-- г г. Свободный
Свободненский городской суд Амурской области в составе
председательствующего судьи Быкова В.А.,
с участием адвоката Непогода Е.Р.,
при секретаре Заболотиной В.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Дубровина Сергея Ивановича к войсковой части 42173, войсковой части 21720, ФГУ «Свободненская КЭЧ района» и Дальневосточному КЭУ о восстановлении в списках кандидатов на получение государственного жилищного сертификата,
У С Т А Н О В И Л:
Дубровин С.И. предъявил иск к войсковой части 42173, ФГУ «Свободненская КЭЧ района» и Дальневосточному КЭУ, в котором просит суд восстановить его, а также членов своей семьи жену В и сына Р в списках кандидатов на получение государственного жилищного сертификата согласно учетного дела от 2002 г в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153. Определением суда к участию в деле в качестве соответчика была привлечена войсковая часть 21720. Свое требование истец мотивирует следующим.
Дубровин С.И. и члены его семьи с 2002 г имеют право на получение государственного жилищного сертификата в связи с необходимостью переселения из закрытого военного городка в силу п. 4 Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на 2004-2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 7 октября 2004 г. N 522.
В соответствии с п. 4 Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на 2004-2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 7 октября 2004 г. N 522, право на получение государственного жилищного сертификата имели признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков и поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности.
Аналогичное положение содержится в подпункте "б" п. 5 действующих в настоящее время Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 г, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 с последующими изменениями и дополнениями. Из анализа приведенных положений следует, что проживание определенных категорий граждан в закрытых военных городках является самостоятельным основанием к выдаче им государственных жилищных сертификатов, которая производится независимо от основания увольнения со службы и времени выслуги военной службы, связана со спецификой данных населенных пунктов и необходимостью отселения из них лиц, утративших связь с военным ведомством.
Дубровин С.И. имеет первоочередное право на получение жилищного сертификата в соответствии с п.1 ст. 16 Закона «О ветеранах», так как принимал участие в боевых действиях с июня 1974 г по февраль 1975 г, о чем имеется свидетельство серия А ---, и данное право подтверждено вступившим в законную силу решением Свободненского городского суда от -- г.
Из буквального толкования п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством». Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153, следует, что действующие нормы материального права не связывают право на включение гражданина в число участников программы «Государственные жилищные сертификаты» с отношением его к Вооруженным силам РФ. Основным обстоятельством, подлежащим исследованию, является проживание на территории закрытого военного городка.
Применительно к условиям подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются постоянно проживающие совместно с ним родители, супруга (супруг) и их дети.
Для участия в подпрограмме граждане подают рапорта в соответствующие воинские части. По результатам проверки принимается решение о включении либо об отказе во включении заявителя в число участников подпрограммы. Все указанные документы предусмотренные п. 19 Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы". Дубровин С.И. был включен в список в 2002 г. Вторичное предоставление пакета документов предусмотрено п. 44 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов только при получении сертификата. Весь пакет документов истец предоставил еще в 2002 году.
Приказом Минобороны РФ от 10 июня 2006 г № 215 «Об утверждении Порядка формирования списков состоящих на учете в воинских частях и организациях Вооруженных сил Российской Федерации граждан - получателей государственных жилищных сертификатов и граждан, включенных в резерв на получение государственных жилищных сертификатов, оформлении и выдачи государственных жилищных сертификатов», закреплен порядок предоставления документов в планируемом году. Для Дубровина С.И. это был планируемый 2003 год. Буквальное толкование данного приказа подтверждает положения, закрепленные Постановлением Правительства РФ в постановлении от 21.03.2006 N 153.
Согласно п. 4 раздела II названного Порядка для включения в список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году - участник подпрограммы в период с 01 января по 01 августа года, предшествующего планируемому, представляет в воинскую часть, в которой находится его учетное дело, рапорт (заявление) о выделении сертификата в планируемом году, который подшивается в учетное дело. Для Дубровина С.И. ничего не изменилось с 2002 года, следовательно его право на жилищный сертификат сохраняется.
Жилищная комиссия войсковой части до 20 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.
Список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), а для граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, - в последовательности, в какой из заявления (рапорты) на участие в подпрограмме были зарегистрированы.
Граждане - участники подпрограммы, имеющие право на получение сертификата в первую очередь, включаются в указанный список ранее лиц, принятых на учет в качестве нуждающихся в получении жилых помещений в том же году, но не имеющих права на получение сертификата в первую очередь.
Дубровин С.И. был включен в список в 2002 г и решением суда в 2008 г было закреплено его первоочередное право на получение сертификата. Однако, в конце декабря из Дальневосточного КЭУ было получено уведомление ---ж, что списки на получение жилищного сертификата по воинским частям Свободненского гарнизона в Дальневосточное КЭУ не поступали.
Заявление на 2010 г на имя командира войсковой части 42173 Дубровин С.И. подавал по почте -- г заказным письмом с уведомлением, и его заявление было получено войсковой частью -- г. Однако, истцу неизвестно, по какой причине он был исключен из списка на получение жилищного сертификата.
Представитель ФГУ «Свободненская КЭЧ района» Каратаева О.А., действующая на основании доверенности от -- г, иск не признала, мотивируя следующим.
В соответствии с п. 12 Порядка формирования списков состоящих на учете в воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации граждан - получателей государственных жилищных сертификатов и граждан, включенных в резерв на получение государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов, утвержденного Приказом Минобороны от 10 июня 2006 года № 215, Свободненская КЭЧ лишь проверяет и согласовывает список получателей сертификатов, направленный воинской частью, а согласно п. 5 указанного Порядка сведения о количестве граждан, изъявивших желание получить ГЖС в планируемом году, направляются командирами воинских частей в управление военных округов по установленной Порядком форме.
Командир в/ч 42173 в Свободненскую КЭЧ списки граждан - получателей государственных жилищных сертификатов и граждан, включенных в резерв на получение государственных жилищных сертификатов с указанием в них Дубровина С.И. на согласование не направлял.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153, а также Приказом Минобороны России 10 июня 2006 года № 215, обязанность по формированию списков, включению и восстановлению в них граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, возложена на командиров воинских частей. Кроме того, п. 26 названного выше Порядка включение граждан-участников подпрограммы в сводный список после его утверждения не допускаются.
Представитель Дальневосточного КЭУ, надлежащим образом извещенного о времени и месте проведения судебного заседания, не прибыл, однако, представил отзыв по существу заявленных требований, указав следующее.
В соответствии с п. 31 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан», установленных постановлением Правительства РФ 2006 г № 153, порядок и сроки формирования списков граждан - участников подпрограммы, состоящих на учете в подразделениях и изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, устанавливаются федеральными органами исполнительной власти.
Порядок учета граждан, проживающих на территории закрытых военных городов или поселков, изъявивших желание получить сертификат, а также порядок принятия решения о предоставлении сертификатов указанной категории граждан определяются федеральными органами исполнительной власти, в сфере ведения которых находятся эти военные городки и поселки.
Во исполнение указанного постановления приказом МО РФ 2006 года № 215 утвержден порядок формирования списков состоящих на учете в воинских частях и организациях Вооруженных Сил РФ граждан - получателей государственных жилищных сертификатов и граждан, включенных в резерв на получение государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов.
Согласно п. 4 указанного Порядка жилищная комиссия воинской части до 20 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.
Пунктом 5 указанного Порядка определено, что сведения о количестве граждан, изъявивших желание получить ГЖС в планируемом году, формируются в количественном эквиваленте и до 1 сентября года, предшествующего планируемому, направляются командирами воинских частей в управление военных округов, по установленной Порядком форме (по форме, согласно приложению № 2 к приказу МО РФ 2006 года № 215).
В соответствии с п. 6 Порядка органы военного управления в срок до 15 сентября года, предшествующего планируемому, направляют их через Главное квартирно-эксплуатационное управление МО РФ в Управление по реализации жилищных программ МО РФ.
Исходя из приведенных норм права, Дальневосточное КЭУ не наделено полномочиями по включению либо восстановлению в списках граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, а лишь обобщает данные сведения по округу на основании поступивших списков и направляет их государственному заказчику согласно установленного Порядка.
Сведения о включении истца в списки граждан, изъявивших желание получить ГЖС в 2010 году в Дальневосточное КЭУ не поступали, следовательно, он не был включен в заявку на выпуск ГЖС по воинским частям Дальневосточного военного округа.
Вышеуказанными нормативными актами не предусмотрена возможность вносить изменения либо каким-то образом восстанавливать в списках граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году. Напротив, пунктом 26 названных выше Правил включение граждан -участников подпрограммы в сводный список после его утверждения не допускается.
В ходе рассмотрения дела были получены сведения о том, что воинская часть 42173 ликвидирована.
Представитель воинской части 21720, надлежащим образом извещенной о времени и месте проведения судебного заседания, не прибыл.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, суд приходит следующему.
Согласно части 1 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.
Частями 2 и 3 статьи 40 Конституция РФ обязывает органы государственной власти создавать условия для осуществления права на жилище.
Тем самым федеральному законодателю на конституционном уровне предписывается не только определять категории граждан, нуждающихся в жилище, но и устанавливать конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся в настоящее время у государства.
Отнеся к лицам, которые обеспечиваются жильем бесплатно или за доступную плату, военнослужащих и граждан, выполнивших возлагавшиеся на них по контракту обязанности военной службы, федеральный законодатель исходил из того, что военная служба, по смыслу статей 37 (части 1 и 3) и 59 Конституции РФ во взаимосвязи с ее статьями 71 (пункт "м"), 72 (пункт "б" части 1) и 114 (пункты "д", "е" части 1), представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах, а лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции. Этим, а также самим характером военной службы, предполагающим выполнение военнослужащими задач, которые сопряжены с опасностью для их жизни и здоровья, и иными специфическими условиями прохождения службы определяется особый правовой статус военнослужащих, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству, что требует от федерального законодателя установления как для них, так и для лиц, выполнивших обязанности военной службы по контракту, дополнительных мер социальной защиты, в том числе в сфере жилищных отношений.
Согласно пункта 14 ст. 15 Федерального закона от -- г N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспечение жилыми помещениями военнослужащих-граждан, проживающих в закрытых военных городках, при увольнении их с военной службы определяется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.Порядок предоставления социальных гарантий и возмещения расходов, связанных с предоставлением социальных гарантий, указанных в настоящем пункте, определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2001 г. N 675 была утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 - 2010 годы, и в ее состав была включена федеральная целевая программа "Государственные жилищные сертификаты", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 20 января 1998 г. N 71
В рамках федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы выполняется подпрограмма "Государственные жилищные сертификаты на 2004 - 2010 годы" (до 2003 года - федеральная целевая программа "Государственные жилищные сертификаты").
Порядок реализации программы «Государственные жилищные сертификаты» определен постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» (с последующими изменениями) и Приказом Минобороны РФ от 10 июня 2006 года № 215 «Об утверждении Порядка формирования списков состоящих на учете в воинских частях и организациях Вооруженных сил Российской Федерации граждан - получателей государственных жилищных сертификатов и граждан, включенных в резерв на получение государственных жилищных сертификатов, оформлении и выдачи государственных жилищных сертификатов».Согласно пункта 2 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы (утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N153) государственный жилищный сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения. Сертификат не является ценной бумагой. Предоставление социальной выплаты является финансовой поддержкой государства в целях приобретения жилого помещения. Участие в подпрограмме добровольное.Согласно подпункта «б» пункта 5 указанных Правил право на участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы имеют, в том числе, и граждане Российской Федерации, подлежащие переселению из закрытых военных городков.
Сторонами не оспаривается и подтверждается имеющимися в данном гражданском деле материалами, что Дубровин С.И. является участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, и в 2002 г впервые подал документы для получения государственного жилищного сертификата в жилищную комиссию в/ч 42173, как лицо, подлежащее переселению из закрытого военного городка «Орлиный» гарнизона Малая Сазанка, о чем воинской частью было заведено учетное дело.
-- г «Список кандидатов на получение государственных жилищных сертификатов по закрытому военному городку «Орлиный» гарнизона с. Малая-Сазанка май 2002 года» в отношении Дубровина С.И. был направлен в Дальневосточное КЭУ в г. Хабаровск.
Согласно п. 4 раздела II названного «Порядка формирования списков…» для включения в список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году - участник подпрограммы в период с 01 января по 01 августа года, предшествующего планируемому, представляет в воинскую часть, в которой находится его учетное дело, рапорт (заявление) о выделении сертификата в планируемом году, который подшивается в учетное дело. Жилищная комиссия войсковой части до 20 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.
Сторонами также не оспаривается, что начиная с 2002 г Дубровин С.И. ежегодно подтверждал свое желание быть участником указанной Подпрограммы, о чем предоставлял в жилищную комиссию в/ч 42173 соответствующие заявления, необходимые для этого документы находились в его учетном деле. Материалами дела подтверждается, что -- г Дубровин С.И. направил командиру в/ч 42173 заявление по соответствующей форме о включении его в состав участников данной Подпрограммы на 2010 г, и указал состав своей семьи: жена В и сын Р Это заявление Дубровина С.И. было получено воинской частью -- г.
Таким образом, Дубровин С.И., как гражданин РФ, имеющий право и желающий принять участие в указанной Подпрограмме, выполнил все юридически значимые действия для того, чтобы стать ее участником и воспользоваться своим правом на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты для приобретения жилого помещения.
Однако, как установлено из ответа командования в/ч 62825, на основании директив Генерального штаба ВС РФ от -- г ---, Главного штаба Сухопутных войск от -- г ---, штаба ДВО от -- г --- и приказа командира в/ч 21720 от -- г войсковая часть 42173 ликвидирована без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
Как следует из раздела II Подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы главной целью подпрограммы является обеспечение жилыми помещениями граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства в соответствии с законодательством Российской Федерации. Основной задачей подпрограммы является финансовая поддержка граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации, путем предоставления им социальных выплат на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета.Таким образом, ликвидация воинской части, в которую гражданин РФ - участник рассматриваемой Подпрограммы должен ежегодно представлять рапорт (заявление) о выделении сертификата в планируемом году, сама по себе не должна ограничивать этого гражданина в реализации предоставленных ему государством гарантий по социальным выплатам на приобретение жилья, даже если ликвидация этой воинской части произошла без перехода прав и обязанностей к другим лицам в порядке правопреемства.
Ответчики не оспаривают того, что в ФГУ «Свободненская КЭЧ района» имеется свое учетное дело на Дубровина С.И., в котором имеется его заявление 2002 г и необходимые документы для реализации своего права на участие в Подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы.
Наряду с тем, что пунктом 10 «Порядка формирования списков…», утвержденного Приказом Минобороны РФ от 10 июня 2006 года № 215, формирование списка состоящих на учете в воинской части граждан - получателей сертификатов в планируемом году возложено на жилищную комиссию воинской части, пунктом 4 этого же Порядка на довольствующую квартирно-эксплуатационной часть района возложены функции проверки представляемых воинскими частями списков граждан, и именно по итогам этой проверки принимается решение о включении заявителя либо об отказе ему во включении в число граждан - участников подпрограммы.
Пунктом 18 этого же Порядка установлено, что в случае отсутствия в автоматизированной системе данных о гражданах - получателях сертификатов, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), в довольствующей КЭЧ района указанной автоматизированной системой формируется пофамильный список граждан, нуждающихся в получении жилых помещений, и этот список прилагается к сводному списку получателей сертификатов по органу военного управления.
Согласно пункта 19 указанного Порядка представленный сводный список получателей сертификатов по органу военного управления после проверки в Управлении по реализации жилищных программ является основанием для включения граждан в сводный список граждан - получателей сертификатов по Министерству обороны, утверждаемый начальником Службы расквартирования и обустройства Министерства обороны Российской Федерации.
Таким образом, суд считает требования Дубровина С.И. о включении его в списки граждан - получателей сертификатов, обращенные к ФГУ «Свободненская КЭЧ района» и Дальневосточному КЭУ, законными и обоснованными, указанные учреждения имеют возможность в пределах их компетенции исполнить данное требование в целях реализации Дубровиным С.И. своих прав в рамках реализации Подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от -- года ---.
При этом суд учитывает, что восстановления в указанных списках, как этого требует Дубровин С.И., вышеуказанные нормативные акты не предусматривают, и фактически исключения Дубровина С.И. из этих списков не было, поскольку такие списки формируются ежегодно. Поэтому, в целях соблюдения конституционного принципа обеспечения судебной защиты прав граждан, суд считает возможным принять решение именно в формулировке включения Дубровина С.И. и членов его семьи в указанные списки.
Вместе с тем, суд считает, что не имеется оснований возлагать обязанность включить Дубровина С.И. в указанные списки на в/ч 21720, поскольку материалами дела не подтверждается, что жилищная комиссия этой воинской части ведет учет граждан, подлежащих отселению из закрытого военного городка «Орлиный» с. Малая Сазанка.
По правилам ст.ст. 88, 98 ГПК РФ с ФГУ «Свободненская КЭЧ района» и Дальневосточному КЭУ в пользу Дубровина С.И. следует солидарно взыскать документально подтвержденные судебные расходы по уплате госпошлины в сумме 200 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
обязать ФГУ «Свободненская КЭЧ района» и Дальневосточное квартирно-эксплуатационное управление включить Дубровина Сергея Ивановича с членами его семьи женой В и сыном Р в списки кандидатов на получение государственного жилищного сертификата согласно учетного дела от 2002 г в рамках реализации Подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153.
Взыскать солидарно с ФГУ «Свободненская КЭЧ района» и Дальневосточного квартирно-эксплуатационного управления в пользу Дубровина Сергея Ивановича 200 (двести) рублей судебных расходов.
В удовлетворении остальной части иска Дубровина С.И. отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Амурской областной суд через Свободненский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья В.А. Быков
В окончательной форме решение изготовлено -- г.
Судья В.А. Быков