гражданское дело ---
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
-- года город Свободный
Свободненский городской суд Амурской области
в составе председательствующего судьи Крошка С.И.,
при секретаре судебного заседания Гончар О. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Свободненского района Амурской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Свободненского района Амурской области о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным,
у с т а н о в и л:
Прокурор Свободненского района Амурской области обратился с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Свободненского района Амурской области о признании бездействия органа местного самоуправления в части непринятия мер по созданию единой диспетчерской службы муниципального образования с номером вызова 112, незаконным. Просил суд обязать ответчика создать и наладить функционирование единой диспетчерской дежурной службы муниципального образования с номером вызова 112 в срок до -- года.
В обоснование заявленных требований истец указал на то, что в соответствии с п.6.1, 7 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «... к вопросам местного значения муниципального района относится: участие в профилактики терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма на территории муниципального района, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района...».
В соответствии с абзацем 2 Концепции создания системы обеспечения вывоза экстренных оперативных служб через единый номер «112» на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований, (одобренной распоряжением Правительства РФ от 25 августа 2008 г.№1240-р), забота о жизни и здоровье граждан, сохранности имущества, обеспечении личной и общественной безопасности, а также необходимость противодействия угрозам техногенного, природного характера и актам терроризма требуют развития механизма быстрого реагирования на угрозы. Повышение безопасности и защищенности населения и критически важных объектов от указанных угроз являются одной из важнейших задач для обеспечения национальной безопасности и стабильного социально-экономического развития Российской Федерации. Одним из методов решения этой проблемы является создание специальных служб, обеспечивающих оперативную помощь населению.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. №894 в качестве единого номера вызова экстренных оперативных служб на всей территории Российской Федерации начиная с 2008 года назначен «112».
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. №894 «Об утверждении перечня экстренных оперативных служб, вызов которых круглосуточно и бесплатно обязан обеспечить оператор связи пользователю услугами связи, и о назначении единого номера вызова экстренных оперативных служб», Правительство постановило: утвердить прилагаемый перечень экстренных оперативных служб, вызов которых круглосуточно и бесплатно обязан обеспечить оператор связи, пользователю услугами связи. Назначить начиная с 2008 года номер «112» в качестве единого номера вызова экстренных оперативных служб на всей территории Российской Федерации.
На основании изложенного, муниципальное образование Свободненский район, начиная с 2008 года должно было запланировать и провести комплекс системотехнических и организационных мероприятий по модернизации сетей связи и дежурно-диспетчерских служб, обеспечивающих возможность приема и обработки вызовов от населения в адрес единой диспетчерской службы муниципального образования, однако до настоящего момента указанная работа не проведена, единая дежурная диспетчерская служба не создана.
Ответчик- администрация Свободненского района предъявленный иск не признала, в направленном в адрес суда отзыве по существу дела суду пояснили, что Концепция создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб муниципальных образований, одобренная распоряжением Правительства РФ от 25.08.2008 № 1240-р, обосновывает необходимость разработки и создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер с любого телефонного аппарата (далее - система 112).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 № 894 в качестве единого номера вызова экстренных оперативных служб на всей территории Российской Федерации начиная с 2008 года назначен номер «112». В указанном постановлении определен перечень экстренных оперативных служб, состоящий из 4 действующих экстренных оперативных служб (служба пожарной охраны, служба милиции, служба скорой медицинской помощи и аварийная служба газовой сети) и 2 новых служб (служба «Антитеррор» и служба реагирования в чрезвычайных ситуациях). Следовательно, система 112 является территориально-распределенной информационной системой и объединяет на основе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований вышеуказанные экстренные оперативные службы. В целях реализации этого постановления необходимо провести комплекс системно-технических и организационных мероприятий по модернизации сетей связи и дежурно-диспетчерских служб, обеспечивающих возможность приема и обработки вызовов (сообщений о происшествиях) от населения в адрес экстренных оперативных служб.
Система 112 состоит из подсистемы приема и обработки вызовов (сообщений о происшествиях), предназначенной для приема и обработки вызовов (сообщений о происшествиях), поступающих в единую дежурно-диспетчерскую службу от узлов обеспечения вызовов экстренных оперативных служб, принадлежащих оператору связи, и их передачи в соответствующие дежурно-диспетчерские службы. В состав указанной подсистемы входит центр обработки вызовов (сообщений о происшествиях), на котором производится прием и обработка вызовов, поступающих в единую дежурно-диспетчерскую службу по номеру «112»;
Единая дежурно-диспетчерская служба муниципального образования должна осуществлять круглосуточное дежурство и находиться в постоянной готовности к организации экстренного реагирования на вызовы от населения и сообщения о происшествиях, возникающих на территории муниципального образования.
Финансирование работ по созданию и развертыванию системы 112 производится с учетом софинансирования из бюджетов субъектов Российской Федерации в рамках федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002 -2010 годы)», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 г. № 65, и федеральной целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 6 января 2006 г. № 1.
Пунктом 20 Постановления Правительства Амурской области от 15.12.2009 № 588 «Об Амурской областной территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» установлено, что для приема сообщений о чрезвычайных ситуациях, в том числе вызванных пожарами, в телефонных сетях населенных пунктов устанавливается единый номер «01» (для сотовой связи - 112). На сегодняшний день служба «112» создана и взаимодействует со службами «01», «02», «3», «4», «Антитеррор» и службой реагирования в чрезвычайных ситуациях.
Состояние связи с населенными пунктами Свободненского района неудовлетворительное. В течение пяти лет ОАО «Дальсвязь» не установило систему оповещения населения из-за ветхости проводных каналов связи. Так, в ... и ... есть только таксофоны, т.е. оператор не будет иметь обратной связи с пострадавшим.
Далее, ответчик отмечает, что служба «03» на территории Свободненского района отсутствует, населением используется служба «03» города Свободного.
На основании вышеизложенного единая диспетчерская служба основывается на телефоне «01».
Привлеченное, по ходатайству ответчика к участию в деле в качестве третьего лица Главное управление министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствии стихийных бедствий по Амурской области (ГУ МЧС России по Амурской области) заявленный прокурором иск поддержало, в направленном в адрес суда отзыве на иск указало на то, что в соответствии с пунктом 15 постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (с изменениями и дополнениями) координацию деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований на территориях субъектов Российской Федерации осуществляют в установленном порядке главные управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации.
Главное управление МЧС России по Амурской области обратилось с письмом от -- г.. исх. --- к Главе муниципального образования Свободненского района с требованием предоставить в адрес Главного управления МЧС России по Амурской области следующую информацию о запланированной и проделанной работе по созданию ЕДДС в муниципальном образовании:
1. Разработаны ли необходимые нормативно-правовые акты, если разработаны, то какие (положения о ЕДДС, регламенты взаимодействия ДДС в рамках сисетмы-112);
2. Место размещения, занимаемая площадь ЕДДС;
3. Запланированы ли средства в бюджете 2009-2010 годов на финансирование, техническое обеспечение (внедрение типового унифицированного технологического комплекса системы-112), подготовку и обучение персонала.
Повторное письмо Главе муниципального образования Свободненского района было направленно -- г.. исх. ---.
В информационном письме Главы администрации Свободненского района от -- --- сообщается, что для приема сообщений о чрезвычайных ситуациях, в том числе вызванных пожарами, устанавливается телефон «01» ЕДДС г. Свободного и Свободненского района.
Федеральный закон от -- г. --- -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) четко предусматривает обязанность муниципального образования по организации ЕДДС на муниципальном уровне. Муниципалитет не может возлагать задачи структуры, которая согласно федеральным законодательным актам должна быть создана на базе муниципального образования на пожарные части и отряды, финансируемые за счет областного бюджета. Статья 15 указанного 131 - ФЗ предусматривает возможность заключения соглашений по передаче части полномочий с соответствующим финансированием передаваемых полномочий.
Таким образом, требования прокурора Свободненского района о признании бездействия администрации Свободненского района, выразившееся в бездействии по созданию единой диспетчерской службы на муниципальном уровне, а также обязанность по разработке и утверждению Положения о единой дежурно-диспетчерской службе муниципального образования, незаконным, обязании администрации Свободненского района устранить нарушения требований ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» подлежат удовлетворению.
В судебном заседании прокурор уточнил заявленные требования и просил суд обязать ответчика создать и наладить функционирование единой диспетчерской дежурной службы в срок до -- года.
Представители ответчика - главный специалист аналитическо-правового управления администрации Свободненского района, Кравчук В. Н., действующая на основании доверенности от -- года, руководитель сектора ГЗ и ПБ администрации Свободненского района Колобов М. В., действующий на основании доверенности от -- года, представитель третьего лица - Главного управления МЧС России по Амурской области, Золотухина Т. В., настаивали на занятых ранее правовых позициях.
Выслушав мнение сторон, представителя третьего лица, изучив материалы дела и проанализировав нормы права, суд приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании из материалов дела и показаний сторон, и ими не оспаривается, на территории Свободненского района Амурской области не создано муниципального единого дежурно-диспетчерского центра. Для приема сообщений о чрезвычайных ситуациях, в том числе вызванных пожарами, используется телефон «01» ЕДДС г. Свободного и Свободненского района.
Как следует из пояснений представителей ответчика, необходимые для деятельности ЕДДС нормативно-правовые акты (положения о ЕДДС, регламенты взаимодействия ДДС в рамках сисетмы-112) администрацией Свободненского района не приняты, в бюджете 2009-2010 годы средства на финансирование, техническое обеспечение (внедрение типового унифицированного технологического комплекса системы-112), подготовку и обучение персонала не предусмотрены.
Согласно статье 11 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (с изменениями и дополнениями) органы местного самоуправления самостоятельно:
а) принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;
б) осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в указанных ситуациях;
в) принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера и обеспечивают их проведение;
г) осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;
д) организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, а также поддерживают общественный порядок в ходе их проведения: при недостаточности собственных сил и средств обращаются к Правительству Российской Федерации за оказанием помощи;
е) осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
ж) создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;
з) содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера;
к) содействуют федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в предоставлении участков для установки и (или) в установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, а также в предоставлении имеющихся технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, выделении эфирного времени в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях и подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
Пунктом 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 т. № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) (далее 131 -ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.
Во исполнение Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и в целях совершенствования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 (с изменениями и дополнениями), утверждено Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Согласно п. 11 указанного постановления органами повседневного управления единой системы являются:
на федеральном уровне - Национальный центр управления в кризисных ситуациях, центры управления в кризисных ситуациях (ситуационно-кризисные центры), информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, имеющих функциональные подсистемы единой системы;
на межрегиональном уровне - центры управления в кризисных ситуациях региональных центров;
на региональном уровне - центры управления в кризисных ситуациях главных управлений Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;
на муниципальном уровне - единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований;
на объектовом уровне - дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).
Органы повседневного управления единой системы создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Компетенция и полномочия органов повседневного управления единой системы определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления.
Таким образом ответчиком не исполняются требования постановлений правительства о создании ЕДДС на базе муниципальных образований. Неисполнение указанных требований нарушает порядок организации и функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), следовательно требования истца в этой части подлежат удовлетворению.
Обсуждая требования истца о в части обязания ответчика в срок до -- года создать единую диспетчерскую службу муниципального образования Свободненский район с номером вызова 112, суд считает их, не подлежащими удовлетворению, поскольку они не основаны на законе, так как «концепцией создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер "112" на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований», одобренной распоряжением Правительства РФ от 25 августа 2008 г. N1240-р, развертывание системы-112 во всех субъектах Российской Федерации запланировано на 2012 год.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск Прокурора Свободненского района Амурской области к администрации Свободненского района Амурской области удовлетворить частично.
Признать бездействие администрации Свободненского района Амурской области в части непринятия мер по созданию единой диспетчерской дежурной службы муниципального образования, незаконным.
Обязать администрацию Свободненского района Амурской области создать и наладить функционирование единой диспетчерской дежурной службы в срок до -- года.
В остальной части иска, отказать.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Свободненский городской суд в течение 10 дней.
Судья Свободненского
городского суда С.И. Крошка