьей 6.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта.

Согласно протоколу об административном правонарушении по жалобе гражданки К., поступившей в Управление Роспотребнадзора по Республике Коми , содержащей сведения о фактах неудовлетворительной эксплуатации общежития № ... по ул. ... в г. Сыктывкаре, 25.07.2011г. вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении АУ РК «Детско-юношеский центр спорта и туризма» и проведении административного расследования по наличию признаков административ­ного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 Кодекса Российской Федерации об адми­нистративных правонарушениях и проведено административное расследование.

В ходе проведения административного расследования было установлено, что АУ РК «Детско-юношеский центр спорта и туризма» 19.08.2011г. в период времени с 11 часов 00 минут до 12 час. 30 минут по адресу: г. Сыктывкар, ул. ..., д. ..., в помещениях общежития, принадлежащих АУ РК «Детско-юношеский центр спорта и туризма» на праве оперативного управления, нарушило требования ст. 23 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»), СанПиН № 42-121-4719-88 «Санитарные правила устройства, оборудования и содержания общежитий для рабочих, студентов, учащихся средних специальных учебных заведений и профессионально-технических училищ», утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 01.11.1988г. (далее – СанПиН № 42-121-4719-88), а именно:

- прилежащая к общежитию территория находится в неудовлетворительном состоянии: на территории с фасада здания разбросаны твердые бытовые отходы (пакеты, бутылки, банки, битые стекла), со стороны двора вблизи первого подъезда имеется скоп­ление твердых бытовых отходов (бытовой мусор) (п. 2.6 СанПиН № 42-121-4719-88, ст. 23 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»);

- на потолках бытовых помещений (умывальные), душевых и туалетов по­всюду следы протечек, отходит отделочный материал, что может свидетельствовать о протечках санитарно-технического оборудования (п. 4.15 СанПиН № 42-121-4719-88, ст. 23 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»);

- поверхность стен в коридорах, в бытовых помещениях (умывальные) не глад­кая, местами отходит отделочный материал (краска) и штукатурка, что в свою очередь создает трудности при проведении уборки и является не доступной для текущей уборки; в подъездах от стен, прилегающих к помещениям общежития, сплошь отходит отделочный материал и штукатурка, которая осыпается (п. 5.7 СанПиН № 42-121-4719-88, ст. 23 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»);

- входные тамбуры в подъезд не оборудованы отопительными при­борами, вследствие чего в отопительный период невозможно обеспечить работу тепло­вой завесы; в тамбурах подъездов, а также на лестничных площадках подъездов отсутствуют отопительные приборы, хотя ниши для них преду­смотрены, что в свою очередь не позволяет обеспечить равномерного прогрева воздуха и благоприятные микроклиматические условия (п.п. 6.1, 6.2, 6.7 СанПиН № 42-121-4719-88, ст. 23 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»);

- все бытовые помещения (умывальные) оборудованы люминесцентными лампами, на которых отсутствует защитная арматура (плафо­ны) (п. 7.13 СанПиН № 42-121-4719-88, ст. 23 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»);

- коридоры и лестничные площадки подъездов оборудованы люминесцентны­ми лампами, на которых отсутствует защитная арматура (плафоны) (п. 7.16 СанПиН № 42-121-4719-88, ст. 23 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»);

- оконные стекла в подъездах грязные; в первом подъезде на лестничной пло­щадке между внутренней и наружной рамами наблюдается слой бытового мусора (п. 8.3 СанПиН № 42-121-4719-88, ст. 23 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»);

- отсутствуют утвержденные администрацией и вывешенные на видных мес­тах правила внутреннего распорядка, обязательные для всех проживающих и обслужи­вающего персонала (п. 8.10 СанПиН № 42-121-4719-88, ст. 23 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»);

- не отведены специальные места (или помещения) для курения, достаточно проветриваемые или оборудованные эффективной приточно-вытяжной механической вентиляцией (п. 8.12 СанПиН № 42-121-4719-88, ст. 23 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»)

- обслуживающий персонал (уборщик подъездов и туалетов) не обеспечен спецодеждой, спецодежда отсутствует (п. 8.14 СанПиН № 42-121-4719-88, ст. 23 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»);

- не представлен санитарный журнал общежития, прошнурованный и прону­мерованный в установленном порядке (п. 8.18 СанПиН № 42-121-4719-88, ст. 23 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

В судебном заседании представитель Учреждения вину в совершении административного правонарушения не признала, ссылаясь на передачу общежития в оперативное управление по акту приемо-передачи 06.06.2011 г. До этого 31.12.2010 г. здание общежития с баланса Учреждения было изъято, находилось в оперативном управлении Коми республиканского подростково-молодежного центра управленческого резерва. Пояснила, что получателем денежных средств по оплате ЖКУ является Учреждение, однако в настоящее время Учреждение направило ходатайство в Агентство РК по управлению имуществом об изъятии здания общежития с баланса Учреждения в связи с отсутствием финансирования на его содержание.

Представитель Управления Роспотребнадзора Республики Коми настаивал на привлечении Учреждения к административной ответственности, указав, что поскольку общежитие принято по акту приемо-передачи, Учреждение должно нести обязанности по его содержанию, а не ссылаться на намерение вновь передать его в государственную казну.

Выслушав доводы участников административного процесса, исследовав материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.

В силу положений ст. 11 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

При этом согласно ст. 3 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее – санитарное законодательство) состоит из указанного Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В силу положений ст. 23 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» жилые помещения по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений должны соответствовать санитарным правилам в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока. При этом содержание жилых помещений должно отвечать санитарным правилам.

Согласно п. 1.1 СанПиН № 42-121-4719-88 настоящие правила распространяются на проектируемые, строящиеся, реконструируемые и существующие общежития, независимо от их ведомственной принадлежности.

В соответствии с п. 2.6 СанПиН № 42-121-4719-88 территория общежитий должна содержаться в соответствии с утвержденными Минздравом СССР правилами санитарного содержания территорий населенных мест, систематически убираться, поливаться водой с целью предотвращения пылеобразования, а при необходимости должна вестись борьба с гололедом. При этом в силу п. 2.1.1 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988г., территории домовладений, территории различных предприятий, учреждений и организаций являются объектами очистки.

Согласно п. 4.15 СанПиН № 42-121-4719-88 все санитарно-техническое, технологическое и другое оборудование, приборы, и инвентарь должны соответствовать действующим нормативно-техническим документам (стандарты, технические условия) и эксплуатироваться с соблюдением их требований. При этом вышедшее из строя оборудование подлежит срочному ремонту или замене.

В силу п. 5.7 СанПиН № 42-121-4719-88 поверхность стен, перегородок, отделочных материалов, столярных изделий (дверей, окон) и покрытий должна быть гладкой, легкоочищаемой, доступной для текущей уборки. Дефекты в отделке помещений (разбитая облицовочная плитка, нарушение целости линолеума и других покрытий, столярных изделий и т.д.) должны устраняться безотлагательно.

В соответствии с п.п. 6.1, 6.2, 6.7 СанПиН № 42-121-4719-88 системы отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха должны обеспечивать благоприятные микроклиматические условия среды, нормативный состав и качество воздуха помещений общежитий. При этом система отопления должна обеспечивать равномерный прогрев воздуха в течение всего отопительного периода, входные тамбуры в общежитиях должны быть оборудованы тепловыми завесами, задействованными в отопительный период.

Согласно п. 7.13 СанПиН № 42-121-4719-88 конструкция светильников общего и местного освещения должна обеспечивать защиту глаз от слепящей яркости и безопасность при пользовании. В помещениях с влажным режимом эксплуатации, в санитарно-бытовых помещениях, подсобно-складских помещениях должна применяться специальная защитная арматура (плафоны и др.), обеспечивающая их гидроизоляцию. Применение в указанных помещениях открытых ламп накаливания и люминесцентных ламп не допускается.

В силу п. 7.16 СанПиН № 42-121-4719-88 осмотр и очистку осветительных установок общего освещения в основных помещениях следует производить не реже одного раза в месяц; настольных ламп, настенных светильников - четыре раза в месяц; светильников общего освещения лестниц, вестибюлей, холлов, подъездов, подсобных помещений - один раз в три месяца. Чистка светильников должна совмещаться с заменой перегоревших ламп и стартеров, вышедших из строя отражателей, защитных колпаков и других элементов светильников.

В соответствии с п. 8.3 СанПиН № 42-121-4719-88 оконные стекла должны очищаться и тщательно мыться по мере загрязнения, но не реже одного раза в квартал.

Согласно п. 8.10 СанПиН № 42-121-4719-88 в общежитии должны быть установлены, с учетом СанПиН № 42-121-4719-88, утвержденные администрацией и вывешенные на видных местах «Правила внутреннего распорядка», обязательные для всех проживающих и обслуживающего персонала.

В силу п. 8.12 СанПиН № 42-121-4719-88 для курения должны быть отведены специальные места или помещения, достаточно проветриваемые или оборудованные эффективной приточно-вытяжной механической вентиляцией.

В соответствии с п. 8.14 СанПиН № 42-121-4719-88 обслуживающий персонал общежитий должен быть обеспечен спецодеждой и соблюдать правила личной гигиены.

Кроме того, согласно п. 8.18 СанПиН № 42-121-4719-88 в каждом общежитии должен быть заведен санитарный журнал, прошнурованный, пронумерованный и скрепленный печатью территориальной санэпидстанции, осуществляющей контроль за санитарным состоянием общежития. Журнал должен храниться в администрации общежития и предъявляться представителям санэпидслужбы по первому требованию.

Неисполнение, ненадлежащее исполнение указанных санитарных правил юридическими лицами квалифицируется по ст. 6.4 КоАП РФ.

Здание общежития (Литер А) общей площадью 2376,6 кв.м, расположенное по адресу: г. Сыктывкар, ул. ..., ..., являющееся государственным имуществом Республики Коми, на основании Решения Агентства Республики Коми по управлению имуществом передано из государственной казны и закреплено на праве оперативного управления за АУ РК «Детско-юношеский центр спорта и туризма». ** ** **. здание общежития передано АУ РК «Детско-юношеский центр спорта и туризма» по акту приема-передачи государственного имущества Республики Коми. Согласно письму АУ РК «Детско-юношеский центр спорта и туризма свидетельство о государственной регистрации права на указанное здание общежития находится на стадии оформления.

В действиях АУ РК «Детско-юношеский центр спорта и туризма» усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ, согласно которой нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (п. 1 ст. 2.1 КоАП РФ).

На основании ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В рассматриваемом случае АУ РК «Детско-юношеский центр спорта и туризма» должно было знать о необходимости соблюдения санитарных требований к содержанию жилых помещений, а также общежитий для студентов, учащихся средних специальных учебных заведений и профессионально-технических училищ, поскольку указанные нормы и требования были опубликованы в установленном порядке, однако допустило их нарушение.

При этом АУ РК «Детско-юношеский центр спорта и туризма» имело возможность для соблюдения санитарных требований к содержанию общежития по адресу: г. Сыктывкар, ул. ..., ..., принадлежащего АУ РК «Детско-юношеский центр спорта и туризма» на праве оперативного управления, однако им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Позиция представителя Учреждения в судебном заседании сводилась лишь к действиям Учреждения по передаче здания общежития вновь в государственную казну. Сведений о каких-либо произведенных действиях по устранению выявленных нарушений Учреждением суду не представлено, материалы дела не содержат.

Факт совершения АУ РК «Детско-юношеский центр спорта и туризма» административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ, подтверждается материалами дела об административном правонарушении, в том числе протоколом осмотра помещений, территорий общежития и находящихся там документов , в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении не опровергнут.

Поскольку санитарно-эпидемиологические требования направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, правонарушение, в результате которого создается угроза санитарно-эпидемиологического благополучия населения, то есть неограниченного круга лиц, не может быть признано малозначительным.

Обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9 и ст. 24.5 КоАП РФ и влекущих прекращение производства по делу, а также обстоятельств смягчающих или отягчающих административную ответственность, при рассмотрении дела не установлено.

В связи с чем, суд считает возможным избрать меру наказания, не связанную с административным приостановлением деятельности объекта, и назначить наказание в виде штрафа в размере ... рублей.

Руководствуясь ст.ст. 29.7, 29.9-29.10 КоАП РФ, суд

П О С Т А Н О В И Л:

Признать Государственное автономное учреждение Республики Коми дополнительного образования детей «Республиканский центр детско-юношеского спорта и туризма», виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере ... рублей.

Разъяснить, что согласно ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ).

Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления с подачей жалобы через Сыктывкарский городской суд Республики Коми.

Судья Огнева С.Б.