Решение по гражданскому делу



2--

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

-- года г. Свободный

Судья Свободненского городского суда Амурской области Крошка С.И.,

при секретаре Семеняк А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело

по исковому заявлению

Потёмкиной Ларисы Евгеньевны, Потёмкиной Юлии Евгеньевны к администрации г. Свободного о признании отказа в обследовании жилого помещения не законным, обязании провести обследование жилого помещения,

у с т а н о в и л:

Потемкина Л.Е., Потемкина Ю.Е. обратились в Свободненский городской суд с исковым заявлением к Администрации г. Свободного о признании отказа в обследовании жилого помещения не законным, обязании провести обследование жилого помещения.

Свои доводы в исковом заявлении иложили следующим образом.

Истцы с 1998 года проживают по адресу: город Свободный ... .... В настоящее время дом находится в аварийном состоянии, один подъезд полностью разобран, второй практически непригоден для проживания. Лестница на второй этаж покосилась, потолки рушатся. Проживать в данном доме опасно для жизни.

В 2008 года на собрании в Администрация города Свободного с представителями жителей поселка Суражевка, Реснянская И.Б. пояснила, что жилой дом --- по ... ... вошел в реестр по программе переселения граждан из ветхого аварийного фонда, и эта программа утверждена, следовательно под её реализацию будут выделяются средства для переселения граждан из этого дома.

-- года они обратились в Администрацию города Свободного с требованием о предоставлении им жилого помещения в соответствии с программой переселения из ветхого аварийного фонда. К заявлению они приложили следующие документы: копии паспортов, справку с БТИ, справку от регистратора, справку о составе семьи, справку о том, что жилое помещение не находится в муниципальной собственности.

-- года за --- первым заместителем главы Администрации города Поповичем А.С. истцам предоставлен ответ на их заявление, согласно которого им в предоставлении жилого помещения отказано, в связи с отсутствием оснований - не стоят на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении и их жилое помещение не признано в установленном порядке непригодным для проживания. Рекомендовано собрать и подать пакет документов, необходимых для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.

Однако необходимые документы истцы прилагали к своему заявлению от -- года, а в общую очередь вставать им не надо, так как программа по переселению граждан из ветхого фонда относится совсем к другой программе.

-- года истцы вновь обратились в Администрацию города Свободного с требованием обследовать их жилое помещение и составить акт, подтверждающий, что оно не пригодно для проживания.

-- года заместителем председателя межведомственной комиссии Бабарицким Е.В. был дан ответ, согласно которого, истцам предложено предоставить следующие документы: нотариально заверенный договор социального найма жилого помещения и нотариально заверенный план жилого помещения с тех. паспортом и тогда, межведомственная комиссия будет направлена для обследования жилого помещения.

Однако, предоставить данные документы не возможно, так как Администрация города Свободного договор социального найма с истцами не заключает в связи с тем, что данный дом не передан в муниципальную собственность, а следовательно и тех. паспорт они предоставить не могут, так как не являются собственниками данной квартиры.

Решением Свободненского городского суда от -- года бездействие администрации города и Управления по использованию муниципального имущества и землепользованию Администрации г. Свободного по непринятию в муниципальную собственность жилых домов, ранее принадлежавших ЗАО «торговый порт Свободный», ОАО Свободненский завод «Автозапчасть», ОАО «Лесоперевалочный комбинат» и другим предприятиям до приватизации, признано незаконным.

Кроме того, суд обязал Администрацию города Свободный и Управление по использованию муниципального имущества и землепользованию Администрации г. Свободного зарегистрировать право муниципальной собственности на: квартиры 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15 в ... по ....

На основании изложенного, истцы просили суд признать отказ Администрации г. Свободного в обследовании жилого помещения и составления акта, подтверждающего что жилое помещение не пригодно для проживания, незаконным и обязать межведомственную комиссию администрации г. Свободного в установленном порядке провести обследование жилого помещения - квартиры --- в доме --- по ... в ... области, на предмет его пригодности (непригодности) к проживанию, и составить соответствующий акт.

Представитель ответчика начальник аналитическо-правового управления администрации г. Свободного Тюрин М.Ю., действующий на основании доверенности --- от -- года, исковые требования не признал в полном объеме, суду пояснил следующее.

Согласно п. 45 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признании многоквартирного дома аварийным заявители должны были представить в комиссию вместе с заявлением нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, а также план жилого помещения с его техническим паспортом. В связи с тем, что истцами данные документы предоставлены не были, обследование дома № -- по -- в г. Свободном не производилось. В связи с чем просил в удовлетворении исковых требований отказать.

Выслушав стороны, изучив материалы дела и нормы материального права, суд приходит к следующему.

В ходе судебного заседания установлено, что истица Потёмкина Лариса Евгеньевна зарегистрирована в квартире --- дома --- по ... в ... с 1998 года, а истица Потёмкина Юлия Евгеньевна с 2003 года.

Из пояснений истцов следует, что в указанную квартиру они были вселены по решению профсоюзного комитета ЗАО «Торговый порт Свободный», где на момент вселения работала истица Потёмкина Л. Е.

-- года истцы обратились в администрацию г. Свободного с заявлением об обследовании жилого помещения кв. --- в доме --- по ... на предмет ее пригодности к проживанию, и составить соответствующий акт.

Согласно ответу на данное заявление --- от -- года подписанного заместителем председателя межведомственной комиссии администрации г. Свободного истцам отказано в удовлетворении их просьбы, при этом необходимо разъяснено, что им необходимо предоставить нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов на жилое помещение (договор социального найма), а также нотариально заверенный план жилого помещения с его техническим паспортом, после чего межведомственная комиссия будет направлена для обследования жилого помещения.

Согласно сообщению Отдела по ЖКХ и благоустройству Администрации города Свободного за --- от -- года договор социального найма на жилое помещение ... дома --- по ... в ... не заключался.

Обсуждая исковые требования о признании отказа в обследовании жилого помещения незаконным, обязании провести обследование жилого помещения, квартиры --- дома --- по ... в г. Свободном Амурской области, суд приходит к следующему.

Согласно решению Свободненского городского суда Амурской области от -- года по заявлению прокурора г. Свободного Амурской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействия администрации г. Свободного и Управления по использованию муниципального имущества и землепользованию администрации города Свободного по непринятию в муниципальную собственность жилых домов и обязанию произвести определенные действия, вступившего в законную силу, признано незаконным бездействие администрации города и Управления по использованию муниципального имущества и землепользованию Администрации г. Свободного по непринятию в муниципальную собственность жилых домов, ранее принадлежавших ЗАО «Торговый порт Свободный», ОАО Свободненский завод «Автозапчасть», ОАО «Лесоперевалочный комбинат» и другими предприятиями до приватизации. Суд обязал администрацию г. Свободного и Управление по использованию муниципального имущества и землепользованию администрации г. Свободного зарегистрировать право муниципальной собственности в том числе и на квартиру --- в доме --- по ... в г. Свободном Амурской области.

Согласно части 2 статьи 61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Таким образом, судом установлено, что квартира на квартиру --- в доме --- по ... в г. Свободном Амурской области является муниципальной собственностью.

Основание и законность вселения истцов в жилое помещение - квартиру --- расположенную в доме --- по ... в г. Свободном Амурской области, представитем ответчика в судебном заседании не оспаривалась.

Поскольку переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, проживающих в домах таких предприятий и учреждений (п. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 августа 1993 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации""), суд считает установленным, что истцы Потёмкина Л. Е., Потемкина Ю. Е. проживают в квартире № -- в доме № -- по ул. -- в г. Свободном Амурской области на условиях договора социального найма жилого помещения.

Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 г. N47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".

В соответствии с пунктом 7 названного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

В силу положений части 1статьи 254 ГПК РФ граждане вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления.

Следовательно, граждане вправе оспорить в суде бездействие межведомственной комиссии и органа местного самоуправления по принятию решений, связанных с признанием жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Обсуждая законность заявленных истцами требований суд исходит из следующего.

В соответствии с пунктом 42 Положения, право на обращение в межведомственную комиссию наряду с собственником жилого помещения, предоставлено и гражданину (нанимателю).

Комиссия на основании заявления либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Согласно пункту 45 Положения для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию вместе с заявлением следующие документы:

нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов на жилое помещение;

план жилого помещения с его техническим паспортом, а для нежилого помещения - проект реконструкции нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением.

Для признания многоквартирного дома аварийным также представляется заключение специализированной организации, проводящей обследование этого дома.

В случае если заявителем выступает орган, уполномоченный на проведение государственного контроля и надзора, в комиссию представляется заключение этого органа, после рассмотрения которого комиссия предлагает собственнику помещения представить указанные документы.

Таким образом, из анализа приведенных положений следует, что обязанность предоставления указанных в настоящем Положении документов, возлагается на собственника жилого помещения.

Согласно п. 46 Положения, комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа, уполномоченного на проведение государственного контроля и надзора, в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения):

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;

о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.

Принятие комиссией иных решений настоящим положением, либо иным нормативно-правовым актом, не предусмотрено.

Таким образом суд приходит к выводу, что межведомственная комиссия муниципального образования город Свободный, при разрешении заявления Потёмкиной Л. Е., Потёмкиной Ю. Е., незаконно уклонилась от исполнения возложенных на неё Законом функций, по формальным основаниям отказав заявителям в проведении обследования занимаемого ими жилого помещения, а именно квартиры --- в доме --- по ... в г. Свободном Амурской области, не смотря на то, что заявление содержало сведения о том, что состояние указанного помещения угрожает жизни и здоровью проживающих в нём граждан.

Согласно ч.4 ст.1 ГПК РФ в случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе гражданского судопроизводства, федеральные суды общей юрисдикции и мировые судьи (далее также - суд) применяют норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона),

В соответствии с ч.1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Поскольку жилищное законодательство РФ устанавливает приоритет судебной защиты нарушенных жилищных прав, то есть прав, вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, суд считает законными и обоснованными требования истцов по признанию отказа в обследовании жилого помещения квартиры --- в доме --- по ... в г. Свободном Амурской области на предмет его пригодности (непригодности) к проживанию не законным и считает необходимым обязать межведомственную комиссию администрации г. Свободного в установленном законом порядке провести обследование данного жилого помещения, с составлением соответствующего акта.

Проанализировав все установленные в ходе судебного заседания обстоятельства, суд полагает, что исковые требования Потёмкиной Л.Е., Потёмкиной Ю.Е. к администрации г. Свободного о признании отказа в обследовании жилого помещения не законным, обязании провести обследование жилого помещения подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Иск Потёмкиной Ларисы Евгеньевны, Потёмкиной Юлии Евгеньевны к администрации города Свободного Амурской области о признании отказа в обследовании жилого помещения незаконным, обязании провести обследование жилого помещения, удовлетворить.

Признать отказ межведомственной комиссии администрации города Свободного в обследовании жилого помещения - квартиры --- в доме --- по ... г. Свободного Амурской области, на предмет его пригодности (непригодности) к проживанию, незаконным.

Обязать межведомственную комиссию администрацию города Свободного в установленном законом порядке провести обследование жилого помещения - квартиры --- в доме --- по ... г. Свободного Амурской области, на предмет его пригодности (непригодности) к проживанию, и составить соответствующий акт.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Свободненский городской суд в течение 10 дней.

Решение суда в окончательной форме изготовлено -- года.

Председательствующий С.И. Крошка