Решение по гражданскому делу



--

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

--г. Свободный

Свободненский городской суд Амурской области в составе председательствующего судьи Соколинской О.С.,

при секретаре судебного заседании Черновой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению

Наволочкиной Надежды Васильевны к Администрации г. Свободного, Муниципальному унитарному предприятию «Теплосеть-1» г. Свободного о признании решения приемочной комиссии от -- об отказе в приеме системы отопления в связи с переустройством незаконным и обязании принять выполненные работы.

у с т а н о в и л:

Наволочкина Н.В. обратилась в суд с исковым заявлением к МУП «Теплосеть-1» об оспаривании решения должностного лица.

-- истица уточнила требования, согласно уточненным требованиям она просит суд признать решение приемочной комиссии от -- о том, что переустройство системы отопления в -- по пер. Кирпичному -- городе Свободном Амурской области не соответствует представленному проекту незаконным и обязать комиссию осуществить приемку выполненных работ.

Определением суда от -- в качестве соответчика привлечена администрация города Свободного.

Свои требования истица мотивировала следующим.

-- директор МУП «Теплосеть 1» отказал ей в согласовании переустройства системы отопления в ее -- по пер. -- --.

-- приемочная комиссия, созданная при администрации -- составила акт -- о завершении переустройства и (или) перепланировки жилого (нежилого) помещения, и (или) иных работ в переводимом помещении, в котором указала, что работы по переустройству и (или) перепланировке жилого помещения не завершены. И не соответствуют представленному проекту, перечню работ, а именно: выполнены работы по демонтажу радиаторов отопления и замене стояков отопления, не предусмотренные проектом и техническими условиями.

По мнению истицы, указанное решение является незаконным, необоснованным и подлежащим отмене.

Решением администрации города Свободного -- от -- согласовано переустройство в ее квартире системы отопления с установлением срока производства ремонтно-строительных работ до -- и с соблюдением требований акта -- от --.

Согласно акту -- от -- комиссии, назначенной Постановлением главы администрации города Свободного от -- --, комиссия, рассмотрев представленные ею документы, приняла решение о целесообразности переустройства системы отопления в ее квартире.

Данные документы никем не оспорены. В соответствии с полученными документами от администрации она обратилась в управляющую компанию ООО «Жилсервис», которая выдала ей технические условия. Согласно техническим условиям ООО «Дальэлектромонтаж» разработал по ее заявлению проект переустройства системы отопления в ее квартире. Проектом предусмотрено, что в квартире будет установлено электроотопление и отключено водяное отопление. Данный проект был представлен администрации на рассмотрение вместе с другими документами, необходимыми для получения разрешения на переустройство.

Необходимость замены отопления обусловлена тем, что она страдает от холода и отсутствия горячей воды в квартире, зимой при постоянно включенном обогревателе температура не поднималась выше 12 градусов. Квартира у нее расположена на пятом этаже, поэтому довод комиссии о том, что она демонтировала стояки отопления несостоятелен, так как стояков отопления в квартире нет.

Скидка, которая предоставляется один раз в год, после многочисленных вызовов комиссий, является несущественной, по сравнению с тем, какие неудобства она испытывает, как потребитель, от некачественных услуг. Тем самым нарушаются санитарные правила, она не может помыться и согреться в квартире, вынуждена тепло одеваться и спать в теплой одежде, водонагреватели и электрообогреватели работают круглосуточно. Как потребитель коммунальных услуг, она недовольна качеством предоставления услуг по отоплению, предоставляемых МУП «Теплосеть» и поэтому желает платить больше за потребленную электрическую энергию в связи с установлением электроотопления другой организации.

Согласно Федеральному Закону «Об общих принципах организаций местного самоуправления», администрация на территории города организует подачу тепловодоснабжения согласно санитарных правил, а также обслуживающая организация должна поддерживать температурный режим горячей воды и отопления.

В апреле 2010 года ею были направлены письма на имя начальника РЭУ-3, МУП Теплосбыт, главе администрации города Каминскому Р.В., МУП «Жилсервис» с посьбой отключить в ее квартире водяное отопление, так как из-за некачественных услуг, она желает установить в своей квартире электроотопление, которое более эффективно.

После того, как она своими силами демонтировала радиаторы водяного отопления, комиссия РЭУ-3 составила соответствующий акт от -- о демонтаже, после чего в квартире была установлена новая система отопления - кварцевые электронагреватели, о чем были сделаны соответствующие изменения в техническом паспорте квартиры.

-- она получила письменный ответ от МУП «Теплосеть-1», объясняющий причину отказа, который считает необоснованным.

-- она подала заявление главе города с просьбой выдать разрешение на ввод в эксплуатацию новой установленной системы отопления.

С отказом администрации подтвердить завершение переустройства системы отопления в квартире она категорически не согласна. На переустройство системы отопления ею были затрачены большие средства, много времени, сил и нервов на доказательство в разных инстанциях того, что жить в течение долгих лет без горячей воды и нормального отопления невозможно. Теперь в преддверии зимы она осталась без централизованного отопления и вынуждена пользоваться электроотоплением без акта приемочной комиссии о вводе в эксплуатацию новой системы отопления.

В судебном заседании истица на исковых требованиях настаивала.

Представитель ответчика МУП «Теплосеть-1» Давыденко А.В., действующая на основании доверенности -- от --, в судебном заседании пояснила, что предприятие не признает требования Наволочкиной Н.В. по следующим основаниям.

МУП «Теплосеть-1» на основании Постановления главы администрации -- от -- осуществляет с -- уставную деятельность по продаже тепловой энергии юридическим лицам и физическим лицам, проживающим в многоквартирных домах.

Истица обратилась в администрацию города с заявлением о перепланировке квартиры. Комиссия, назначенная Постановлением главы администрации --, рассмотрев предоставленные ими документы, приняла решение о перепланировке (переустройстве) жилого помещения с проведением работ по переустройству системы отопления сроком до --. Проектом переустройства -- по пер. Кирпичный, 73, предусмотрена только установка электронагревательных приборов, при этом данный проект не содержит мероприятий по отключению и демонтажу системы водяного отопления, а также не предусмотрены работы по утеплению стен, потолков и пола, не произведен гидравлический расчет системы отопления жилого дома с учетом отключения радиаторов в квартире у истца. В нарушение условий проекта, истица демонтировала радиаторы отопления.

Так как, батарея отопления является общим имуществом и ее изъятие приведет к уменьшению общего имущества многоквартирного дома, то инициатор может осуществить перепланировку только с согласия всех собственников помещений в жилом доме, что не было сделано Наволочкиной Н.В. В связи с тем, что истицей были выполнены работы по перепланировке жилого помещения с отступлением от разработанного проекта (произведен демонтаж отопительных приборов), это обстоятельство явилось основанием для отказа в подписании акта приемки помещения в эксплуатацию.

Представитель ответчика администрации г. Свободного Павлова Т.В., действующая на основании доверенности от --, иск не признала, мотивируя следующим.

Согласно части 1 статьи 25 Жилищного кодекса Российской Федерации «Переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. При этом состав документов предоставляемых заявителем в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого жилого помещения для проведения переустройства определяется частью 2 ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации и включает в себя (применительно к рассматриваемому случаю) заявление о переустройстве; правоустанавливающие документы жилое помещение; подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства; технический паспорт жилого помещения. Указанные документы истицей были представлены. Однако Наволочкиной Н.В. в заявлении о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения не указано, что желает она осуществить. С учетом представленных документов решением администрации г.Свободного истице было дано согласие на переустройство системы отопления с обязанием заявителя осуществить переустройство системы отопления в соответствие с проектной документацией. О каких-либо работах по демонтажу радиаторов центрального отопления в представленном проекте на переустройство указано не было.

-- истица обратилась с заявлением о разрешении на ввод в эксплуатацию новой системы электроотопления квартиры, взамен водяного отопления. Работы, рекомендованные ООО «Жилсервис» г. Свободного по переоборудованию электроснабжения квартиры, выполнены в полном объеме.

Хочется отметить, что комиссия по вопросам переустройства, перепланировки и перевода жилых/нежилых помещений в нежилые/жилые рассмотрела документы, согласовала переустройство системы отопления в соответствии с проектом электроснабжения квартиры по --. Работы по установке новой системы электроотопления квартиры, взамен водного отопления и какие то работы, рекомендованные ООО «Жилсервис» г. Свободного по переоборудованию электроснабжения квартиры не предусмотрены указанным проектом. Решение от -- -- содержит пункт 3, в котором указано, что заявитель (истица) обязан осуществить переустройство жилого помещения в соответствии с проектом и с соблюдением акта от -- --.

По мнению администрации, истица самовольно выполнила работы по установке новой системы электроотопления квартиры, взамен водяного отопления. В связи с чем, издан акт приемочной комиссии о завершении переустройства и (или) перепланировки жилого (нежилого) помещения, и (или) иных работ в переводимом помещения от -- -- об отказе в принятии работ по демонтажу радиаторов отопления и замене стояков отопления.

Установка альтернативных источников отопления и отключение радиаторов централизованного отопления является переустройством жилого помещения. Истец неверно трактует понятие переустройства. Согласно Правил и Норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от -- --, переустройство и перепланировка являются переоборудованием жилого помещения. При этом переоборудование включает в себя установку электрооборудования повышенной мощности. Согласно п. 1.7.1 «Правил» переоборудование жилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке. Переоборудование и перепланировка жилых помещений, ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и установленного на нем оборудования, нарушению противопожарных устройств, не допускается.

Пункт 53 Правил «О предоставления коммунальных услуг», утвержденных постановлением Правительства РФ -- от -- указывает, что самовольно присоединяться к внутридомовым инженерным системам или присоединяться к ним в обход коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборов учета, вносить изменения во внутридомовые инженерные системы без внесения в установленном порядке изменений в техническую документацию на многоквартирный дом, либо в технический паспорт жилого помещения, не допускается.

Из представленных документов и пояснений истицы следует, что она самовольно демонтировала систему отопления, что подтверждает акт ремонтно-эксплуатационного предприятия. Кроме того, истцом не представлено экспертного заключения об отсутствии дефектов.

Представитель третьего лица МУП «РЭП --» г. Свободного, в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения материалов дела, о причинах неявки не сообщил. Согласно телефонограммы от -- просит рассмотреть материалы дела в отсутствие своего представителя.

Представитель ООО «Жилсервис» УК» Поповкина О.В., действующая на основании доверенности от --, иск не признала и показала, что Наволочкина Н.В., жилец -- по пер. Кирпичному, 73, обращалась с заявлением о замене системы теплоснабжения. По смыслу ст. 26 ЖК РФ переоборудование системы отопления в квартирах подразумевает замену прежней системы отопления на новую, в данном случае необходимо разрешение на демонтаж радиаторов водяного отопления. Истице были выданы технические условия на подключение электрической системы отопления к сетям энергоснабжения. В настоящее время радиаторы системы водяного отопления в квартире демонтированы, разрешение на демонтаж не выдавалось. Однако теплоноситель проходит по стоякам в этой квартире, поэтому само по себе отсутствие радиаторов не оказывает негативного воздействия на функционирование общей системы отопления дома, подача тепла в остальные квартиры происходит в прежнем режиме.

Специалист П показал, что работает заместителем директора ООО «Дальэлектромонтаж» по техническим вопросам. К ним обратилась Наволочкина Н.В. с просьбой разработать проект оборудования квартиры электрическими обогревателями. Заявительница принесла технические условия на подключение к сетям энергоснабжения, акты разграничения балансовой принадлежности электросети. С учетом требований пожарной безопасности, технической безопасности при эксплуатации устанавливаемых нагревателей был выполнен проект электроснабжения квартиры, оборудованной электронагревателями. При разработке проекта не рассматривался вопрос об отключении отопительных приборов водяного отопления. Проекты были разработаны только с точки зрения соответствия электротехническим требованиям подключаемой системы отопления. Проект был выполнен -- и согласно схемы электроснабжения электронагреватели располагаются на стенах на месте ранее расположенных радиаторов отопления. После проведения монтажных работ предприятием были проведены испытания новой системы отопления на предмет готовности электромонтажных работ, о чем составлены соответствующие протоколы и акт. Согласно акту технической готовности электромонтажных работ отступлений от проекта не имеется.

Выслушав доводы сторон, показания специалиста П, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Свидетельством о государственной регистрации права -- от --, выданным Управлением Федеральной регистрационной службы по Амурской области подтверждается, что Наволочкина Н.В. является собственником -- по пер. Кирпичному в г. Свободном.

В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно части 4 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Правоотношения, возникающие при переустройстве и перепланировке жилых помещений, регулируются нормами главы 4 ЖК РФ. Основным источником права, регулирующим отношения по теплоснабжению, является § 6 главы 30 ГК РФ.

Согласно части 1 ст. 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

Согласно Приложению 2 к Инструкции о проведении учета жилищного фонда в РФ, утвержденной приказом Минземстроя РФ от -- N 37, в техническом паспорте квартиры указывается вид отопления, как один из параметров технического описания основных конструктивных элементов жилого помещения.

Таким образом, замена системы отопления отвечает признакам переустройства жилого помещения, поэтому, при совершении таких действий собственником жилого помещения необходимо применение процедур гл. 4 ЖК РФ.

Сторонами не оспаривается и подтверждается материалами дела, что для переустройства системы отопления в своей квартире истица Наволочкина Н.В. -- предоставила необходимые документы в администрацию г. Свободного, и после согласования ей был выдан акт -- от -- за подписями должностных лиц администрации г. Свободного о целесообразности проведения переустройства системы отопления в -- по пер --, 73 до --.

Также по результатам рассмотрения представленных документов Администрацией принято решение от -- о согласовании переустройства жилого помещения истицы в соответствии с представленным проектом.

Таким образом, суд приходит к выводу, что процедуру согласования переустройства системы отопления, предусмотренную статьями 26, 27 ЖК РФ, истица Наволочкина Н.В. прошла надлежащим образом, законность ее действий в этой части никем не оспаривается.

Указанные обстоятельства не оспаривались и представителями ответчиков в судебном заседании.

Согласно части первой ст. 28 ЖК РФ завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии.

Характер заявленных истицей требований позволяет утверждать, что она обжалует действия приемочной комиссии, созданной при администрации города Свободного, ответственной за подписание акта, выразившиеся в том, что должностные лица комиссии не подтвердили завершение переустройства системы отопления в ее квартире.

Поэтому, суд полагает, что при рассмотрении данного дела возможно применить часть 3 ст. 246 ГПК РФ, в соответствии с которой при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан доводами и основаниями заявленных требований.

В соответствии со статьями 39 и 156 ЖК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с п. 6 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме» в состав общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.

Согласно ч. 1 ст. 36 ЖК РФ к общему имуществу в многоквартирном доме относятся, в частности, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

В соответствии с ч. 1 ст. 290 ГК РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.

Поэтому, оборудование, находящееся в многоквартирном доме, может быть отнесено к общему имуществу в случае, если оно обслуживает более одного жилого или нежилого помещения.

Подпунктом "д" п. 2 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме» определено, что в состав общего имущества включены механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).

Согласно п. 5 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме» в состав общего имущества входят внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.

Суд, проанализировав положения п. 6 Правил во взаимосвязи с подпунктом "д" п. 2 и п. 5 этих Правил, приходит к выводу о том, что в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются лишь те обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), которые обслуживают более одной квартиры (находятся за пределами квартир на лестничных клетках, в подвалах и т.д.). Обогревающие элементы внутридомовой системы отопления, обслуживающие только одну квартиру, не включаются в состав общего имущества собственников многоквартирного дома.

Поэтому, суд считает необоснованными доводы ответчиков о том, что для демонтажа радиаторов отопления в своих квартирах истцы должны были получить согласие остальных собственников квартир в этом доме.

Вместе с тем, учитывая, что приборы отопления (радиаторы) в каждой из квартир служат не только для обогрева помещений, но и для транзита теплоносителя по системе отопления дома в другие помещения дома, суд считает, что для демонтажа этих элементов системы отопления (радиаторов), которые имеют отключающие устройства, расположенные на ответвленных от стояков внутридомовой системы отопления и обслуживают одну квартиру, также необходимо получение разрешения собственником на переустройство жилого помещения в установленном порядке (ст. 26 ЖК РФ).

Из представленного истицей проекта переустройства системы отопления в ее квартире в совокупности с пояснениями специалиста П следует, что при разработке проекта вопрос о демонтаже радиаторов централизованного отопления не рассматривался и имеющимся проектом такой демонтаж не был предусмотрен.

Из пояснения представителя ООО управляющей компании «Жилсервис» следует, что переустройство системы отопления в квартире истицы подразумевало замену радиаторов водяного отопления на кварцевые электрообогреватели.

Как утверждает истица, разрешение на демонтаж радиаторов отопления было получено ею устно от управляющей компании, так как ей не надо две системы отопления. Установка новой системы отопления, влечет за собой отключение старой. По мнению суда, такое разрешение нельзя считать соблюдением процедуры согласования переустройства, поскольку управляющая компания органом местного самоуправления не является.

При таком положении суд считает, что демонтаж истцами радиаторов отопления подпадает под признаки самовольного переустройства, поэтому к рассматриваемым правоотношениям применимы нормы ст. 29 ЖК РФ о последствиях самовольного переустройства и (или) самовольной перепланировки жилого помещения.

В соответствии со ст. 29 ЖК РФ самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 ст. 26 ЖК РФ, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 26 ЖК РФ. Самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее жилое помещение лицо несет предусмотренную законодательством ответственность. Собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование. На основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.

Как установлено, администрация г. Свободного, осуществляющая согласование переустройства системы отопления в квартире Наволочкиной Н.В., не устанавливала ей срок для приведения системы отопления в прежнее состояние и не требовала этого.

При рассмотрении настоящего иска ответчики не представили доказательств того, что отсутствие радиаторов водяного отопления в квартире истицы нарушает права и законные интересы других граждан либо создает угрозу их жизни или здоровью. Из доводов представителя управляющей компании ООО «Жилсервис» следует, что отсутствие радиаторов централизованного отопления в квартире Наволочкиной Н.В. не оказывает негативного воздействия на функционирование общей системы отопления дома, подача тепла в остальные квартиры происходит в прежнем режиме.

Таким образом, по мнению суда, жилое помещение истицы может быть сохранено в переустроенном состоянии системы отопления.

Суд, ознакомившись с содержанием оспариваемого акта -- от -- и распоряжением -- от -- администрации города Свободного, предоставленным по запросу суда о создании приемочной комиссии, достоверно установил следующее.

Указанным распоряжением назначена постоянно действующая приемочная комиссия при администрации города Свободного по приемке в эксплуатацию законченных строительством и реконструируемых объектов. В состав комиссии входит 14 (четырнадцать) должностных лиц различных учреждений города Свободного, в том числе администрации города Свободного.

Из пояснений представителя администрации Павловой Т.В. в судебном заседании, судом установлено, что каких-либо изменений в распоряжение -- от -- с момента его издания до настоящего времени не вносилось.

Изучив список лиц, указанных в распоряжении -- от -- и список лиц, указанных в акте -- от --, судом достоверно установлено, что акт -- от -- подписан не правомочными лицами, так как они не являются членами указанной комиссии, созданной при администрации.

При таких обстоятельствах, суд считает необходимым исковые требования Наволочкиной Н.В. удовлетворить и обязать администрацию г. Свободного осуществить приемку выполненных работ по переустройству системы отопления в квартире истицы и составить акт о завершении переустройства в соответствии со ст. 28 Жилищного кодекса РФ.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковое заявление Наволочкиной Надежды Васильевны к Администрации --, Муниципальному унитарному предприятию «Теплосеть-1» -- о признании решения приемочной комиссии от -- об отказе в приеме системы отопления в связи с переустройством незаконным и обязании принять выполненные работы, удовлетворить.

Обязать Администрацию г. Свободного осуществить приемку выполненных работ по переустройству системы отопления в жилом помещении по адресу: г. Свободный, переулок -- -- составить акт о завершении переустройства системы отопления в жилом помещении в установленном порядке.

В части требований к Муниципальному унитарному предприятию «Теплосеть-1» отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Амурский областной суд через Свободненский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено --.

Судья Свободненского

городского судаО.С.Соколинская

--

--

--

--

--

--

--

--

--

--

--

--

--

--

--

--

--