Дело № 5-167/11
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
04 апреля 2011года г. Сыктывкар
Судья Сыктывкарского городского суда Республики Коми Патрушева А.Г.,
рассмотрев административный материал о привлечении ГУП Республики Коми «Комиавиатранс» к административной ответственности по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Территориальным органом федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Республике Коми (Управление Росздравнадзора по Республики Коми) в суд представлен административный материал о привлечении ГУП Республики Коми «Комиавиатранс» к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ в связи с совершением административного правонарушения, выразившегося в грубом нарушений лицензионных требований и условий.
В суде представители Управления Росздравнадзора по Республики Коми полагали ГУП Республики Коми «Комиавиатранс» виновным в совершении правонарушения.
Представитель ГУП Республики Коми «Комиавиатранс» вину в совершении правонарушения не признал.
Исследовав материалы дела в их совокупности,
На основании распоряжения о проведении плановой проверки в отношении ГУП Республики Коми «Комиавиатранс» проведена проверка с целью проверки сведений о лицензиате и соблюдения им лицензионных требований.
Как следует из протокола об административном правонарушении при проведении плановой проверки ГУП Республики Коми «Комиавиатранс» выявлены грубые нарушения лицензионных требований, в части пп. «б», «г», «з» п.5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2007г. № 30, а именно:
- пп. «б» - при анализе представленных в ходе проверки учредительных документов (Устава), Положений о структурных подразделениях, структуры СП «...» и медсанчасти, лицензий на осуществление медицинской деятельности, санитарно - эпидемиологических заключений, приказов, сведений о фактическом осуществлении медицинской деятельности в филиалах и структурном подразделении ГУП РК «Комиавиатранс» свидетельствует о том, что определить структурное положение, подчиненность, правильное наименование медицинской службы ГУП РК «Комиавиатранс», его филиалов и структурного подразделения, а также наличие заместителя руководителя Предприятия либо руководителя структурного подразделения, ответственного за осуществление лицензируемой деятельности, не представляется возможным;
- пп. «г» - в нарушение нормативно - правовых документов, действующих на момент получения образования специалистами и нормативно - правовых документов, действующих на момент проверки - приказа Министерства здравоохранения СССР от 21.10.1974г. №990 «Об утверждении перечня высших и средних специальных учебных заведений, подготовка и полученные звания в которых дают право заниматься медицинской и фармацевтической деятельностью», приказа Министерства здравоохранения СССР от 20.01.1982г. №44 «О мерах по дальнейшему улучшению подготовки врачебных кадров в интернатуре», приказа Министерства здравоохранения СССР от 21.07.1988г. №579 «Об утверждении квалификационных характеристик врачей-специалистов», приказа Министерства здравоохранения РФ от 27.08.1999г. №337 «О номенклатуре специальностей в учреждениях здравоохранения РФ», приказа Министерства здравоохранения РФ от 19.08.1997г. №249 «О номенклатуре специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала», приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 20.08.2007г. №553 «О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения РФ от 27.08.1999г. №337 «О номенклатуре специальностей в учреждениях здравоохранения РФ», приказа Министерства образования РФ от 06.09.2000г. №2571 «Об утверждении положения о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов», приказа Министерства образования РФ от 18.06.1997г. № 1221 «Об утверждении Требований к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ», приказа Министерства здравоохранения РФ от 05.06.1998г. №186 «О повышении квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием», приказа Минздравсоцразвития РФ от 11.03.2008г. №112н «О номенклатуре специальностей специалистов...», приказа Минздравсоцразвития РФ от 07.07.2009г. №415н «Об утверждении квалификационных требований...», приказа Минздравсоцразвития РФ от 23.04.2009г. №210н «О номенклатуре специальностей и специалистов...», приказа Минздравсоцразвития РФ 09.12.2008г. №705н «Порядок совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников», постановления Государственного комитета РФ по высшему образованию от 27.12.1995г. №12 «06 утверждении положения о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов, ст. 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993г. №5487-1, постановления Правительства РФ от 07.02.1995г. № 119 «О порядке допуска к медицинской и фармацевтической деятельности в Российской Федерации лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах» и др. действующих нормативно - правовых актов, комиссии Управления Росздравнадзора по Республике Коми не были представлены следующие данные:
г. Сыктывкар:
- на П. - не представлены сертификат специалиста, свидетельство о повышении квалификации (представлена справка из ГОУ ВПО СГМУ Минздравсоцразвития
о прохождении обучения П.),
- на М. – не представлены данные о профессиональной переподготовке по специальности терапия,
- на С. - не представлены данные о профессиональной переподготовке,
сертификат специалиста, свидетельство о повышении квалификации по специальности стоматология,
- на Э. – не представлены данные о профессиональной переподготовке, сертификат специалиста, свидетельство о повышении квалификации по специальности клиническая лабораторная диагностика,
- на Х. - не представлены сертификат специалиста, свидетельство о
повышении квалификации по специальности сестринское дело (приказ по учреждению о
временном переводе на другую должность),
- на Л. - не представлены сертификат специалиста, свидетельство о
повышении квалификации по специальности сестринское дело (согласно представленному штатному расписанию имеет совмещение по специальности акушерка и совмещение по специальности сестринское дело),
- на Д. - не представлены данные по специальности медицинские осмотры (предполетные, послеполетные), медицинские осмотры (предрейсовые, послерейсовые),
- на К., Е. – не представлены данные по специальности медицинские осмотры (предполетные, послеполетные),
г. Ухта:
- на В., Ш., Ю. - не представлены данные по
специальности медицинские осмотры (предполетные, послеполетные),
- на С., Ш., В., Ю. - не представлены сертификат специалиста, свидетельство о повышении квалификации по специальности
сестринское дело,
г. Воркута:
- на Ч. - не представлены данные по специальности медицинские осмотры
(предполетные, послеполетные), медицинские осмотры (предрейсовые, послерейсовые),
- на Ж. - не представлены сертификат специалиста, свидетельство о повышении квалификации по специальности сестринское дело,
г. Печора:
здравпункт: - на Ц., Т. - не представлены сертификат специалиста, свидетельство о повышении квалификации по специальности сестринское дело,
амбулатория: - на А. - не представлены данные о повышении квалификации специалиста, осуществляющего работы (услуги), не реже одного раза в 5 лет, свидетельство о повышении квалификации по специальности терапия,
г. Усинск:
- на Г., Б., Р., У. - не представлены сертификат специалиста, свидетельство о повышении квалификации по специальности
сестринское дело,
- на Б., У. - не представлены данные по специальности медицинские осмотры (предполетные, послеполетные),
- на У. - не представлены данные по специальности медицинские осмотры (предрепсовые, послерепсовые).
- пп. «3» - при проверке выявлено, что в ГУП РК «Комиавиатраис» не обеспечен контроль за соответствием качества выполняемых медицинских работ (услуг) установленным требованиям (стандартам), что выразилось в осуществлении хранения и использования в лечебных и профилактических целях лекарственных средств с нарушением правил хранения.
В помещениях ГУП Республики Коми «Комиавиатранс», где осуществляется обращение лекарственных средств (в части хранения и применения) на момент проверки в нарушение п.32, п. 39 р. VI приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23.08.2010г. №706н «Об утверждении Правил хранения лекарственных средств», с нарушением осуществляется хранение лекарственных средств, требующих защиты от воздействия повышенной температуры:
в здравпункте г. Сыктывкара, в помещении при температуре +33°С, влажности 73% осуществляется хранение следующих препаратов:
- ...., в количестве 1уп., (требуемые условия хранения: не выше +25°С);
- ... в количестве 1 уп. Требуемые условия хранения: не выше +25°С);
- ..., в количестве 0,6уп., (требуемые условия хранения: не выше +25°С);
- ..., в количестве 2уп., (требуемые условия хранения: не выше +25°С);
- ..., в количестве 1уп., (требуемые условия хранения: не выше +25°С);
- ..., в количестве 1уп., (требуемые условия хранения: не выше +25°С);
- ..., в количестве 2уп., (требуемые условия хранения: не выше +25°С);
- ..., в количестве 1уп., (требуемые условия храпения: не выше +25°С);
-..., в количестве 1уп., (требуемые условия хранения: не выше +25°С);
- ..., в количестве 1уп., (требуемые условия хранения: не выше +18 +25°С).
Применение в ГУП Республики Коми «Комиавиатранс» в лечебных и профилактических целях лекарственных препаратов с нарушением условий хранения - представляет реальную угрозу жизни и здоровью граждан РФ.
Далее при проведении проверки установлено не соблюдение порядка производства экспертизы временной нетрудоспособности, выявлены нарушения приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.08.2007 г. № 514 «О порядке выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности» (с последующими изменениями и дополнениями), Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 24.09.2008г. №513Н «Об организации деятельности врачебной комиссии медицинской организации», Приказа Министерства здравоохранения РФ от 21.05.2002г. №154 «О ведении формы учета клинико-экспертной работы в лечебно-профилактических учреждениях», приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации и ФСС Российской Федерации от 29.01.2004г. №18/29 «Об утверждении инструкции о порядке обеспечения бланками листков нетрудоспособности, их учета и хранения» с изменениями и дополнениями в соответствии приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации №42, ФСС Российской Федерации от 23.07.2004г. №130», приказа Министерства здравоохранения СССР от 04.10.1980г. № 1030 «Об утверждении форм первичной медицинской документации учреждений здравоохранения», а именно:
Приказом руководителя ФГУП «Комиавиатранс» не назначено должностное лицо, ответственное за организацию проведения экспертизы временной нетрудоспособности.
• Представлено два, одновременно действующих приказа о создании врачебной комиссии.
• Врачебная комиссия создана на основании приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.03.2007г. №170 «Об организации деятельности врачебной комиссии медицинской организации», который впоследствии утратил силу в связи с изданием приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 24.09.2008г. №513Н «Об организации деятельности
врачебной комиссии медицинской организации». Изменения в Положение о врачебной комиссии медсанчасти аэропорта «Сыктывкар» в связи с изданием приказа МЗиСР РФ от 24.08,2008г. № 513Н не вносились.
.• На титульном листе Книги получения бланков листков нетрудоспособности имеется
название «Книга получения бланков листков нетрудоспособности ФГУП «Комиавиатранс». При этом данная книга скреплена подписью главного врача медсанчасти и печатью СП «...» ФГУП «Комиавиатранс».
Ведется в нарушении установленной формы: не заполнена графа 4.
На титульном листе Книги распределения бланков ЛН имеется название «Книга распределения бланков листков нетрудоспособности ФГУП «Комиавиатранс». При этом данная книга скреплена подписью главного врача медсанчасти и печатью СП «...» ФГУП «Комиавиатранс».
Согласно записям сделанным в Книге распределения бланков листков нетрудоспособности - получают бланки ЛН лица, на которых данная обязанность не возложена приказом руководителя. Так 07.06.10г., 30.08.10г. бланки ЛН получила Я. Кроме этого, бланки ЛН передаются в аэропорт Печора: 17.02.10г. старшей медицинской сестре И., а 30.09.10г. секретарю ВЛЭК Н.
Приказа о создании комиссии об уничтожении испорченных бланков листков нетрудоспособности, срок которых истек, не представлено.
Книга учета испорченных, утерянных, похищенных бланков листков нетрудоспособности не прошита, не пронумерована, не скреплена печатью и подписью
руководителя.
• Приказа о создании комиссии об уничтожении корешков бланков ЛН не представлено.
• В отдельной папке, по хранению испорченных бланков листков нетрудоспособности нет описи. Один испорченный бланк ЛИ хранится в книге учета испорченных бланков.
• Решения врачебной комиссии в первичных медицинских документах носят формальный характер (З. О., Ф.).
• Нарушения в оформление листков нетрудоспособности: нет подписи получателя в корешках бланков ЛН .
• В медицинских картах амбулаторного больного эпикриз направления на ВК не подписывается лечащим врачом, идет расхождении в подсчете дней нетрудоспособности. В медицинской карте З., в эпикризе на ВК указано 56 дней нетрудоспособности, в записи осмотра на ВК- 52 дня.
• Книга учета клинико-экспертной работы в лечебно-профилактических учреждениях не соответствует форме журнала, утвержденного приказом Министерства здравоохранения РФ от 21.05.2002г. №154 «О ведении формы учета клинико-экспертной работы в лечебно-профилактических учреждениях».
Журналы регистрации выдачи листков нетрудоспособности (форма №03б-у) в нарушении п. 11 Приказа директора СП «Аэропорт Сыктывкар» ФГУП «Комиавиатранс» от «О назначении лиц, ответственных за получение, хранение бланков листов нетрудоспособности» журналы регистрации выдачи ЛИ не пронумерованы, не опечатаны. Последовательность номеров ЛН не соблюдается.
В ходе проверки было представлены:
- Два приказа директора СП «Аэропорт Сыктывкар» ФГУП «Комиавиатранс» «О
создании врачебной комиссии в медсанчасти аэропорта Сыктывкар ФГУП «Комиавиатранс» .
- Два приказа директора СП «Аэропорт Сыктывкар» ФГУП «Комиавиатранс» за одним номером с разными названиями: «О создании врачебной комиссии в медсанчасти аэропорта Сыктывкар ФГУП «Комиавиатранс» и «О назначении лиц, ответственных за получение, хранение бланков листов нетрудоспособности».
- В ходе проверки выявлено несоответствие в названии медицинской части в распорядительных документах:
-медсанчасть аэропорта Сыктывкар ФГУП «Комиавиатранс» - Приказы директора СП «Аэропорт Сыктывкар» ФГУП «Комиавиатранс» «О создании врачебной комиссии в медсанчасти аэропорта Сыктывкар ФГУП ««Комиавиатранс» ;
- МСЧ ФГУП «Комиавиатранс» Приказ директора СП «Аэропорт Сыктывкар» ФГУП «Комиавиатранс» с разными названиями: «О создании врачебной комиссии в медсанчасти аэропорта Сыктывкар ФГУП «Комиавиатранс».
Согласно п.96 ч.1 ст.17 Закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 128 ФЗ от 08.08.2001г. (ред.22.07.2008) лицензированию подлежит медицинская деятельность.
Согласно п. 6 Положения о лицензировании медицинской деятельности, осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "г" и "е" - "з" пункта 5 настоящего Положения.
В соответствии с Положением о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов, утвержденным Приказом Минобразования РФ от 06.09.2000 N 2571, профессиональная переподготовка специалистов является самостоятельным видом дополнительного профессионального образования, проводится с учетом профиля полученного образования специалистов и осуществляется образовательными учреждениями повышения квалификации и подразделениями образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования по дополнительным профессиональным образовательным программам двух типов, один из которых обеспечивает совершенствование знаний специалистов для выполнения нового вида профессиональной деятельности, другой - для получения дополнительной квалификации.
В соответствии с Квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 07.07.2009 N 415н, к специалисту врач-терапевт предъявляются следующие требования: высшее профессиональное образование по одной из специальностей: "060101 Лечебное дело", "060103 Педиатрия", повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности, интернатура или (и) ординатура по специальности «Терапия» или профессиональная переподготовка по специальности «Терапия» при наличии послевузовского профессионального образования по специальности « Общая врачебная практика (семейная медицина)». К врачу – стоматологу предъявляются следующие требования: высшее профессиональное образование по специальности «060105 Стоматология», повышение квалификации не реже одного раза в пять лет в течение всей трудовой деятельности, интернатура или (и) ординатура по специальности: «Стоматология общей практики», «Стоматология».
В соответствии со ст.54 "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" (утв. ВС РФ 22.07.1993 N 5487-1) право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское и фармацевтическое образование в Российской Федерации, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности. Право на занятие фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имеют также лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации, сертификат специалиста и дополнительное профессиональное образование в части розничной торговли лекарственными препаратами, работающие в обособленных подразделениях медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность (амбулаториях, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, центрах (отделениях) общей врачебной (семейной) практики), расположенных в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации.
Сертификат специалиста выдается на основании послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура), или дополнительного образования (повышение квалификации, специализация), или проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций, по теории и практике избранной специальности, вопросам законодательства в области охраны здоровья граждан. Форма, срок действия, условия и порядок выдачи сертификата специалиста, а также документа о дополнительном профессиональном образовании в части розничной торговли лекарственными препаратами устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.
В соответствии с приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 N 706н «Об утверждении правил хранения лекарственных средств» хранение лекарственных средств, требующих защиты от воздействия повышенной температуры (термолабильные лекарственные средства), организации и индивидуальные предприниматели должны осуществлять в соответствии с температурным режимом, указанным на первичной и вторичной (потребительской) упаковке лекарственного средства в соответствии с требованиями нормативной документации. Дезинфицирующие лекарственные средства следует хранить в герметично укупоренной таре в изолированном помещении вдали от помещений хранения пластмассовых, резиновых и металлических изделий и помещений получения дистиллированной воды.
В соответствии с приказом ФСС РФ № 18, Миндрава РФ № 29 от 29.01.2011г. №Об утверждении Инструкции о порядке обеспечения бланками листов нетрудоспособности, их учета и хранения» книги прихода и расхода бланков листков нетрудоспособности должны быть пронумерованы, прошнурованы и иметь на последней странице запись: наименование организации, количество страниц, печать организации и подпись руководителя. Записи в книгах производятся в хронологическом порядке при совершении операции лицом, ответственным за получение, выдачу и хранение бланков листков нетрудоспособности. Лицо, ответственное за получение, хранение, выдачу бланков листков нетрудоспособности назначается приказом руководителя организации (регионального отделения Фонда, медицинской организации). Ответственное лицо получает бланки листков нетрудоспособности на основании доверенности, оформленной в установленном порядке (с подписью руководителя, главного бухгалтера, заверенных круглой печатью). Лечащие врачи медицинской организации (в отдельных случаях фельдшеры, зубные врачи) либо работники медицинской организации, оформляющие листки нетрудоспособности централизованно, на основании приказа руководителя медицинской организации, получают бланки листков нетрудоспособности, прошитые за левый верхний угол, под отчет от ответственного лица. При получении новых бланков листков нетрудоспособности указанные лица обязаны сдать корешки ранее полученных бланков.
Медицинские организации ведут учет испорченных, утерянных, похищенных бланков листков нетрудоспособности в Книге учета испорченных, утерянных, похищенных бланков листков нетрудоспособности. Испорченные бланки листков нетрудоспособности хранятся в медицинских организациях в отдельной папке с описью, в которой указываются фамилия, имя, отчество лечащего врача (в отдельных случаях фельдшера, зубного врача), дата сдачи, номера и серии испорченных бланков.
В соответствии с ч.3 ст.19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При проведении проверки специалистами Управления Росздравнадзора по Республики Коми в адрес ГУП Республики Коми «Комиавиатранс» выставлялось требование о необходимости представления документов в подтверждение соблюдения лицензиатом требований или условий специального разрешения (лицензии).
Факт совершения ГУП Республики Коми «Комиавиатранс» административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, подтверждается актом проверки; протоколом об административном правонарушении.
Все представленные ГУП Республики Коми «Комиавиатранс» при проверке специалистам Управления Росздравнадзора по Республики Коми документы, при составлении акта проверки, послужившего основанием для составления в отношении учреждения протокола об административном правонарушении, учтены.
В суде 25.03.2011г. представителем ГУП Республики Коми «Комиавиатранс» заявлялось ходатайство об отложении рассмотрения материала в связи с намерением представления в адрес суда документов, опровергающих вину.
04.04.2011г. представителем ГУП Республики Коми «Комиавиатранс» суду представлены документы, которые факт допущенных при проверке нарушений не опровергают.
Обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9 и ст. 24.5 КоАП РФ и влекущих прекращение производства по делу, а также обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность, судом не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 29.7, 29.9-29.10 КоАП РФ, суд
П О С Т А Н О В И Л:
Признать ГУП Республики Коми «Комиавиатранс» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде штрафа в размере ... рублей.
Разъяснить ГУП Республики Коми «Комиавиатранс», что в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в тридцатидневный срок со дня вступления постановления в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления с подачей жалобы через Сыктывкарский городской суд Республики Коми.
Судья А.Г.Патрушева