Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов



Дело №

5-231/11

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г.Сыктывкар

07 апреля 2011 года

Судья Сыктывкарского городского суда Республики Коми Ланшаков С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании протокол об административном правонарушении, в отношении Государственного учреждения Республики Коми «Республиканский противотуберкулезный диспансер» за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ,

Установил:

Согласно протоколу об административном правонарушении: 24 марта 2011 г. в 10 часов 10 минут в ходе проведения по распоряжению и.о.руководителя Печорского управления Ростехнадзора внеплановой документарной и выездной проверки Государственного учреждения Республики Коми «Республиканский противотуберкулезный диспансер» установлено, что юридическим лицом - ГУ РК «РПТД» не осуществлена оценка соответствия лифтов, отработавших назначенный срок службы 25 лет в установленном порядке, тем ГУ РК «РПТД» нарушаются требования промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта, где используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы - лифты электрические с приводом трения. А именно в ходе проверки установлено, что ГУ РК «РПТД»: - лифты эксплуатируются по истечении назначенного срока службы; - не осуществлена оценка соответствия лифтов, отработавших назначенный срок службы, органом по сертификации с определением соответствия лифтов, отработавших назначенный срок общим требованиям безопасности, установленным пунктом 7 Технического регламента о безопасности лифтов; с определением мероприятий по модернизации лифта для обеспечения его соответствия требованиям Технического регламента о безопасности лифтов; определением состояния оборудования лифта, включая устройства безопасности лифта, с выявлением дефектов, неисправностей, степени износа и коррозии; обследованием с применением методов неразрушающего контроля металлоконструкций; испытанием изоляции электрических сетей и электрооборудования, визуального и измерительного контроля заземления (зануления) оборудования лифта; расчетом остаточного ресурса.

Таким образом, ГУ РК «РПТД», совершило административное правонарушение, предусмотренное ст. ч.1 ст.9.1 КоАП РФ.

В судебном заседании представители ГУ РК «РПТД» вину в правонарушении признали, указав, что ГУ РК «РПТД» является бюджетным учреждением, не ведущим коммерческую деятельность, вследствие чего не имеющим дополнительного финансирования, кроме средств республиканского бюджета. Наличие все выявленных нарушений явилось следствием недостаточного финансирования. Ими предпринимаются все возможные меры для устранения выявленных нарушений.

Представитель Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору «Печорское управление Ростехнадзора» Сыктывкарского территориального отдела настаивала на привлечении ГУ РК «РПТД» к административной ответственности.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, судья находит вину ГУ РК «РПТД» в совершении административного правонарушения полностью доказанной материалами административного дела.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (п. 1 ст. 2.1 КоАП РФ).

На основании ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Статьей 26.2 КоАП РФ установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1).

В силу части 2 статьи 26.2 КоАП РФ эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Вина ГУ РК «РПТД» в совершении вменяемого правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении, распоряжением, актом проверки.

Как следует из содержания ч. 2 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или закона субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Субъектом правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ является юридическое лицо.

Согласно ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Установлено, что ГУ РК «РПТД» является юридическим лицом, имеет в оперативном управлении имущество самостоятельный баланс, смету доходов и расходов, круглую печать со своим наименованием и изображением герба Республики Коми, штамп, бланки, эмблему, знак обслуживания и другие реквизиты, утвержденные в установленном порядке. Учреждение имеет лицевые счета, открытые в Министерстве финансов Республики Коми (1.5 Устава).

Часть 1 ст.9.1 КоАП РФ, предусматривает административную ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Федеральный Закон № 116-ФЗ от 21.07.1997 года «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к локализации и ликвидации последствий указанных аварий. Положения настоящего Федерального закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона к видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, расширение, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности; подготовка и переподготовка работников опасного производственного объекта в необразовательных учреждениях.

Минимально необходимые требования к безопасности лифтов при проектировании, производстве, монтаже, эксплуатации, модернизации и утилизации, правила формы оценки и схемы подтверждения соответствия лифтов и устройств безопасности лифтов установлены «Техническим регламентом о безопасности лифтов», утвержденным постановлением Правительства РФ от 02,10.2009 г. N 782.

В соответствии с п. 12 Технического регламента при эксплуатации лифта выполняются следующие требования: п.п. 4 - недопущение эксплуатации лифта по истечении назначенного срока службы, указанного изготовителем в паспорте лифта. Для определения возможности продления срока безопасной эксплуатации лифт подвергается оценке соответствия в порядке, установленном пунктом 18 настоящего технического регламента. При отсутствии в паспорте лифта сведений о назначенном сроке службы для лифта, введенного в эксплуатацию до вступления в силу настоящего технического регламента, назначенный срок службы лифта устанавливается равным 25 годам со дня ввода его в эксплуатацию.

Согласно п. 18 Технического регламента оценка соответствия лифта, отработавшего назначенный срок службы, осуществляется в следующем порядке: 1) оценка соответствия лифта, отработавшего назначенный срок службы, проводится органом по сертификации в сроки, определенные договором с заявителем; 2) при оценке соответствия лифта определяются: соответствие лифта, отработавшего назначенный срок службы, общим требованиям безопасности, установленным пунктом 7 настоящего технического регламента, и (с учетом назначения лифта) специальным требованиям безопасности, установленным пунктами 8 - 11 настоящего технического регламента; мероприятия по модернизации лифта для обеспечения его соответствия требованиям настоящего технического регламента; 3) при оценке соответствия лифта проводятся: определение состояния оборудования лифта, включая устройства безопасности лифта, с выявлением дефектов, неисправностей, степени износа и коррозии; обследование с применением неразрушающих методов контроля металлоконструкций каркаса, подвески кабины, противовеса, уравновешивающего груза, а также направляющих и элементов их крепления; испытание изоляции электрических сетей и электрооборудования, визуальный и измерительный контроль заземления (зануления) оборудования лифта; расчет остаточного ресурса узлов и механизмов лифта; 4) результаты оценки соответствия лифта оформляются органом по сертификации в форме заключения, содержащего обоснованные выводы об условиях возможного продления срока безопасной эксплуатации лифта и рекомендации по модернизации или замене лифта в случае экономической нецелесообразности модернизации лифта; 5) владелец лифта на основании заключения обеспечивает проведение модернизации лифта или замену лифта либо выводит лифт из эксплуатации; 6) при отсутствии необходимости модернизации или замены лифта орган по сертификации устанавливает срок его дальнейшей эксплуатации; 7) модернизация или замена лифта осуществляется специализированной лифтовой организацией; 8) ввод модернизированного лифта в эксплуатацию осуществляется в порядке, установленном пунктом 16 настоящего технического регламента. При положительных результатах технического освидетельствования модернизированного лифта орган по сертификации назначает новый срок службы и указывает его в паспорте лифта.

В силу п. 7 Технического регламента для обеспечения безопасности лифта выполняются следующие общие требования: п.п. 15 - оборудование кабины, предназначенной для размещения людей, средствами для подключения к двусторонней переговорной связи с помещением для обслуживающего персонала.

Согласно ч.1 ст. 9 Федерального Закона № 116-ФЗ от 21.07.1997 года «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности; обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями; обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности.

Требования, учитываемые при организации и проведении обучения и проверки знаний по безопасности рабочих основных профессий организаций (независимо от органа организационно-правовых форм и форм собственности этих организаций), осуществляющих строительство, эксплуатацию, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта, объекта электроэнергетики, объекта на котором эксплуатируются электрические, тепловые установки и сети, гидротехнические сооружения, объекта по использованию атомной энергии, изготовление, монтаж, наладку, обслуживание и ремонт технических устройств (машин и оборудования), применяемых на объектах, транспортирование опасных веществ изложены в «Положении об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» РД 03-20-2007, утв. Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29.11.2007 г. № 37 (п. 2 вышеуказанного Положения).

В соответствии с требованиями п. 26 Положения, в организациях, указанных в пункте 2 настоящего Положения, рабочие периодически проходят проверку знаний производственных инструкций и/или инструкций для конкретных профессий не реже одного раза в 12 месяцев.

В рассматриваемом случае правонарушитель должен был знать о необходимости соблюдения требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта, однако им допущены нарушения, создающие непосредственную угрозу жизни и здоровью большого количества людей, находящихся в указанном помещении.

Учитывая изложенное, судья находит вину ГУ РК «РПТД» в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ, полностью доказанной материалами административного дела.

Санкция ч.1 ст. 9.1 Кодекса предусматривает административное наказание в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии со ст. 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

Правонарушение, совершенное ГУ РК «РПТД», создавало угрозу здоровью людей. В этой связи, по убеждению суда, цель административного наказания за допущенное правонарушение – предупреждение совершения новых правонарушений – может обеспечить лишь административное приостановление деятельности.

С учетом обстоятельств совершенного административного правонарушения, суд находит необходимым назначить ГУ РК «РПТД» административное наказание, предусмотренное санкцией ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ, в виде приостановления деятельности лифтов – технических устройств производственного объекта «Здание административное», зарегистрированного ГУ РК «РПТД» в государственном реестре опасных производственных объектов, сроком на 60 суток.

Руководствуясь ст.ст.29.7, 29.9-29.10 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Признать Государственное учреждение Республики Коми «Республиканский противотуберкулезный диспансер» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде административного приостановления деятельности лифтов – технических устройств производственного объекта «Здание административное» сроком на 60 суток.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение десяти дней со дня вручения или получения копии постановления.

Судья С.В. Ланшаков