гражданское дело № 2-1128/2010 г
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
-- г г. Свободный
Свободненский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Быкова В.А.,
с участием помощника прокурора Свободненского района Пряхиной И.О.,
при секретаре Заболотиной В.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению
прокурора Свободненского района, действующего в защиту интересов Гармышева Евгения Олеговича к администрации Свободненского района Амурской области об обязании предоставить жилое помещение,
У С Т А Н О В И Л :
прокурор Свободненского района в интересах Гармышева Е.О. предъявил иск к администрации Свободненского района об обязании предоставить Гармышеву Е.О. жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим условиям, по нормам, по договору социального найма.
Свои требования прокурор Свободненского района мотивирует тем, что в прокуратуру Свободненского района поступило заявление Гармышева Е.О. с просьбой о защите его жилищных прав и интересов как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Проведенной проверкой было установлено, что Гармышев Е.О. является сиротой с ... г, что подтверждается решением Свободненского районного суда от -- г о лишении его родителей родительских прав. Постановлением главы администрации Свободненского района от -- г Гармышев Е.О. был определен в государственное учреждение. -- г Гармышев Е.О. окончил государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «...» г. Благовещенска. -- г Гармышев Е.О. постановлением главы ... сельсовета --- от -- г поставлен на учет в качестве нуждающегося во внеочередном предоставлении жилого помещения.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ч. 3 ст. 4 Закона Амурской области от 11.04.2005 г № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждение или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди жилой площадью в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления.
Частью 3 ст. 4, ст. 5 Закона Амурской области «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что финансовое обеспечение дополнительных гарантий для указанной категории детей, являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации и выделяются из бюджета области в виде субвенций на счета бюджетов муниципальных образований.
В судебном заседании помощник прокурора Свободненской районной прокуратуры Пряхина И.О. требования прокурора Свободненского района поддержала по тем же основаниям и мотивам, что изложены в иске. Однако добавила, что Гармышеву Е.О. следует предоставить жилое помещение в пределах территории ... сельсовета Свободненского района Амурской области, так как постановлением главы администрации ... сельсовета --- от -- г Гармышев Е.О. поставлен на учет в качестве нуждающегося на внеочередное предоставление жилого помещения.
Гармышев Е.О. извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание не явился, согласно его письменному заявлению просит рассмотреть дело в его отсутствие, с требованиями прокурора Свободненского района согласен.
Представитель ответчика администрации Свободненского района Амурской области К., действующая на основании доверенности от -- г исковые требования не признала, пояснив, что в соответствии со ст. 34 Гражданского кодекса РФ органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Полномочия органа опеки и попечительства в отношении подопечного возлагаются на орган, который установил опеку или попечительство. При перемене места жительства подопечного орган опеки и попечительства возлагаются на орган опеки и попечительства по новому месту жительства подопечного в порядке, определенном Федеральным законом «Об опеке и попечительстве». Согласно ст. 6 указанного Закона органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Органы опеки и попечительства осуществляют свои права и исполняют свои обязанности в соответствии с нормативными правовыми актами, определяющими статус этих органов. Органы местного самоуправления муниципальных образований, в том числе органы местного самоуправления поселений, на территориях которых отсутствуют органы по опеке и попечительству, образованные в соответствии с настоящим Федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации могут наделяться полномочиями по опеке и попечительству. Органы местного самоуправления наделяются указанными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Исходя из норм п. 3 ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления муниципального района имеют право на участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству.
Законом Амурской области от 25.03.2008 г «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Амурской области» предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных районов наделяются государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних лиц, на неограниченный срок. Средства на реализацию государственных полномочий предусматриваются в составе фонда компенсаций областного бюджета в виде субвенций.
В соответствии с п. 3 ст. 6 названного Закона, Постановлением Правительства Амурской области от 26.04.2008 г № 93, главным распорядителем средств областного бюджета по предоставлению субвенций на реализацию полномочий в сфере организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних лиц является министерство образования и науки области.
Главный распорядитель средств областного бюджета по предоставлению субвенций на основании сводной бюджетной росписи областного бюджета, лимитов бюджетных обязательств и в пределах объемов финансирования перечисляет субвенцию муниципальным районам. Субвенции перечисляются в установленном для исполнения областного бюджета порядке на счет бюджета муниципального района. Порядок расходования субвенций устанавливается Правительством области. Средства, поступающие из областного бюджета, отражаются в доходной части бюджета муниципального образования. Средства на реализацию полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
Орган местного самоуправления финансирует уполномоченный орган, являющийся распорядителем субвенций, которым является отдел по управлению образованием администрации Свободненского района.
По состоянию на 01.03.2010 г субвенция на реализацию государственных полномочий на обеспечение жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения в бюджет Свободненского района не поступала.
Исходя из норм ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ч. 3 ст. 4 Закона Амурской области от 11.04.2005 г «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства за счет средств областного бюджета, вне очереди жилой площадью по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления, и в порядке, определенном губернатором области.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством.
Жилищным кодексом РФ, в частности главой 7 предусмотрено, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательным и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Учитывая изложенное, администрация Свободненекого района не является уполномоченным органом по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Представитель отдела по управлению образованием администрации Свободненекого района С, действующая на основании доверенности, полагает, что в интересах Гармышева Е.О. исковые требования прокурора Свободненского районного прокурора должны быть удовлетворены, поскольку Гармышев Е.О. остался без попечения родителей, окончил учебное заведение и собственного или закрепленного жилья не имеет.
Представитель Правительства Амурской области С, действующий на основании доверенности от -- г, как следует из письменного отзыва, просит рассмотреть дело в его отсутствие и полагает требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В развитие данного федерального закона, в части установления дополнительных гарантий детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, принят закон области от 11.04.2005 г № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» передающий на неограниченный срок органам местного самоуправления осуществление полномочий по обеспечению жилой площадью указанной категории граждан. Финансовое обеспечение указанных обязательствами бюджета области и выделяются в составе фонда компенсаций областного бюджета в виде субвенций на счета бюджетов муниципальных образований. Жилые помещения для указанной категории граждан предоставляются из муниципального жилищного фонда, формируемого за счет средств местного бюджета, с последующим возмещением расходов за счет указанных субвенций. В соответствии с названным законом области органы местного самоуправления обязаны обеспечить реализацию прав граждан определенным законом. Данная правовая позиция подтверждена определением Конституционного Суда Российской Федерации от 05.02.2009 г № 250 - О - П «по жалобе муниципального образования - городского округа «город Чита».
Министерство образования и науки Амурской области, надлежаще извещенное о времени и месте судебного заседания, своего представителя в судебное заседание не направило. Позиция Министерства изложена в письменном отзыве, из которого следует, что на основании ч. 3 ст. 4 Закона Амурской области от 11.04.2005 г «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, иных учреждениях, однократно обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди жилой площадью по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления и в порядке, определенном губернатором области.
Вместе с тем, в соответствии с абзацами 3 и 4 ст. 5 названного Закона от 11.04.2005 г органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, в том числе администрация Свободненского района, наделяются государственными полномочиями на неограниченный срок по предоставлению социальной поддержки, установленной ч. 1, 7, 10 ст. 2 и ч. 3 ст. 4 указанного Закона, а средства на реализацию передаваемых полномочий предусматриваются в составе фонда компенсации областного бюджета в виде субвенций. Порядок обеспечения жилой площадью данной категории, утвержденный постановлением Губернатора области от 04.05.2009 г № 211 определяет главным распорядителем средств, выделяемых для финансового обеспечения жилой площадью указанных лиц министерство образования и науки Амурской области.
В приложении № 14 к Закону Амурской области от 18.12.2009 г «Об областном бюджете на 2010 г» распределение субвенции бюджетам муниципальных образований на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленных жилых помещений, на 2010 г муниципальному образованию Свободненский район запланирована субвенция на указанные цели в сумме 231,200 рублей, что отразилось в заявке отдела образования администрации Свободненского района на финансирование из областного бюджета на апрель 2010 г.
В соответствии с распорядительной заявкой от 02.04.2010 г № 890 министерством поручено государственному бюджетному учреждению Централизованная бухгалтерия министерства образования и науки, как учреждению, осуществляющему финансовые операции министерства, осуществлять перечисление на счета финансового отдела администрации Свободненского района запланированных средств на 2010 г в размере 231,200 рублей. Названная сумма отмечена к финансированию платежным поручением от 05.04.2010 г № 816.
Таким образом, обязанности министерства образования и науки как главного распорядителя средств субвенций на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения по перечислению средств субвенции исполнены в полном объеме.
Министерство финансов Амурской области, в судебное заседание не явилось, о времени и месте судебного заседания извещалось надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщило, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просило.
Представитель третьего лица администрации ... сельсовета Амурской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания администрации Сычевского сельсовета извещалась надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщила, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просила.
В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, проанализировав нормы права, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 г № 2202-1 «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением с заявлением или вступить в дело на любой стадии процесса, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов общества и государства.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.
Право прокурора на обращение в суд с заявлением предусмотрено и ст. 45 ГПК РФ, в соответствии с которой прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечение права на жилище в государственном и муниципальном жилищном фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образование.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, а также то, что 01.02.2010 г Гармышев Е.О. обратился к прокурору Свободненского района с заявлением, суд полагает, что прокурор правомерно предъявил настоящий иск в защиту интересов Гармышева Е.О..
В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что Гармышев Е.О., является лицом, оставшимся без попечения родителей, что также подтверждается имеющимися в деле доказательствами.
Из исследованных в судебном заседании доказательств, следует, что родители Гармышева Е.О. - Гармышева Елена Юрьевна, -- г рождения и Гармышев Олег Владимирович, -- г рождения лишены родительских прав, что подтверждается решением Свободненского районного суда Амурской области от -- г.
Постановлением главы администрации ... сельсовета --- от -- г Гармышев Е.О. поставлен на учет в качестве нуждающегося на внеочередное предоставление жилого помещения.
В судебном заседании установлено, что в ... г Гармышев Е.О. окончил государственное образовательное учреждение профессионального образования «Амурский педагогический колледж». После чего обратился в администрацию Свободненского района с заявлением о предоставлении ему жилья, которое до настоящего времени ему не предоставлено. Данное обстоятельство ни кем не оспаривается и подтверждается материалами дела.
Вместе с тем Конституция РФ в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ч. 1 ст. 7, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39 Конституции РФ).
Согласно определению Конституционного Суда РФ от 10.10.2002 г № 258-О, осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенных категорий граждан (детей-сирот, нетрудоспособных, малообеспеченных и др.), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию. Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры устанавливаются законом (ч. 2 ст. 392 Конституции РФ), в том числе исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовых и иных средств и возможностей.
Федеральный закон ««О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Как указано в его преамбуле, определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. К последним названный Федеральный закон относит лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите (абз. 4 ст. 1).
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ, ст. 5 Закона РФ от 24.12.1992 г № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики» граждане Российской Федерации имеют право на жилище.
Как установлено в судебном заседании и не оспаривается сторонами, жилое помещение по договору социального найма Гармышеву Е.О., как лицу, оставшемуся без попечения родителей, предоставлено не было, поэтому Свободненский районный прокурор, действуя в интересах Гармышева Е.О., обратился с указанными требованиями в суд.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях, в том числе и учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. При этом по смыслу указанной статьи такая обязанность возложена на органы местного самоуправления.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона РФ №159-ФЗ от 21.12.1996 г ««О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно абз. 1 ч. 3 ст. 4 Закона Амурской области «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 471-ОЗ от 11.04.2005 г дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети переданные в приемную семью, детские дома семейного типа, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди жилой площадью по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленного органами местного самоуправления, и в порядке, определенном губернатором области.
Постановлением Губернатора Амурской области от 04.05.2009 г № 222 утвержден Порядок обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), детей, переданных в приемную семью, детские дома семейного типа, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения.
Указанным Порядком закреплено, что лица, указанные в п. 1, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в идее лишения свободы, однократно обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди жилой площадью по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления.
Министерство образования и науки Амурской области является главным распорядителем средств, выделяемых для финансового обеспечения жилой площадью лиц, указанных в п. 1 настоящего Порядка, в пределах средств, предусмотренных законом Амурской области об областном бюджете на очередной финансовый год, на основании сводной бюджетной росписи областного бюджета, лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования. На основании документов, указанных в п. 5 настоящего Порядка, направленных органом местного самоуправления, министерство принимает решение о перечислении денежных средств из областного бюджета для предоставления жилых помещений лицам, указанным в п. 1 настоящего Порядка. Орган местного самоуправления после приобретения жилых помещений в муниципальную собственность за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом об областном бюджете на очередной финансовый год в виде субвенции местным бюджетам на реализацию соответствующих государственных полномочий, принимает решение об их предоставлении лицам, указанным в п. 1 настоящего Порядка (п.п. 2,3, 7, 8 Порядка).
Учитывая изложенные обстоятельства, в силу п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, Гармышев Е.О. имеет право на внеочередное предоставление ему органом местного самоуправления жилого помещения.
Предусмотренные указанным выше Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации (ст. 5).
Постановлением Правительства Амурской области от 15.05.2008 г № 113 был утвержден Порядок расходования субвенций, предоставляемой бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение жилым помещением детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.
Пунктом 4 Порядка предусмотрено, что органы местного самоуправления после поступления субвенций осуществляют юридически значимые действия по приобретению жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма.
Вместе с тем из ч. 5 ст. 57 ЖК РФ следует, что по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
В судебном заседании установлено и ни кем не оспаривается, что Гармышев Е.О. поставлен на учет в качестве нуждающегося на внеочередное предоставление жилого помещения в с. ... Свободненского района, то есть по месту жительства. Следовательно, Гармышеву Е.О. должно быть предоставлено жилое помещение на условиях социального найма в пределах территории Новгородского сельсовета Свободненского района Амурской области
Указанную обязанность ответчик с момента постановки Гармышева Е.О. на учет как лица, оставшегося без попечения родителей, в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и до настоящего времени надлежащим образом не исполнил.
При таких обстоятельствах, суд считает требование прокурора Свободненского района о предоставлении Гармышеву Е.О. жилого помещения в пределах Сычевского сельсовета Свободненского района по договору социального найма обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Доводы представителя ответчика о том, что администрацией Свободненского района осуществлены все юридически значимые действия по приобретению жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также о том, что государственные полномочия не были переданы местному самоуправлению надлежащим образом и что полученные от областного бюджета средства реализованы на приобретение жилья для указанной категории в полном объеме, суд полагает не основанными на законе. Поскольку обеспечение вне очереди жилья помещением этих детей не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, наличие указанных администрацией Свободненского района обстоятельств не освобождает ответчика от имеющейся у него законной обязанности по предоставлению жилого помещения истцу.
Суд также учитывает, что действующее жилищное законодательство признает жилым помещением (ч. 2 ст. 15 ЖК РФ) изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан, то есть отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
На основании изложенного, учитывая приведенные правила, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора Свободненского района к администрации Свободненского района о предоставлении по договору социального найма Гармышеву Е.О. жилого помещения в пределах Сычевского сельсовета Свободненского района, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
иск прокурора Свободненского района в интересах Гармышева Евгения Олеговича к администрации Свободненского района Амурской области об обязании предоставить жилое помещение удовлетворить полностью.
Обязать администрацию Свободненского района Амурской области предоставить Гармышеву Евгению Олеговичу в пределах территории Сычевского сельсовета Свободненского района Амурской области по договору социального найма жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим условиям и установленным нормам предоставления жилья.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Свободненский городской суд в течение десяти дней со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий Быков В.А.
В окончательной форме решение изготовлено -- г.
Председательствующий Быков В.А.