Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения



Подлежит немедленному исполнению

Дело № 5-505/12

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

05 июля 2012 года г. Сыктывкар

Судья Сыктывкарского городского суда Республики Коми Патрушева А.Г.,

рассмотрев административный материал о привлечении Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми «Республиканский противотуберкулезный диспансер», к административной ответственности по ст. 6.6 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми (далее – Управление Роспотребнадзора по Республике Коми) в суд представлен административный материал о привлечении Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми «Республиканский противотуберкулезный диспансер» (далее – ГБУЗ РК «РПТД») к административной ответственности, предусмотренной ст. 6.6 КоАП РФ, в связи с совершением административного правонарушения, выразившегося в нарушении санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в пищеблоке детского отделения ГБУЗ РК «РПТД», расположенного по адресу: г. Сыктывкар, ул. ..., ....

Представитель Управления Роспотребнадзора по Республике Коми полагал ГБУЗ РК «РПТД» виновным в совершении правонарушения, просил избрать меру наказания в виде приостановлении деятельности.

Представители ГБУЗ РК «РПТД» выявленные нарушения признали, просили освободить учреждение от административной ответственности в силу недостаточности бюджетного финансирования.

В соответствии со ст. 6.6 КоАП РФ нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц – от двух тысяч до трех тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от двух тысяч до трех тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

На основании распоряжения Руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Коми от 05.06.2012г. в отношении ГБУЗ РК «РПТД» в период с 13.06.2012г. по 26.06.2012г. была проведена плановая выездная проверка с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей.

Согласно протоколу об административном правонарушении от 27.06.2012г. в ходе проведения плановой выездной проверки 25.06.2012г. в 12 часов 45 минут в пищеблоке детского отделения ГБУЗ РК «РПТД», расположенном по адресу: г. Сыктывкар, ул. ..., ..., были выявлены следующие нарушения санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения:

·             производственные и вспомогательные помещения на пищеблоке не оборудованы механической приточно-вытяжной вентиляцией (цех первичной обработки овощей, мясорыбный цех, цех приготовления холодных закусок), что является нарушением требований ст. 17 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»), п. 4.4 Санитарно-эпидемиологические правила СП 2.3.6.1079-01 «Организации общественного питания. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» (далее – СП 2.3.6.1079-01);

·             осветительные приборы в помещении мойки кухонной посуды пищеблока не имеют защитной арматуры (нарушение требований ст. 17 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 4.15 СП 2.3.6.1079-01);

·             на пищеблоке объёмно-планировочные решения не обеспечивают в полной мере поточность технологических процессов, исключающих встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции. Так, на момент проверки выгрузка готовых блюд и кулинарных изделий во взрослое отделение осуществляется через вход загрузки продовольственного сырья и пищевых продуктов на пищеблок; хранение чистой кухонной посуды, чистой посуды для транспортировки пищи в отделения осуществляется в коридоре пищеблока в непосредственной близости от хранения сырого картофеля в транспортной таре (в мешках); в помещении, предназначенного для хранения суточного запаса продовольственного сырья и пищевых продуктов, осуществляется хранение чистой посуды для транспортировки готовой продукции в отделения (нарушение требований ст. 17 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 5.1 СП 2.3.6.1079-01);

·             требуется проведения капитального ремонта производственных, складских, вспомогательных и подсобных помещений: все стены и потолки грязные; штукатурка отпала; стены в выбоинах; в холодном цехе, в помещении хранения хлеба, в гардеробной на потолках черная плесень; пол в складском помещении из кусков рваного линолеума; отсутствует покраска оконных рам; в моечной кухонной посуды на стенах отпала плитка, текут трубы производственной канализации (нарушение требований ст. 17 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п. 5.5, 5.6 СП 2.3.6.1079-01);

·             нарушаются условия хранения колоды для разрубки мяса; колода для разрубки мяса установлена непосредственно на полу (нарушение требований ст. 17 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 6.6 СП 2.3.6.1079-01);

·             отсутствует специальное помещение для обработки оборотной тары; термоса и посуда для транспортировки пищи в отделения обрабатываются в моечной кухонной посуды (нарушение требований ст. 17 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 6.22 СП 2.3.6.1079-01).

Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых должностное лицо, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события состава административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями свидетелей, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В силу положений ст. 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии со ст. 11 указанного федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; осуществлять гигиеническое обучение работников.

Согласно ст. 17 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны выполняться санитарно-эпидемиологические требования.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 08.11.2001г. № 31 введены в действие СП 2.3.6.1079-01.

Согласно п. 1.2 СП 2.3.6.1079-01 указанные санитарные правила распространяются на действующие, строящиеся и реконструируемые организации общественного питания, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению. Данные санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с организацией питания населения, в том числе в период проведения массовых общественных мероприятий (ярмарок, спортивных соревнований, олимпиад, универсиад, культурно-развлекательных, слетов и других аналогичных общественных мероприятий).

В силу п. 4.4 СП 2.3.6.1079-01 производственные, вспомогательные и санитарно-бытовые помещения оборудуются приточно-вытяжной механической вентиляцией в соответствии с требованиями действующих норм и правил.

В соответствии с п. 4.15 СП 2.3.6.1079-01 осветительные приборы должны иметь защитную арматуру.

Согласно п. 5.1 СП 2.3.6.1079-01 объемно-планировочные и конструкторские решения помещений должны предусматривать последовательность (поточность) технологических процессов, исключающих встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и чистой посуды, а также встречного движения посетителей и персонала.

В силу п. 5.5 СП 2.3.6.1079-01 стены производственных помещений на высоту не менее 1,7 м отделываются облицовочной плиткой или другими материалами, выдерживающими влажную уборку и дезинфекцию. Потолки оштукатуриваются и белятся или отделываются другими материалами. Полы выполняются из ударопрочных материалов, исключающих скольжение, и имеют уклоны к сливным трапам. Окраска потолков и стен производственных и вспомогательных помещений кондитерских цехов производится по мере необходимости, но не реже одного раза в год.

Также п. 5.6 СП 2.3.6.1079-01 предусмотрено, что стены и потолки складских помещений оштукатуриваются и белятся. Стены на высоту не менее 1,7 м окрашиваются влагостойкими красками для внутренней отделки. Полы выполняются из влагостойких материалов повышенной механической прочности (ударопрочные) с заделкой сопряжений строительных конструкций мелкоячеистой металлической сеткой, стальным листом или цементно-песчаным раствором с длинной металлической стружкой. Полы по путям загрузки сырья и продуктов питания в складских и производственных помещениях не должны иметь порогов. Загрузочная оборудуется платформой, навесом.

Согласно п. 6.6 СП 2.3.6.1079-01 колода для разруба мяса устанавливается на крестовине или специальной подставке, скрепляется металлическими обручами, ежедневно по окончании работы зачищается ножом и посыпается солью. Периодически по мере необходимости колоду спиливают и обстругивают.

В соответствии с п. 6.22 СП 2.3.6.1079-01 мытье оборотной тары в заготовочных организациях и в специализированных цехах производят в специально выделенных помещениях, оборудованных ваннами или моечными машинами, с применением моющих средств.

Протоколом от 27.06.2012г. введен временный запрет деятельности (эксплуатации) пищеблока детского отделения ГБУЗ РК «РПТД», расположенного по адресу: г. Сыктывкар, ул. ..., ... на срок до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении.

Неисполнение, ненадлежащее исполнение указанных санитарных правил юридическими лицами квалифицируется по ст. 6.6 КоАП РФ.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ).

На основании ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В действиях ГБУЗ РК «РПТД» усматриваются признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 6.6 КоАП РФ.

Нежилое здание – здание детского отделения Республиканского противотуберкулезного диспансера площадью 2516,3 кв.м, расположенное по адресу: г. Сыктывкар, ул. ..., ..., принадлежит на праве управления ГБУЗ РК «РПТД».

В рассматриваемом случае ГБУЗ РК «РПТД» должно было знать о необходимости соблюдения санитарных требований к организации питания населения, поскольку указанные нормы и требования были опубликованы в установленном порядке, однако допустило их нарушение.

При этом ГБУЗ РК «РПТД» имело возможность для соблюдения санитарных требований к содержанию и организации питания населения в пищеблоке детского отделения ГБУЗ РК «РПТД», расположенного по адресу: г.Сыктывкар, ул. ..., ....

Факт совершения ГБУЗ РК «РПТД» административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.6 КоАП РФ, подтверждается материалами дела об административном правонарушении, в том числе актом проверки от ** ** **.

Поскольку санитарно-эпидемиологические требования направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, правонарушение, в результате которого создается угроза санитарно-эпидемиологического благополучия населения, то есть неограниченного круга лиц, не может быть признано малозначительным.

Обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9 и ст. 24.5 КоАП РФ и влекущих прекращение производства по делу, а также обстоятельств смягчающих или отягчающих административную ответственность, при рассмотрении дела не установлено.

В соответствии со ст. 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

Правонарушение, совершенное ГБУЗ РК «РПТД», создает угрозу жизни и здоровью граждан. В этой связи, по убеждению суда, достижение цели административного наказания за допущенное правонарушение и предупреждение совершения новых правонарушений может обеспечить лишь административное приостановление деятельности.

С учетом обстоятельств совершенного административного правонарушения, суд находит необходимым назначить ГБУЗ РК «РПТД» административное наказание, предусмотренное санкцией ст. 6.6 КоАП РФ, в виде административного приостановления деятельности пищеблока детского отделения ГБУЗ РК «РПТД», расположенного по адресу: г. Сыктывкар, ул. ..., ..., сроком на тридцать суток.

Согласно ч. 2 ст. 3.12 КоАП РФ срок административного приостановления деятельности исчисляется с момента фактического приостановления деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Согласно протоколу о временном запрете деятельности от 27.06.2012г. время фактического прекращения деятельности объекта, 09 часов 00 минут 28.06.2012г.

Руководствуясь ст.ст. 29.7, 29.9-29.10 КоАП РФ, суд

П О С Т А Н О В И Л:

Признать Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Коми «Республиканский противотуберкулезный диспансер», виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 6.6 КоАП РФ, и назначить наказание в виде в виде административного приостановления деятельности на срок 30 (тридцать) суток в отношении объекта: пищеблок детского отделения Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми «Республиканский противотуберкулезный диспансер», расположенного по адресу: г. Сыктывкар, ул. ..., ....

Срок административного приостановления деятельности исчислять с 09 часов 00 минут 28.06.2012г.

Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления с подачей жалобы через Сыктывкарский городской суд Республики Коми.

Судья- Патрушева А.Г.