Нарушение требований пожарной безопасности



Дело № 5-98/2011г.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

«4» февраля 2011 года г. Сыктывкар

Судья Сыктывкарского городского суда Республики Коми Смирнов А.Г. рассмотрел дело об административном правонарушении в отношении Закрытого акционерного общества редакционно-издательская компания «Ликор» по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ

УСТАНОВИЛ:

Определением от 2 февраля 2011 года материалы дела об административном правонарушении в отношении ЗАО РИК «Ликор» по признакам правонарушения, предусмотренного ст. 20.4 ч. 1 КоАП РФ переданы на рассмотрение в Сыктывкарский городской суд РК.

В судебном заседании законный представитель и защитники ЗАО РИК «Ликор» указали, что согласны с рядом нарушений, которые устраняют. Считают, что оснований для приостановления деятельности не имеется.

Государственный инспектор г. Сыктывкара по пожарному надзору считает необходимым привлечь учреждение к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде приостановления деятельности, указав, что нарушения, предусмотренного пунктом 35 протокола об административном правонарушении, не имеется.

Выслушав доводы участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

По результатам проведенной плановой проверки 2 февраля 2011 года в отношении ЗАО РИК «Ликор» был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, согласно которого ЗАО РИК «Ликор» совершил вышеуказанное правонарушение при следующих обстоятельствах:

31 января 2011 года в 13 час.00 мин. на территории в зданиях, сооружениях и помещениях ЗАО РИК «Ликор» нарушило требования п. 3, 16, 15, 40, 53, 503, 60, 160, 57, 13,108 прил.№ 3, 89, 52, 508, 507, 96 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации», п. 38, 5.2 таб. № 3 НПБ 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией»; п. 5, п. 15 таб.№ 2, 1 НПБ 104-03 «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях», п. 12.20 НПБ 88-2001 «Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования»; п. 7.4, 5.14* таб№ 1,2, п. 6.15*, 6.13*, 4.3, 6.9 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»; п. 8.2 (и) СНиП 41-01-2003 «Отопление, вентиляция и кондиционирование»; п. 1.110 таб. № 10, п. 1.112 СНиП 2.08.03-89* «Общественные здания и сооружения»; Приказ МЧС России от 12.12.2007 года № 645 об утверждении НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», а именно:

В здании 1:

- не вывесило на видных местах планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара,

- не разработало в дополнение к схематическому плану эвакуации людей при пожаре, инструкцию, определяющую действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, по которой не реже одного раза в полугодие должны проводиться практические тренировки всех задействованных для эвакуации работников;

- не приняло мер к демонтажу глухих металлических решеток, установленных на окнах офисных помещений;

- не приняло мер к оборудованию кабинета «учредителя» автоматической системой пожарной сигнализации;

- не приняло мер к защите пространства за подвесным потолком автоматической системой пожарной сигнализации;

- не определило распорядительным документом соответствующий пожарной опасности противопожарный режим:

- определить порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня,

- определить порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы;

- распределить действия работников при обнаружении пожара;

- определить порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, а также назначить ответственных за их проведение,

- не приняло мер к отделению помещения склада от помещения торгового зала противопожарной дверью с пределом огнестойкости не менее EI 30;

- не приняло мер к определению для складского помещения категории взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок, которые надлежит обозначить на дверях помещений;

- не приняло мер к оборудованию торгового зала (без естественного освещения) системой противодымной вентиляции;

- не приняло мер к установке над эвакуационным выходом светового табло «ВЫХОД» (второй вход из торгового зала);

- не приняло мер к установке в помещениях магазина системы оповещения людей в случае пожара по 3-у типу;

- не обеспечило суммарную ширину эвакуационных выходов не менее 1.89 м без каждого одного из них;

- допустило захламление путей эвакуации различными материалами, изделиями, оборудованием (второй эвакуационный выход из торгового зала);

- допустило хранение товаров на расстоянии от светильников менее 0,5 м;

- допустило складирование горючих веществ и материалов у электрощита;

- допустило хранение горючих товаров или негорючих товаров в горючей упаковке в помещении, не имеющего оконных проемов или шахт дымоудаления (склад);

- допустило эксплуатацию электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий, а также контроль за их техническим состоянием осуществляется не в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике (не проведены испытания и измерение сопротивления изоляции проводов, кабелей и заземляющих устройств, проводить не реже 1 раза в 3 года).

В здании 2:

- не приняло мер к оборудованию офисных помещений планами (схемами) эвакуации людей в случае пожара;

- не приняло мер к вывешиванию на видных местах табличек с указанием номера вызова пожарной охраны;

- не приняло мер к оборудованию офисных помещений автоматической системой пожарной сигнализации;

- не приняло мер к оборудованию офисных помещений системой оповещения людей в случае пожара;

- не приняло мер к демонтажу глухих металлических решеток, установленных на окнах офисных помещений;

- не приняло мер к отделению офисных помещений от жилой части здания противопожарной перегородкой;

- не приняло мер к выполнению второго эвакуационного выхода из офисных помещений;

- допустило эксплуатацию электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий, а также контроль за их техническим состоянием осуществляется не в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике (не проведены испытания и измерение сопротивления изоляции проводов, кабелей и заземляющих устройств, проводить не реже 1 раза в 3 года);

- не приняло мер к оснащению офисных помещений первичными средствами пожаротушения;

В здании 3:

- не приняло мер к вывешиванию на дверях (воротах) табличек с указанием категории взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны по правилам устройства электроустановок;

- не приняло мер к обеспечению требуемого по нормам расхода воды на нужды пожаротушения сети внутреннего противопожарного водопровода;

- допустило открывание двери, на пути эвакуации, не по направлению выхода из здания (выписка товара на 1 этаже);

- допустило эксплуатацию штепсельных розеток в складских помещениях;

- не определило распорядительным документом соответствующий пожарной опасности противопожарный режим:

- определить порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня,

- определить порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы;

- распределить действия работников при обнаружении пожара;

- определить порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, а также назначить ответственных за их проведение,

- допустило изменения конструктивных, объемно-планировочных решений без проекта, разработанного в соответствии с действующими нормами и утвержденного в установленном порядке (устройство офисных помещений в объеме складского помещения);

- не приняло мер к разделению между собой помещений различных классов функциональной пожарной опасности ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами;

- не приняло мер к выполнению эвакуационного выхода из офисных помещений (2 этаж), отвечающего требованиям пожарной безопасности (не соответствует требованиям, предъявляемым к эвакуационным выходам, проходит через помещения склада);

- допустило установку аппаратов, предназначенных для отключения электроснабжения складов, внутри складских помещений;

- не приняло мер к оборудованию складских помещений автоматической системой пожаротушения;

- допустило эксплуатацию системы противодымной вентиляции в неисправном состоянии (отсутствуют привода шахт дымоудаления);

- допустило эксплуатацию электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий, а также контроль за их техническим состоянием осуществляется не в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике (не проведены испытания и измерение сопротивления изоляции проводов, кабелей и заземляющих устройств, проводить не реже 1 раза в 3 года);

- не приняло мер к обучению ответственного лица за пожарную безопасность мерам пожарной безопасности.

Согласно Федеральному закону от 21 декабря 1994г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; под противопожарным режимом подразумеваются требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности;

Согласно ч. 1 ст. 38 указанного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды установлены Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденными Приказом МЧС России от 18.06.2003 года № 313.

В силу п. 10 указанных Правил собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.

Неисполнение, ненадлежащее исполнение указанных Правил гражданами, должностными лицами, юридическими лицами квалифицируется по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

В действиях ЗАО РИК «Ликор» усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, согласно которой нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (п. 1 ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Факт совершения ЗАО РИК «Ликор» административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, (за исключением пункта 35 протокола об административном правонарушении) подтверждается материалами дела об административном правонарушении, в том числе протоколом об административном правонарушении, актом проверки.

В рассматриваемом случае привлекаемое лицо должно было знать о необходимости соблюдения правил пожарной безопасности, однако им были допущены нарушения.

Процессуальных нарушений, влекущих отказ в привлечении к административной ответственности, допущено не было. Привлекаемое лицо было заблаговременно уведомлено о плановой проверке.

С учетом обстоятельств совершенного административного правонарушения, принимая во внимание количество выявленных в ходе проверки нарушений требований пожарной безопасности учреждением, при этом учитывая, что допущенные ЗАО РИК «Ликор» нарушения создают рольную угрозу жизни и здоровью людей, суд считает возможным назначить административное наказание, предусмотренное ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в виде административного приостановления деятельности сроком на 20 суток.

Руководствуясь ст.ст. 29.7, 29.9-29.10 КоАП РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Признать ЗАО Редакционно-издательская компания «Ликор» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде административного приостановления деятельности по эксплуатации принадлежащих ему помещений сроком на 20 суток, включив в него срок временного запрета деятельности с 10 часов 2 февраля 2011 года.

Постановление подлежит немедленному исполнению.

Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления с подачей жалобы через Сыктывкарский городской суд Республики Коми.

Судья

Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях РФ, судья Верховного суда РК

РЕШИЛ:

Постановление судьи Сыктывкарского городского суда от 4 февраля 2011 года изменить в части назначения ЗАО Редакционно-издательская компания «Ликор» административного наказания в виде административного приостановления деятельности по эксплуатации принадлежащих ему помещений, исключив приостановление деятельности по эксплуатации помещений.

В остальной части постановление оставить без изменения, жалобу ЗАО Редакционно-издательская компания «Ликор» без удовлетворения.

Судья Иванова Н.Г.