гражданское дело --- г
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
-- г г. Свободный
Свободненский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Быкова В.А.,
с участием помощника прокурора г. Свободного К,
при секретаре З,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску
прокурора г. Свободного Амурской области действующего в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному учреждению здравоохранения «...» о понуждении создать необходимое количество рабочих мест для инвалидов,
У С Т А Н О В И Л :
прокурор г. Свободного действующий в интересах неопределенного круга лиц предъявил иск к ... «...» в котором просит понудить ответчика создать необходимое количество рабочих мест, в том числе специальных, для инвалидов в соответствии с квотой, установленной Законом Амурской области от 07.07.2004 г № 343-ОЗ «О квотировании рабочих мест для инвалидов на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных на территории Амурской области».
Указанные требования прокурор мотивировал тем, в ходе проверки по информации ГУ Амурской области Центр занятости населения г. Свободного о неисполнении организациями г. Свободного требований законодательства, предусматривающего квотирование рабочих мест для инвалидов, установлено, что согласно данным ГУ Амурской области Центр занятости населения г. Свободного, ... «...» относится к предприятиям, среднесписочная численность работников которых составляет свыше ... человек. ... «...» не выполнены требования Закона № 343-03 о квотировании рабочих мест для инвалидов. При численности работников предприятия ... человек, квота должна составлять ... %, то есть ... человек. Невыполнение квоты составляет ... рабочих места для инвалидов.
В соответствии с пунктами «ж» и «к» части 1 ст. 72 Конституции РФ социальная защита и трудовое законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов.
Согласно п. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации, положениям статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.
Согласно частям 1 и 2 статьи 13 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» одной из дополнительных гарантий занятости для отдельных категорий граждан, обеспечиваемых государством, является квота для приема на работу инвалидов, которая устанавливается в соответствии с ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).
Из содержания данных норм следует, что квота - минимальное количество рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (в процентах от среднесписочной численности работников предприятий, учреждений, организаций), которых работодатель обязан трудоустроить на данном предприятии, в учреждении, организации, включая количество рабочих мест, на которых уже работают граждане указанной категории.
В соответствии со ст. 5 Закона Амурской области от 07.07.04 № 343-ОЗ «О квотировании рабочих мест для инвалидов на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных на территории Амурской области» (далее по тексту - Закон № 343-ОЗ), работодатели, у которых среднесписочная численность работников свыше 100 человек, обязаны не позднее 30 дней с момента вступления в силу указанного закона либо с момента изменения численности работников предприятия, влекущего изменение квоты, пройти регистрацию (перерегистрацию) по месту нахождения в органах службы занятости населения городов и районов области.
Частью 1 ст. 2 Закона № 343-ОЗ определено, что под квотой понимается установленное минимальное количество рабочих мест для инвалидов в процентах от среднесписочной численности работников предприятий, учреждений и организаций (далее по тексту - предприятие), которых работодатель обязан трудоустроить на данном предприятии, включая количество рабочих мест, на которых уже работают граждане указанной категории, без учета лиц, работающих по совместительству.
Под квотированием рабочих мест понимается установление в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона № 343-ОЗ, квота рабочих мест для приема на работу инвалидов устанавливается в зависимости от среднесписочной численности работников, с учетом ранее принятых на работу, и составляет для организаций численностью свыше 100 человек 2 процента от среднесписочной численности работающих на предприятии.
Закон № 343-ОЗ предусматривает также создание в пределах указанной квоты специальных рабочих мест - рабочих мест, требующих дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.
Минимальное количество специальных рабочих - мест для трудоустройства инвалидов устанавливается исполнительным органом государственной власти области в сфере занятости населения для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах квоты для приема на работу инвалидов (ст. 4.1 Закона № 343-ОЗ).
Таким образом, бездействие Муниципального учреждения здравоохранения «Свободненская городская больница» выразившееся в непринятии мер по квотированию рабочих мест для инвалидов, свидетельствует о неисполнении ответчиком обязанностей, установленных ст. 5 Закона Амурской области от 07.07.2004 № 343-ОЗ «О квотировании рабочих мест для инвалидов на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных на территории Амурской области».
В соответствии со ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Согласно ч. 3 ст. 35 Федерального закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации», целью участия прокурора в гражданском процессе является защита прав граждан.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Под неопределенным кругом лиц понимается круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также, в отношении которых невозможно решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.
Учитывая, что круг лиц, на которых распространяются положения Закона Амурской области «О квотировании рабочих мест для инвалидов на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных на территории Амурской области», заранее не определен, в соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц.
В ходе судебного разбирательства помощник прокурора г. Свободного К уточнила исковые требования и просит обязать ... «... больница» предоставлять в установленном порядке в органы государственной службы занятости населения необходимую информацию о наличии вакантных рабочих мест, созданных или выделенных в счет выполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов, поскольку в настоящее время ... «...» выполняется установленная Законом Амурской области от 07.07.2004 № 343-ОЗ квота, в больнице 16 рабочих мест занимают инвалиды.
Представители ответчика ... «...» А и Г, действующие на основании доверенностей, в судебном заседании пояснили, что в настоящее время в ... «... ...» работает 16 человек имеющих инвалидность, квота по их предприятию установлена в размере 14 инвалидов. Таким образом, ... «...» выполнены требования Закона о квотировании и предоставлении рабочих мест для инвалидов. Однако, предприятие действительно не представляло сведения об освободившихся или имеющихся свободных рабочих местах, на которые могут быть трудоустроены инвалиды.
Представитель третьего лица ГУ ... Центра занятости населения ... Д, действующая на основании доверенности суду пояснила, что в соответствии с Законом ... от -- г. ---ОЗ «О квотировании рабочих мест для инвалидов на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных на территории ...» квота - это установленное настоящим законом минимальное количество рабочих мест для инвалидов (в процентах от среднесписочной численности работников предприятий, учреждений и организаций (далее - предприятие), которых работодатель обязан трудоустроить на данном предприятии, включая количество рабочих мест, на которых уже работают граждане указанной категории, без учета лиц, работающих по совместительству; квотирование рабочих мест - установление в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов; специальные рабочие места - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.
Квота рабочих мест для приема на работу инвалидов устанавливается в зависимости от среднесписочной численности работников с учетом ранее принятых на работу, и составляет для организаций численностью свыше 100 человек 2 процента от среднесписочной численности работающих на предприятии (статья 4 Закона о квотировании).
Статьей 5 Закона о квотировании установлен порядок квотирования рабочих мест. В соответствии с данным порядком: работодатели, у которых среднесписочная численность работников свыше 100 человек, обязаны не позднее 30 дней с момента вступления в силу настоящего закона либо с момента изменения численности работников предприятия, влекущего изменение квоты, пройти регистрацию (перерегистрацию) по месту нахождения в органах службы занятости населения городов и районов области; работодатель в месячный срок с момента вступления настоящего Закона в силу либо с момента утверждения численности работников более 100 человек в соответствии с установленной квотой выделяет или создает необходимое количество рабочих мест (в том числе специальных) и сообщает об этом в орган службы занятости населения по месту нахождения предприятия - работодатель обязан ежемесячно до 10 числа представлять в органы службы занятости населения сведения о наличии вакансий рабочих мест и выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
На территории г. Свободного предоставление государственных услуг в области содействия занятости населения осуществляет Государственное учреждение Амурской области Центр занятости населения г. Свободного. В соответствии с Законом о квотировании, законодательством о занятости населения ... «...» обязано предоставлять сведения, предусмотренные статьей 5 Закона о квотировании, в ГУ Амурской области Центр занятости населения г. Свободного.
-- г ... «...» предоставило в центр занятости населения информацию, о среднесписочной численности по состоянию на -- г, количестве работающих инвалидов, об отсутствии вакансий на квотируемые рабочие места.
В соответствии с Законом о квотировании не предусмотрено издание нормативного акта исполнительного органа государственной власти области в сфере занятости населения по установлению квоты для организаций численностью свыше ... человек. Данные предприятия сами устанавливают квоту в соответствии с Законом о квотировании.
Так как численность ... «...» по состоянию на -- составила ... человек, то в соответствии с Законом о квотировании квота рабочих мест для приема на работу инвалидов составляет ... человек.
Случаев необоснованного отказа ... «...» в приеме на работу инвалидов, направленных центром занятости при наличии вакансий, не было.
Следовательно, на основании предоставленных сведений на -- г ... «...» не выделено (не создано) ... рабочих места в счет выполнения квоты для приема на работу инвалидов. Вместе с тем, на основании предоставленных сведений на -- г ... «...» квота для приема на работу инвалидов выполнена полностью при среднесписочной численности ..., количество работающих инвалидов составляет ... человек.
Исполнительным органом государственной власти Амурской области в сфере занятости населения в отношении ... «...» не было установлено минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов.
Выслушав доводы сторон, представителя третьего лица, изучив материалы дела, нормы права, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора г. Свободного.
В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что среднесписочная численность работающих в ... «...» составляет ... человек.
Данное обстоятельство также подтверждается пояснениями, данными в ходе судебного заседания представителями ... «...» и материалами дела.
Согласно частям 1 и 2 статьи 13 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» одной из дополнительных гарантий занятости для отдельных категорий граждан, обеспечиваемых государством, является квота для приема на работу инвалидов, которая устанавливается в соответствии с ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 к не более 4 процентов).
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона Амурской области от 07 июля 2004 г № 343-0З, квота рабочих мест для приема на работу инвалидов устанавливается в зависимости от среднесписочной численности работников, с учетом ранее принятых на работу, и составляет для организаций численностью свыше 100 человек 2 процента от среднесписочной численности работающих на предприятии.
Согласно вышеуказанному Закону квота - это установленное минимальное количество рабочих мест для инвалидов (в процентах от среднесписочной численности работников предприятий, учреждений и организации, которых работодатель обязан трудоустроить на данном предприятии, включая количество рабочих мест, на которых уже работают граждане указанной категории, без учета лиц, работающих по совместительству.
Как следует из материалов дела минимальное количество рабочих мест для инвалидов в ... «...» в соответствии с Законом Амурской области от 07 июля 2004 г № 343-0З установлено в количестве 14 мест.
В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что в настоящее время в ... «...» трудоустроены ... инвалидов, что подтверждается копиями трудовых книжек работников и справками об их инвалидности.
Таким образом, суд приходит к выводу, что ... «...» требования законодательства в части квотирования рабочих мест для инвалидов и их предоставлений инвалидам выполняет, что подтверждается совокупностью доказательств исследованных в судебном заседании и пояснениями сторон, не оспаривающих данное обстоятельство.
Помимо этого в соответствии с Законом Амурской области от 07 июля 2004 г № 343-ОЗ установлено создание в пределах указанной квоты специальных рабочих мест.
Под специальными рабочими местами согласно указанному закону понимаются такие рабочие места, которые требуют дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.
Вместе с тем ст. 4.1 Закона Амурской области от 07 июля 2004 г № 343-0З установлено, что минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается исполнительным органом государственной власти области в сфере занятости населения для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах квоты для приема на работу инвалидов.
В настоящее время исполнительным органом государственной власти Амурской области минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов для ... «...» не установлено, и само предприятие не может самостоятельно выделить такие рабочие места.
Таким образом, создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в ... «...» будет возможно только в случае издания исполнительным органом государственной власти Амурской области соответствующего решения.
Обсуждая требования истца об обязании ... «...» представлять в установленном порядке в органы государственной службы занятости населения необходимую информацию о наличии вакантных рабочих мест, созданных или выделенных в счет выполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов, суд приходит к следующему.
На территории г. Свободного предоставление государственных услуг в области содействия занятости населения осуществляет Государственное учреждение Амурской области Центр занятости населения г. Свободного.
Как следует из ч. 3 ст. 5 Закона Амурской области от 07 июля 2004 г № 343-ОЗ работодатель в месячный срок с момента вступления настоящего Закона в силу либо с момента утверждения численности работников более 100 человек в соответствии с установленной квотой выделяет или создает необходимое количество рабочих мест (в том числе специальных) и сообщает об этом в орган службы занятости населения по месту нахождения предприятия.
Органы службы занятости населения на основе информации, поступающей от работодателей, формируют банк вакансий для трудоустройства в счет установленной квоты инвалидов.
Из ч. 4 ст. 5 указанного Закона следует, что работодатель обязан ежемесячно до 10 числа представлять в органы службы занятости населения сведения о наличии вакансий рабочих мест и выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 г № 181-ФЗ « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается пояснениями представителей ответчика, ... «...» требования в части предоставления органу службы занятости населения сведений о наличии вакантных рабочих мест для приема на работу инвалидов не предоставлялось.
Учитывая, что в ходе судебного заседания было установлено, что ... «...» не выполняла требования абзаца третьего пункта 3 части 1 ст. 9 Закона Амурской области от 07 июля 2004 г № 343-ОЗ о предоставления ГУ Амурской области Центру занятости населения г. Свободного информации о наличии вакантных рабочих мест для инвалидов, то суд считает целесообразным удовлетворить требования прокурора г. Свободного в этой части, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
обязать муниципальное учреждение здравоохранения «...» представлять в установленном порядке в органы государственной службы занятости населения необходимую информацию о наличии вакантных рабочих мест, созданных или выделенных в счет выполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Свободненский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий В.А. Быков
Мотивированное решение изготовлено -- г.
Председательствующий В.А. Быков