Решение по гражданскому делу



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

---- года г.Свободный

Свободненский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Иващик И.А.

при секретаре Мандровой А.В.

с участием помощника прокурора Свободненского района Амурской области Федосеевой О.А.,

а также главы администрации Костюковского сельсовета Свободненского района Амурской области Белькевич А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Свободненского района Амурской области о признании незаконным бездействия администрации Костюковского сельсовета Свободненского района и Костюковского сельского Совета народных депутатов и устранении нарушений,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Свободненского района Непрынцев Ю.Б. обратился в суд в порядке ст.254 ГПК, о признании незаконным бездействия администрации Костюковского сельсовета Свободненского района и Костюковского сельского Совета народных депутатов, выразившегося в не приведении Устава Костюковского сельсовета в соответствие с действующим федеральным законодательством и возложении обязанности внести изменения и дополнения в устав муниципального образования, а также зарегистрировать Устав с внесенными в него изменениями и дополнениями в органе юстиции.

В судебном заседании помощник прокурора Свободненского района Федосеева О.А. в обоснование указанных требований пояснила, что Устав Костюковского сельсовета не приведен в соответствие с действующими федеральными законами. Так, Устав не приведен в соответствие со следующими Федеральными законами: Федеральным законом РФ № 250-ФЗ от 9.11. 2009 г. «О внесении изменений в статью 3 Приложения к Федеральному закону «Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» и статью 4 Федерального закона Российской Федерации от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в Референдуме граждан Российской Федерации», внесены следующие изменения: первое предложение пункта 1 и второе предложение пункта 8 изложены в новой редакции: "гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать, быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования, голосовать на референдуме, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, - быть избранным депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, выборным должностным лицом местного самоуправления" и «устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать 21 год на день голосования на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и выборного должностного лица местного самоуправления".

Федеральным законом № 196-ФЗ от 19.07.2009 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», п.1 статьи 8 ФЗ от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» изложен в новой редакции: «Срок, на который избираются органы местного самоуправления, депутаты указанных органов, а также срок полномочий указанных органов и депутатов устанавливаются уставами муниципальных образований, при этом устанавливаемый срок не может составлять менее двух и более пяти лет.

Федеральный закон № 357-ФЗ от 27.12.2009 г. «О внесении изменений в статью 24 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» внес изменения в ст.24 ФЗ от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», установив иной порядок формирования и полномочий избирательных комиссий муниципальных образований: так пункт 6 изложен в следующей редакции: «Избирательная комиссия поселения формируется в количестве шести, восьми или десяти членов с правом решающего голоса. Число членов избирательной комиссии муниципального образования устанавливается Уставом муниципального образования.

Не приведен в соответствие Устав и с Федеральным законом от 28.11.2009 г. № 283-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который внес изменения в часть 2 ст.14.1 «Права органов местного самоуправления поселения на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения поселения» Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», заменив слова «только за счет собственных доходов местных бюджетов (за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ)» на слова «за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений».

Федеральным законом от 27.12.2009 г. № 365-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием деятельности органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления» внесены изменения в статью 2 Федерального закона № 131-ФЗ, в новой редакции изменилось понятие «выборного должностного лица», «члена выборного органа местного самоуправления», понятие «муниципального правового акта» изложено в новой редакции.

Утратил силу абзац третий части 2 ст.11 «Границы муниципальных образований».

Внесены изменения в часть 3 ст.13 «Преобразование муниципальных образований».

Вопрос местного значения поселений, предусмотренный в пункте 21 части 1 ст.14 «Вопросы местного значения» изложен в новой редакции «присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в населенных пунктах, установление нумерации домов, организация освещения улиц и установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов».

Часть 1 ст. 14.1. «Права органов местного самоуправления поселения на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения поселений» дополнена п. 8.1 - органы местного самоуправления поселения имеют право на: «создание муниципальной пожарной охраны».

Внесены изменения в часть 3 ст.35 «Представительный орган муниципального образования» следующего содержания «представительный орган поселения не формируется, если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составляет не более 100 человек. В этом случае полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан».

Внесены изменения также в часть 13 ст.35 «Нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования, направляется главе муниципального образования для подписания и обнародования в течение 10 дней. Глава муниципального образования, исполняющий полномочия главы местной администрации, имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования. В этом случае указанный нормативный правовой акт в течение 10 дней возвращается в представительный орган муниципального образования с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений. Если глава муниципального образования отклонит нормативный правовой акт, он вновь рассматривается представительным органом муниципального образования. Если при повторном рассмотрении указанный нормативный правовой акт будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, он подлежит подписанию главой муниципального образования в течение семи дней и обнародованию».

В часть 14 ст.35 внесены изменения: «организацию деятельности представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования осуществляет глава муниципального образования, а в случае, если указанное должностное лицо исполняет полномочия главы местной администрации, - председатель представительного органа муниципального образования, избираемый этим органом из своего состава»

В часть 16 ст.35 внесены следующие изменения: «полномочия представительного органа муниципального образования независимо от порядка его формирования могут быть прекращены досрочно в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 73 настоящего Федерального закона. Полномочия представительного органа муниципального образования также прекращаются»

«Уставом муниципального образования может быть предусмотрено досрочное прекращение полномочий представительного органа муниципального образования в случае нарушения срока издания муниципального правового акта, требуемого для реализации решения, принятого путем прямого волеизъявления граждан»

Внесены изменения в часть 6 статьи 36 «Глава муниципального образования» полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случае: дополнена п.11.1 «изменения порядка формирования представительного органа муниципального района в соответствии с частью 5 статьи 35 настоящего Федерального закона;

В часть 2 статьи 37 « Местная администрация» введен новый абзац «Контракт с главой местной администрации заключается на срок полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего решение о назначении лица на должность главы местной администрации (до дня начала работы представительного органа муниципального образования нового созыва), но не менее чем на два года».

Также внесены изменения в часть 4 ст.37 «в случае, если лицо назначается на должность главы местной администрации по контракту, уставом поселения, а в отношении должности главы местной администрации муниципального района (городского округа), внутригородского муниципального образования города федерального значения - уставом муниципального района (городского округа), внутригородского муниципального образования города федерального значения и законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность главы местной администрации».

Внесены изменения в часть 5 абзаца 3 ст.37 «члены конкурсной комиссии поселения назначаются представительным органом поселения. При формировании конкурсной комиссии в муниципальном районе (городском округе), внутригородском муниципальном образовании города федерального значения две трети ее членов назначаются представительным органом муниципального района (городского округа), внутригородского муниципального образования города федерального значения, а одна треть - законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации».

В часть 11 п.1, 2 ст.37 «Контракт с главой местной администрации может быть расторгнут по соглашению сторон или в судебном порядке на основании заявления» внесены изменения:

1) представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования - в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся решения вопросов местного значения, а также в связи с несоблюдением ограничений, установленных частью 9 настоящей статьи;

2) высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) - в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов

Российской Федерации, а также в связи с несоблюдением ограничений, установленных частью 9 настоящей статьи.

Внесены изменения в части 3, 4, 5 статьи 43 «Система муниципальных правовых актов»: часть 3 «Представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования. Решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом»; часть 4 «Глава муниципального образования в пределах своих полномочий, установленных уставом муниципального образования и решениями представительного органа муниципального образования, издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования в случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия председателя представительного органа муниципального образования, или постановления и распоряжения местной администрации по вопросам, указанным в части 6 настоящей статьи, в случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия главы местной администрации»; часть 5 «Председатель представительного органа муниципального образования издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования, подписывает решения представительного органа муниципального образования, не имеющие нормативного характера».

Также внесены изменения в части 3, 4, 8 статьи 44 «Устав муниципального образования»; в часть 3 статьи 45 «Решения принятые, путем прямого волеизъявления граждан»; в часть 1 статьи 71 «Ответственность органов местного самоуправления, депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления перед населением».

По всем указанным выше изменениям в связи с необходимостью приведения в соответствие с действующим законодательством Устава данного сельсовета были принесены прокурором протесты, которые рассмотрены органами местного самоуправления, однако мер к исполнению требований поставленных в протестах не было принято, не разработаны проекты нормативных правовых актов о внесении изменений и дополнений в Устав в соответствии с перечисленными выше законами, не вынесены они на публичные слушания, а также не вынесены проекты данных нормативных правовых актов на рассмотрение представительного органа местного самоуправление.

Глава администрации Костюковскаого сельсовета Свободненского района Белькевич А.А. в судебном заседании пояснила, что она полностью согласна с требованиями прокурора о внесении изменений и дополнений в Устав Костюковского сельсовета. После изменения федерального законодательства, они действительно не внесли изменения и дополнения в Устав, однако 16 августа 2010 года состоялись публичные слушания по проекту Устава Костюковского сельсовета, на которых Устав был приведен в соответствие с действующим законодательством. Проект Устава Костюковского сельсовета в новой редакции не был еще зарегистрирован в органах юстиции.

Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного суда РФ от 10.02.2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», в соответствии со ст.46 Конституции РФ и главой 25 ГПК РФ граждане и организации вправе оспорить в суде действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. На основании ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренной главой 25 ГПК РФ, в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, если такими действиями (бездействиями) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность.

В соответствии с вышеназванным Постановлением, к бездействию относится неисполнение органом местного самоуправления обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц. По правилам, установленным главой 25 ГПК РФ, могут быть оспорены действия (бездействие) органов местного самоуправления: представительного органа муниципального образования, местной администрации и иных органов, предусмотренных уставом муниципального образования и обладающих собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно ст.43 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в систему муниципальных правовых актов входит и Устав муниципального образования.

В соответствии с ч.4 ст.7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ…, федеральным законам…

В соответствии с ч.1 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов обладают полномочиями по принятию Устава муниципального образования и внесению в него изменений и дополнений.

В соответствии со ст.28 вышеназванного закона, для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания. На публичные слушания должны выноситься: проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав, кроме случаев, когда изменения в устав вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами.

В соответствии со ст.44 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», проект устава муниципального образования, проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава муниципального образования, внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат государственной регистрации в органах юстиции, в порядке, установленном федеральным законом.

На основании изложенного, суд полагает, что требования прокурора о признании незаконным бездействия администрации Костюковского сельсовета Свободненского района и Костюковского сельского Совета народных депутатов выразившегося в не приведении Устава Костюковского сельсовета в соответствие с действующим федеральным законодательством и возложении обязанности внести изменения и дополнения в устав муниципального образования, а также зарегистрировать Устав с внесенными в него изменениями и дополнениями в органе юстиции, обоснованны и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать бездействие администрации Костюковского сельсовета Свободненского района и Костюковского сельского Совета народных депутатов, выразившееся в не приведении Устава Костюковского сельсовета в соответствие с действующим федеральным законодательством, незаконным.

Обязать администрацию Костюковского сельсовета Свободненского района и Костюковский сельский Совет народных депутатов разработать проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования, в соответствии с действующим законодательством.

Обязать администрацию Костюковского сельсовета Свободненского района и Костюковский сельский Совет народных депутатов муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования зарегистрировать в территориальном органе уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Свободненский районный суд в течение 10 суток.

Председательствующий: И.А. Иващик