Решение по гражданскому делу



--

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

--г. Свободный

Свободненский городской суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Соколинской О.С.,

с участием истицы Конталевой Т.М.,

представителя ответчика Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в г. Свободном Амурской области Логиновой И.Б., действующей на основании доверенности № СФ-7693 от --,

при секретаре судебного заседания Черновой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению

Конталевой Татьяны Васильевны к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Свободном Амурской области об оспаривании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

-- Конталева Т.В. обратилась в суд с иском к ГУ Управление ПФ РФ в г. Свободном, в котором просит суд признать незаконным протокол заседания комиссии ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в г. Свободном от -- --, которым ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», обязать ГУ УПФР в г. Свободном включить оспариваемые периоды работы в льготный стаж и назначить ей досрочную трудовую пенсию на основании поданного ею -- заявления. Свои требования истица мотивирует следующим.

-- она обратилась с заявлением о назначении досрочной пенсии в Управление Пенсионного фонда Амурской области в городе Свободном. Основанием для обращения послужило то, что она в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ от -- № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской федерации» имеет стаж для назначения пенсии в связи с педагогической деятельностью в государственных и муниципальных учреждениях для детей. Однако, решением комиссии -- от -- ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с недостаточностью специального стажа, так как комиссией не был включен период её работы с -- по -- в должности воспитателя в детском комбинате Свободненского завода «Автозапчасть», то есть не засчитано в специальный стаж 1 год 11 месяцев 05 дней. А также периоды нахождения на курсах повышения квалификации с -- по -- и с -- по -- в должности учителя начальных классов Талалинской муниципальной школы основного (общего) образования. По ее мнению, период работы в должности воспитателя детского комбината Свободненского завода «Автозапчасть» является специальным стажем, поскольку данное детское дошкольное учреждение, в котором она работала было образовано заводом как ясли-сад. Контроль за деятельностью учреждения осуществлялся Свободненским отделом образования. Название «детский комбинат» использовалось как бытовое. В последствие данное учреждение было передано городскому отделу образования и стало именоваться «Детский сад № 12».

В судебном заседании Конталева Т.В. на заявленных исковых требованиях настаивала.

Представитель ответчика ГУ-Управления пенсионного фонда РФ в г. Свободном Амурской области Логинова И.Б. иск не признала, суду пояснила, что -- в Клиентскую службу обратилась Конталева Т.В. с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 указанного закона, лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей не менее 25 лет независимо от их возраста. Для зачета в специальный стаж необходимо, чтобы работа протекала в должностях и учреждениях, предусмотренных Списками.

Списками, утвержденными постановлением Совета Министров РСФСР от -- --; постановлением Правительства РФ от -- --; постановлением Правительства РФ от -- -- детские комбинаты не предусмотрены. Расширительному толкованию указанные Списки не подлежат.

Таким образом, правовых оснований для зачета в специальный стаж Конталевой Т.В. периода работы в должности воспитателя в детском комбинате завода «Автозапчасть» с -- по -- не имеется. На день принятия решения заключения экспертизы у пенсионного органа не было.

Периоды работы истицы во время нахождения на курсах повышения квалификации зачтены в страховой стаж. Как льготные данные периоды не проходят, поскольку в соответствии с Постановлением Правительства -- от -- периоды нахождения работника на курсах повышения квалификации не подлежат включению в специальный стаж.

Выслушав доводы истицы, представителя ответчика, изучив материалы дела и нормы права суд приходит к следующему.

В соответствии с пп. 19 п. 1 ст.27 Федерального Закона № 173 «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 года, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального Закона, лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей не менее 25 лет независимо от их возраста.

В судебном заседании достоверно установлено, что Конталева Т.В. -- обратилась за назначением досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» от -- № 173-ФЗ в связи с педагогической деятельностью в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

Согласно протоколу заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от -- -- истице отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с недостаточностью специального стажа, предусмотренного пп.19 п. 1 ст. 27 указанного Закона.

Согласно записям в трудовой книжке Конталева Т.В. работала учителем начальных классов:

- в Климоуцевской средней школе в период с -- по --;

Воспитателем:

- в детском комбинате завода «Автозапчасть» в период с -- по --;

Учителем начальных классов:

- в Талалинской муниципальной школе основного общего образования в период с -- по --;

- в МОУ «Таллалинская начальная общеобразовательная школа» с -- по --.

Из специального стажа пенсионным органом исключены периоды работы в должности воспитателя:

- в детском комбинате завода «Автозапчасть» с -- по -- в связи тем, что наименование учреждения не предусмотрено Списками.

- в Талалинской муниципальной школе основного общего образования в период с -- по -- и с -- по -- в связи с тем, что Конталева Т.В. находилась на курсах повышения квалификации.

Принятие к зачету стажа, по мнению истицы, дает ей право на назначение досрочной льготной трудовой пенсии.

Решая вопрос о включении в стаж Конталевой Т.В., дающий право на досрочную трудовую пенсию, периода работы воспитателем детского комбината завода «Автозапчасть», а также учителем в Талалинской муниципальной школе основного общего образования во время прохождения курсов повышения квалификации, суд приходит к следующему.

Отказ в принятии к зачету указанного стажа мотивирован комиссией ГУ – Управления пенсионного фонда РФ в г. Свободном Амурской области действующим в настоящее время законодательством, в том числе:

- Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173 – ФЗ «О трудовых пенсиях»;

- Списками, утвержденными Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463; Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067; Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781.

- Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516.

Согласно ч.1 ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

Согласно ст.55 Конституции РФ, в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина; права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Право на назначение пенсии педагогическим работникам (работникам просвещения) за выслугу лет установлено постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года (СП СССР 1960 г. № 1, ст. 2; 1972 г. № 17, ст. 87), а в дальнейшем закреплено Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями). В качестве правового основания для пенсионного обеспечения этой категорий трудящихся предусматривалось длительное выполнение определенной профессиональной деятельности, при этом выполнение такой деятельности не связывалось с наименованием учреждения.

Законом РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» были урегулированы основные вопросы, относящиеся к данному виду пенсионного обеспечения: виды профессиональной деятельности и условия, определяющие право на пенсию за выслугу лет, длительность сроков выслуги, необходимой для возникновения права на данную пенсию, ее размер, порядок исчисления, назначения и выплаты.

По смыслу статей 2, 3, 77, 80 и 83 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» во взаимосвязи с другими его положениями право на получение пенсии за выслугу лет законодатель связывает не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой работой, при выполнении которой работник подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных именно спецификой и характером труда.

Соответственно статья 80 данного Закона предусматривала назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей при выслуге не менее 25 лет, при том, что закон не содержал каких-либо условий, согласно которым для назначения государственной пенсии за выслугу лет педагогическая деятельность должна протекать только в детских дошкольных учреждениях определенного наименования.

Статьей 83 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» Правительству РФ было предоставлено право по согласованию с Пенсионным фондом РФ утверждать Списки соответствующих работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги.

Из данного Закона не вытекает, что Правительство РФ наделялось полномочиями самостоятельно регулировать пенсионные отношения этой категории работников и по своему усмотрению устанавливать их пенсионные права, вводить дополнительные по сравнению с законом ограничения права на пенсионное обеспечение за выслугу лет. При осуществлении предоставленных ему полномочий Правительство РФ не только связано законодательными нормами, регулирующими основные вопросы пенсионного обеспечения за выслугу лет, но и обязано учитывать закрепленные в указанном Законе общие принципы пенсионного обеспечения граждан, в частности принцип его всеобщности, а также предписания статьи 15 (часть 1) Конституции РФ, в соответствии с которой законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.

Аналогичная правовая позиция изложена в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 4 ноября 1999 года № 177-О и от 6 декабря 2001 года №310-О.

Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей даёт право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением СМ РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463, предусматривал работу в должности воспитателя в детских дошкольных учреждениях всех типов. При этом в скобках указывались типы таких учреждений - детские сады, сады-ясли, детские ясли. С учетом вышеизложенного, этот перечень не мог носить исчерпывающий характер, иное бы означало превышение конституционных полномочий Правительства РФ.

Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067 в соответствии со ст. 80 и 83 Федерального Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ» утвержден новый «Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей» и «Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей». Данным списком также предусматривалась работа в должности воспитателя в дошкольных образовательных учреждениях, в том числе в детском саде, комбинированного типа.

С 1 января 2002 года вступил в силу Федеральный Закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ. Статья 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» именуется «Сохранение права на досрочное назначение трудовой пенсии отдельным категориям граждан». Подпункт 19 п.1 ст. 27 данного Закона устанавливает, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 данного Закона (для женщин -55 лет), лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Правительство РФ имеет право при необходимости утверждать Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается досрочно пенсия по старости, а также правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения пенсии.

Воспользовавшись предоставленным правом, Правительство РФ постановлением от 29 октября 2002 года №781 утвердило, действующие в настоящее время «Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение прудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей...» и «Правила исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей». Этим же постановлением признаны утратившими силу решения Правительства, которыми были утверждены вышеуказанные Списки 1991 года и 1999 года.

Списком 2002 года предусмотрена работа в должности воспитателя в дошкольных образовательных учреждениях, в числе которых указаны детские сады всех наименований, а также ясли-сад (сад-ясли).

В ходе судебного заседания установлено, что согласно Положения о «ясли - саде №21» от 01 сентября 1989 года, детский сад - ясли №21 является дошкольным детским учреждением общественного воспитания детей. Согласно справке о выполнении постановления совета Министров СССР № 317 от 12 апреля 1984 года в детском - саде №21 завода «Автозапчасть» 23 декабря 1987 года была проведена фронтальная проверка, из содержания которой видно, что основная деятельность данного учреждения – воспитание, обучение детей. Из договора о передаче «Детского комбината» №21 завода «Автозапчасть» Городскому отделу народного образования, видно, что на баланс Городского отдела народного образования передается дошкольное детское учреждение общественного воспитания детей, именуемое «Детский комбинат» --, которое находилось на балансе завода «Автозапчасть». Так же из справки о комплексной проверке детского сада -- «Автозапчасть» от -- проводимой Свободненским городским отделом народного образования, постановления главы администрации города Свободного -- от --, видно, что учреждение, в котором работала истица, именовалась как «Детский сад», так и «Детский комбинат». Согласно записям в трудовой книжке (--, 4) приказом -- от -- Конталева Т.В. принята на должность воспитателя в детский комбинат Свободненского завода «Автозапчасть», а приказом -- от -- воспитатель детского комбината Конталева Т.В. уволена по ст. 31 КЗоТ РСФРС (собственное желание).

Согласно заключению государственной экспертизы условий труда, проведенной Министерства внешнеэкономических связей, труда и потребительского рынка Амурской области от -- -- Конталева Татьяна Васильевна с -- по -- работала воспитателем в детском комбинате Свободненского завода «Автозапчасть».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 №781 в Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, включены детский сад, ясли - сад (сад - ясли), детские ясли и не включен детский комбинат.

Наименование «детский комбинат» не является нормативным, поэтому не может быть включенным в указанный перечень учреждений.

В интересах осуществления единой системы воспитания детей дошкольного возраста разных лет жизни постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21 мая 1959 №558 «О мерах по дальнейшем развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского образования детей дошкольного возраста» было принято решение об объединении двух видов дошкольных учреждений - яслей и детских садов в единое дошкольное детское учреждение. Объединенному детскому учреждению было присвоено наименование «ясли - сад». В яслях - садах воспитывались дети в возрасте от двух месяцев до семи лет. Все нормативные правовые акты, предусматривающие льготы и преимущества педагогическим работникам, устанавливающие штатные нормативы, определялись в связи с работой в яслях - садах, а не в детских комбинатах.

Наименование «ясли - сад», как одного из видов детских дошкольных учреждений, сохранялось до принятия Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июля 1995 года №677 (с изменениями и дополнениями).

Наименование «детский комбинат» использовалось организациями, имеющими дошкольные учреждения с ясельными, младшими, средними и старшими группами. Наименование «детский комбинат» не является нормативным. Все нормативные правовые акты, в том числе и штатные расписания, указаны в связи с работой в яслях - садах. Работая в детском комбинате, Конталева Т.В. фактически работала в обычном детском саду (ясли - саду), построенному по типовому проекту. Она осуществляла воспитательный процесс в соответствии с требованиями, предъявляемыми к воспитателям дошкольных учреждений. Ей выплачивалась заработная плата, и предоставлялись очередные отпуска как воспитателю детского сада.

Условия труда Конталевой Татьяны Васильевны, работавшей с -- по -- воспитателем в детском комбинате -- Свободненского завода «Автозапчасть», соответствуют условиям труда воспитателя ясли - сада, что подтверждается Положением о ясли-саде --, кадровым составом дошкольного учреждения, ведомостями по заработной плате, установленным окладом и предоставляемыми отпусками.

Обсуждая вопрос о включении в стаж работы, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, лицам, осуществлявшим педагогическую работу (ст. 28 Федерального закона от -- "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), периодов нахождения на курсах повышения с -- по -- и с -- по --, суд приходит к следующему.

Федеральным законом от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" сохранено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости отдельным категориям граждан, которые пользовались таким правом по ранее действовавшему законодательству.

Согласно ст.ст. 27, 28 данного Федерального закона граждане приобретают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в частности, при наличии определенного стажа на соответствующих видах работ, правила исчисления которого утверждаются Правительством Российской Федерации.

С учетом особенностей условий труда отдельных категорий граждан, которым трудовая пенсия по старости назначается досрочно в соответствии с вышеназванными статьями, порядок исчисления периодов их работы устанавливается отдельными правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от 11 июля 2002 года.

В силу п. 4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.

Периоды работы Конталевой Т.В. с -- по -- и с -- по -- пенсионным органом приняты как страховые, так как страховые взносы перечислялись работодателем.

Из изложенного следует, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.

Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется ст.39 Конституции РФ.

В ст. 55 Конституции РФ установлено, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Следовательно, Конталева Т.В. имеет право на включение спорного периода работы в детском комбинате в специальный стаж независимо от наименования детского дошкольного учреждения, в котором она работала воспитателем. Детское учреждение, в котором Конталева Т.В. работала в период с -- по -- относится к одному и тому же типу и виду учреждений для детей - детскому ясли - саду. В данное время учреждению официально присвоено наименование «детский сад», в отличие от ранее имеющего место двойного наименования, указанного в разных документах «Детский комбинат» и «Детские ясли - сад». Работа воспитателем в детских садах всех наименований, яслях-саде (саде-яслях) указана в утвержденных Правительством РФ списках 1991, 1999 и 2002 годов.

На основании изложенного, руководствуясь вышеуказанными нормами права, суд считает, что ранее приобретенные пенсионные права Конталевой Т.В. должны быть сохранены и при исчислении стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости, и на -- педагогический стаж у истицы составлял установленные законом 25 лет 0 месяцев 19 дней.

Согласно пп. 19 п. 1 ст. 27 Закона от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего ФЗ лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста, то есть Конталева Т.В. на момент её обращения в ГУ – Управление Пенсионного фонда по г. Свободному имела право на досрочное назначение трудовой пенсии. Поэтому по существу решение ГУ-УПФ РФ по г. Свободному от -- --об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости суд признает незаконным в части исключения периодов работы Конталевой Т.В. воспитателем детского комбината завода «Автозапчасть», а также учителем начальных классов Талалинской муниципальной школы основного (общего) образования во время прохождения курсов повышения квалификации.

В связи с чем, суд находит иск Конталевой Т.В. обоснованным, и приходит к выводу о необходимости обязания ГУ – УПФ РФ по г. Свободному включить в специальный трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии Конталевой Т.В. периоды её работы в должности воспитателя с -- по --, а также периоды прохождения ею курсов повышения квалификации с -- по -- и с -- по -- и назначить досрочную трудовую пенсию с момента её обращения в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ по городу Свободному Амурской области, то есть с --.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Конталевой Татьяны Васильевны к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Свободном Амурской области об оспаривании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии, удовлетворить.

Признать решение комиссии Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ в городе Свободном Амурской области от -- -- об отказе в назначении пенсии Конталевой Татьяне Васильевне незаконным в части не включения в специальный стаж для досрочной трудовой пенсии периодов ее работы в должности воспитателя в детском комбинате завода «Автозапчасть» с -- по -- и в должности учителя начальных классов Талалинской муниципальной школы основного (общего) образования с -- по -- и с -- по --.

Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в городе Свободном включить в специальный трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии Конталевой Татьяне Васильевне периоды ее работы в должности воспитателя с -- по -- и в должности учителя начальных классов Талалинской муниципальной школы основного (общего) образования с -- по -- и с -- по --.

Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в городе Свободном Амурской области назначить досрочную трудовую пенсию Конталевой Татьяне Васильевне с момента ее обращения в Государственное учреждение Управление пенсионного фонда РФ по городу Свободному Амурской области, то есть с --.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Свободненский городской суд в течение 10 дней.

Судья Свободненского городского судаО.С.Соколинская