Решение по гражданскому делу



№ 2-1955/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

--город Свободный

Судья Свободненского городского суда Амурской области Гордельянова Н.В.,

с участием старшего помощника прокурора г. Свободного Бесединой Т.А.,

при секретаре Жигайловой Л.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению

прокурора города Свободного, действующего в интересах К к администрации города Свободного об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма,

у с т а н о в и л:

Прокурор г. Свободного, действующий в интересах К, обратился в Свободненский городской суд Амурской области с исковым заявлением к администрации города Свободного о понуждении предоставить жилое помещение в черте города Свободный, отвечающее санитарным и техническим условиям, по нормам, установленным в городе Свободный, по договору социального найма.

Требования по иску прокурор Беседина Т.А. мотивирует следующим.

В прокуратуру города Свободного поступило заявление К с просьбой о защите его жилищных прав и интересов как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Проведенной проверкой было установлено, что решением Свободненского городского суда от -- мать К – С лишена родительских прав, отец К записан со слов матери, что подтверждается справкой о рождении.

Постановлением главы администрации г. Свободного от -- несовершеннолетний К был поставлен в очередь на внеочередное получение жилого помещения по достижению совершеннолетия.

В -- году К закончил высшее государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Финансовая академия при Правительстве РФ».

Согласно ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ч. 3 ст. 4 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждение или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди жилой площадью в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления.

Частью 3 ст. 4, ст. 5 Закона Амурской области «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что финансовое обеспечение дополнительных гарантий для указанной категории детей, являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации и выделяются из бюджета области в виде субвенций.

К с момента признания его оставшегося без попечения родителей не имел закрепленного жилья и в 1997 году был поставлен на учет в качестве нуждающейся в жилой площади.

В настоящее время К на основании постановления -- от -- состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, в собственности жилого помещения не имеет.

К в судебном заседании поддержал исковые требования и доводы, высказанные прокурором.

Представитель администрации г. Свободного Т, действующий на основании доверенности от --, исковые требования не признал и суду пояснил следующее.

В соответствии со ст. 34 ГК РФ органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Полномочия органа опеки и попечительства в отношении подопечного возлагаются на орган, который установил опеку или попечительство. При перемене места жительства подопечного полномочия органа опеки и попечительства возлагаются на орган опеки и попечительства по новому месту жительства подопечного в порядке, определенном Федеральным законом "Об опеке и попечительстве".

Согласно ст.6 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Органы опеки и попечительства осуществляют свои права и исполняют свои обязанности в соответствии с нормативными правовыми актами, определяющими статус этих органов. Органы местного самоуправления муниципальных образований (в том числе органы местного самоуправления поселений), на территориях которых отсутствуют органы по опеке и попечительству, образованные в соответствии с настоящим Федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации могут наделяться полномочиями по опеке и попечительству. Органы местного самоуправления наделяются указанными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

В соответствием с ч. 1 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Статьей 5 указанного закона предусмотрено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 4 Федерального закона «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», статье 38 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе осуществлять государственные полномочия в пределах переданных финансовых средств на их реализацию, то есть несут ответственность за невыполнение соответствующего закона в пределах лимитов бюджетных обязательств.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584 «О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года» предусмотрено, что на субъект Российской Федерации может быть возложена обязанность за неисполнение федерального закона только в пределах предоставленной на эти цели финансовой помощи из федерального бюджета.

Законом Амурской области от 25.03.2008 N 10-ОЗ (ред. от 18.11.2009) «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Амурской области» предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных районов наделяются государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних лиц, на неограниченный срок.

Средства на реализацию государственных полномочий предусматриваются в составе фонда компенсаций областного бюджета в виде субвенций.

В соответствии с пунктом 3 статьи 6 названного Закона, Постановлением Правительства Амурской области от 26.04.2008 N 93, главным распорядителем средств областного бюджета по предоставлению субвенции на реализации полномочий в сфере организации и осуществления деятельности по оп попечительству в отношении несовершеннолетних лиц является министерство образования и науки области.

Главный распорядитель средств областного бюджета по предоставлению субвенции на основании сводной бюджетной росписи областного бюджета, лиц бюджетных обязательств и в пределах объемов финансирования перечисляет субвенцию муниципальным районам.

Субвенции перечисляются в установленном для исполнения области бюджета порядке на счет бюджета муниципального образования. Порядок расходования субвенций устанавливается Правительством области.

Средства, поступающие из областного бюджета, отражаются в доходной части бюджета муниципального образования. Средства на реализацию полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

В соответствии с ч. 5 ст. 19 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Ч. 3 ст. 20 указанного закона предусмотрено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Делегирование (наделение) государственно властными полномочиями в области предоставления дополнительных гарантий детям-сиротам муниципальному образованию в порядке, предусмотренном ч. 6 ст. 19 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ не было осуществлено. Таким образом, наделение полномочиями в ч. 3 ст. 4 Закона Амурской области от 11.04.2005 N 472-ОЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не является соответствующим законодательству. На основании изложенного администрация г. Свободного просит суд отказать в удовлетворении заявленных требований.

Представители Министерства финансов Амурской области, Министерства образования и науки Амурской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просили.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав нормы права, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением с заявлением или вступить в дело на любой стадии процесса, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов общества и государства.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.

Право прокурора на обращение в суд с заявлением предусмотрено и ст. 45 ГПК РФ, в соответствии с которой прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечение права на жилище в государственном и муниципальном жилищном фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образование.

Учитывая изложенное, а также то, что К обратился к прокурору города Свободный с заявлением, суд полагает, что у прокурора имеется право на обращение в суд в защиту интересов К

В судебном заседании установлено, что К является лицом, оставшимся без попечения родителей. Указанные обстоятельства признаются и не оспариваются всеми участниками процесса и подтверждаются имеющимися в деле доказательствами.

Из решения Свободненского городского суда от -- следует, что С лишена родительских прав в отношении К.

С -- года по -- года К находился на обучении в Финансовой академии при Правительстве РФ.

На основании постановления главы администрации города № 122 от 19.02.1997г. «О постановке на очередь на получение жилого помещения К», К, -- рождения, признан нуждающимся в жилом помещении для предоставления жилого помещения по договору социального найма; включен в список на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ч. 1 ст. 7, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39 ч.1).

Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 10 октября 2002 года № 258-О, осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенных категорий граждан (детей-сирот, нетрудоспособных, малообеспеченных и др.), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию. Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры устанавливаются законом (статья 39,ч. 2 Конституции Российской Федерации), в том числе исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовых и иных средств и возможностей.

Федеральный закон ««О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Как указано в его преамбуле, определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

К последним названный Федеральный закон относит лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите (абз. 4 ст. 1 ).

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации, ст. 5 Закона РФ от 24 декабря 1992 года № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики» граждане Российской Федерации имеют право на жилище.

Как установлено в судебном заседании, подтверждается материалами дела, не оспаривается участниками процесса, жилое помещение по договору социального найма истцу, как лицу, оставшемуся без попечения родителей, предоставлено не было, в связи с чем, прокурор города Свободного, действуя в интересах К, обратился с указанными требованиями в суд.

В силу п.2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях, в том числе и учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. При этом по смыслу указанной статьи такая обязанность возложена на органы местного самоуправления.

В соответствии с п.2 ч.1 ст. 8 Федерального закона РФ №159-ФЗ от 21 декабря 1996 года ««О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно абз.1 ч. 3 ст. 4 Закона Амурской области «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 471-ОЗ от 11 апреля 2005 года дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети переданные в приемную семью, детские дома семейного типа, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди жилой площадью по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленного органами местного самоуправления, и в порядке, определенном губернатором области.

Постановлением Губернатора Амурской области от 04 мая 2009 года №222 утвержден Порядок обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), детей, переданных в приемную семью, детские дома семейного типа, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения.

Указанным Порядком закреплено, что лица, указанные в п. 1, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в идее лишения свободы, однократно обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди жилой площадью по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления.

Министерство образования и науки Амурской области является главным распорядителем средств, выделяемых для финансового обеспечения жилой площадью лиц, указанных в п.1 настоящего Порядка, в пределах средств, предусмотренных законом Амурской области об областном бюджете на очередной финансовый год, на основании сводной бюджетной росписи областного бюджета, лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования. На основании документов, указанных в п. 5 настоящего Порядка, направленных органом местного самоуправления, министерство принимает решение о перечислении денежных средств из областного бюджета для предоставления жилых помещений лицам, указанным в п.1 настоящего Порядка. Орган местного самоуправления после приобретения жилых помещений в муниципальную собственность за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом об областном бюджете на очередной финансовый год в виде субвенции местным бюджетам на реализацию соответствующих государственных полномочий, принимает решение об их предоставлении лицам, указанным в п.1 настоящего Порядка (п.п. 2,3, 7, 8 Порядка).

Учитывая изложенные обстоятельства, в силу п.2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, К имеет право на внеочередное предоставление ей органом местного самоуправления жилого помещения.

Предусмотренные указанным выше Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации (ст. 5).

Постановлением Правительства Амурской области от 15 мая 2008 года № 113 был утвержден Порядок расходования субвенций, предоставляемой бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение жилым помещением детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.

Пунктом 4 Порядка предусмотрено, что органы местного самоуправления после поступления субвенций осуществляют юридически значимые действия по приобретению жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма.

Однако, как установлено судом и подтверждается материалами дела, не оспаривается ответчиком – Администрацией г. Свободного, до настоящего времени жилое помещение К не предоставлено.

Таким образом, суд полагает установленным, что обязанность по внеочередному однократному предоставлению жилого помещения истцу по договору социального найма лежит на органе местного самоуправления, то есть на Администрации города Свободного.

При этом, общая площадь указанного жилого помещения в силу ч. 5 ст. 57 Жилищного кодекса РФ и постановления Главы администрации города Свободный не может быть менее 18 метров общей площади.

Указанную обязанность ответчик с момента постановки К на учет как лица, оставшегося без попечения родителей, в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и до настоящего времени надлежащим образом не исполнил.

При таких обстоятельствах, суд считает требование прокурора города Свободного о предоставлении К. жилого помещения в городе Свободном по договору социального найма обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Доводы представителя ответчика о том, что Администрацией города Свободного осуществлены все юридически значимые действия по приобретению жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; а также о том, что государственные полномочия не были переданы местному самоуправлению надлежащим образом; и что полученные от областного бюджета средства реализованы на приобретение жилья для указанной категории в полном объеме; суд полагает не основанными на законе, поскольку обеспечение вне очереди жилья помещением этих детей не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, наличие указанных Администрацией города Свободный обстоятельств не освобождает ответчика от имеющейся у него законной обязанности по предоставлению жилого помещения истцу.

Суд также учитывает, что действующее жилищное законодательство признает жилым помещением (ч.2 ст. 15 ЖК РФ) изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан, то есть отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

На основании изложенного, учитывая приведенные правила, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Прокурора города Свободного к администрации города Свободного о предоставлении по договору социального найма К жилого помещения в городе Свободный не ниже установленной социальной нормы, не менее 18 кв.м., подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования прокурора города Свободный, действующего в интересах К, к администрации города Свободного об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма, удовлетворить.

Обязать администрацию города Свободный предоставить К жилое помещение в черте города Свободный, отвечающее санитарным и техническим условиям, общей площадью не менее 18 квадратных метров, по договору социального найма.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Свободненский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено --.

Судья Свободненского городского судаН.В. Гордельянова