Решение по гражданскому делу



--

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

--г. Свободный

Свободненский городской суд Амурской области в составе председательствующего судьи Соколинской О.С.,

при секретаре судебного заседания Морозове Д.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению

Куличковой Ольги Викторовны к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Свободном Амурской области о признании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным,

у с т а н о в и л:

-- Куличкова О.В. обратилась в суд с иском к ГУ Управлению ПФ РФ в --, в котором просит суд признать незаконным решение комиссии ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в -- от -- --, которым ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», обязать ГУ УПФР в -- включить оспариваемые периоды работы в специальный стаж и назначить ей пенсию с момента ее обращения, а также взыскать с ответчика судебные расходы в размере 2200 рублей.

Свои требования истец мотивирует следующим.

В сентябре 2010 года она обратилась с заявлением о назначении досрочной пенсии в Управление Пенсионного фонда Амурской области в городе Свободном. Основанием для обращения послужило то, что она в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской федерации» имеет стаж для назначения пенсии в связи с педагогической деятельностью в государственных и муниципальных учреждениях для детей. Однако, решением пенсионного органа -- от -- ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с недостаточностью специального стажа. Так как не были включены периоды её работы:

- с -- по --, с -- по --, с -- по --, со -- по --, -- по --, с -- по --, с -- по --, с -- по --, с -- по --, с -- по -- в связи с тем, что она находилась на курсах повышения квалификации;

- и --, --, так как она находилась в командировке.

С решением пенсионного органа она не согласна, поскольку прохождение курсов повышения квалификации на основании приказа руководителя являются обязательной частью ее трудовой деятельности. В соответствии со ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы и средняя заработная плата по основному месту работы. Согласно ст. 167 ТК РФ при направлении работника в служебную командировку ему гарантируется сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой. Так как, в эти периоды ей выплачивалась заработная плата, в пенсионный фонд уплачивались страховые взносы, то оспариваемые периоды должны быть включены в специальный стаж. В связи, с чем истец обратился с данными требованиями в суд.

В судебное заседание Куличкова О.В. не явилась, извещена о времени и месте рассмотрения материалов дела. Согласно телефонограммы от -- в судебное заседания явиться не может в связи с болезнью, просит рассмотреть материалы дела в ее отсутствие.

Представитель ответчика ГУ-Управления пенсионного фонда РФ в г. Свободном Амурской области Логинова И.Б., действующая на основании доверенности иск не признала, суду пояснила, что в клиентскую службу обратилась Куличкова О.В. с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 указанного закона, лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей не менее 25 лет независимо от их возраста. Для зачета в специальный стаж необходимо, чтобы работа протекала в должностях и учреждениях, предусмотренных Списками. Кроме того, периоды работы истца во время нахождения на курсах повышения квалификации зачтены в страховой стаж. Как льготные данные периоды не проходят, поскольку в соответствии с Постановлением Правительства № 516 от 22 июля 2002 года периоды нахождения работника на курсах повышения квалификации не подлежат включению в специальный стаж. Таким образом, комиссией не засчитаны в специальный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации, в отпуске без сохранения заработной платы, командировке. Требование о возмещении судебных расходов также не может быть удовлетворено, поскольку пенсионный фонд образован в целях создания оптимальной структуры государственного управления финансами пенсионного обеспечения и не располагает средствами на оплату судебных расходов, понесенных истцом по настоящему делу.

Выслушав доводы представителя ответчика, изучив материалы дела и нормы права суд приходит к следующему.

В соответствии с пп. 19 п. 1 ст.27 Федерального Закона № 173 «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 года, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального Закона, лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей не менее 25 лет независимо от их возраста.

В судебном заседании достоверно установлено, что Куличкова О.В. -- обратилась за назначением досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» от -- № 173-ФЗ в связи с педагогической деятельностью в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

Согласно решению об отказе в установлении пенсии -- от -- ГУ – Управления пенсионного фонда в г. Свободном Амурской области. Основанием отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости является недостаточность специального стажа, предусмотренного пп.19 п. 1 ст. 27 указанного Закона.

Согласно записям в трудовой книжке Куличкова О.В. работала учителем истории:

- в средней школе -- в период с -- по --;

- в средней школе -- с -- по --;

- заместителем директора по воспитательной работе и учителем истории в общеобразовательной средней школе -- с -- по --

- директором Муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия --» с -- по настоящее время.

Из специального стажа пенсионным органом исключены периоды работы в должности учителя, заместителя директора и директора:

- с -- по --, с -- по --, с -- по --, со -- по --, -- по --, с -- по --, с -- по --, с -- по --, с -- по --, с -- по -- в связи с тем, что она находилась на курсах повышения квалификации;

- и --, --, так как она находилась в командировке.

Принятие к зачету оспариваемых периодов, по мнению истца, дает ей право на назначение досрочной льготной трудовой пенсии.

Решая вопрос о включении в стаж Куличковой О.В., дающий право на досрочную трудовую пенсию, периодов ее работы в должности учителя истории в средней школе --, средней школе --, заместителя директора в средней школе -- и директора «Гимназии --» во время прохождения курсов повышения квалификации и нахождения в командировке, суд приходит к следующему

Согласно ч.1 ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

Согласно ст.55 Конституции РФ, в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина; права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Право на назначение пенсии педагогическим работникам (работникам просвещения) за выслугу лет установлено постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года (СП СССР 1960 г. № 1, ст. 2; 1972 г. № 17, ст. 87), а в дальнейшем закреплено Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями). В качестве правового основания для пенсионного обеспечения этой категорий трудящихся предусматривалось длительное выполнение определенной профессиональной деятельности, при этом выполнение такой деятельности не связывалось с наименованием учреждения.

Законом РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» были урегулированы основные вопросы, относящиеся к данному виду пенсионного обеспечения: виды профессиональной деятельности и условия, определяющие право на пенсию за выслугу лет, длительность сроков выслуги, необходимой для возникновения права на данную пенсию, ее размер, порядок исчисления, назначения и выплаты.

По смыслу статей 2, 3, 77, 80 и 83 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» во взаимосвязи с другими его положениями право на получение пенсии за выслугу лет законодатель связывает не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой работой, при выполнении которой работник подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных именно спецификой и характером труда.

Статьей 83 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» Правительству РФ было предоставлено право по согласованию с Пенсионным фондом РФ утверждать Списки соответствующих работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги.

Из данного Закона не вытекает, что Правительство РФ наделялось полномочиями самостоятельно регулировать пенсионные отношения этой категории работников и по своему усмотрению устанавливать их пенсионные права, вводить дополнительные по сравнению с законом ограничения права на пенсионное обеспечение за выслугу лет. При осуществлении предоставленных ему полномочий Правительство РФ не только связано законодательными нормами, регулирующими основные вопросы пенсионного обеспечения за выслугу лет, но и обязано учитывать закрепленные в указанном Законе общие принципы пенсионного обеспечения граждан, в частности принцип его всеобщности, а также предписания статьи 15 (часть 1) Конституции РФ, в соответствии с которой законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.

Аналогичная правовая позиция изложена в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 4 ноября 1999 года № 177-О и от 6 декабря 2001 года №310-О.

С 1 января 2002 года вступил в силу Федеральный Закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ. Статья 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» именуется «Сохранение права на досрочное назначение трудовой пенсии отдельным категориям граждан». Подпункт 19 п.1 ст. 27 данного Закона устанавливает, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 данного Закона (для женщин -55 лет), лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Федеральный Закон «О трудовых пенсиях в РФ» предоставляет Правительству РФ право при необходимости утверждать Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается досрочно пенсия по старости, а также правил исчисления периодов работы (деятельности) и назначения пенсии. Воспользовавшись предоставленным правом, Правительство РФ постановлением от 29 октября 2002 года №781 утвердило, действующие в настоящее время «Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение прудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей» и «Правила исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей». Этим же постановлением признаны утратившими силу решения Правительства, которыми были утверждены вышеуказанные Списки 1991 года и 1999 года.

Списком 2002 года предусмотрена работа в должности учителя во всех образовательных учреждениях, в числе которых указаны школы всех наименований, гимназии, лицеи, школы-интернаты и другие учебные учреждения.

Обсуждая вопрос о включении в стаж работы Куличковой О.В., дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, лицам, осуществлявшим педагогическую работу (ст. 27 Федерального закона от -- "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), периодов нахождения на курсах повышения квалификации с -- по --, с -- по --, с -- по --, со -- по --, с -- по --, с -- по --, с -- по --, с -- по --, с -- по --, с -- по --, а также нахождения в командировке --, --, суд приходит к следующему.

Федеральным законом от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" сохранено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости отдельным категориям граждан, которые пользовались таким правом по ранее действовавшему законодательству.

Согласно ст. 27данного Федерального закона граждане приобретают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в частности, при наличии определенного стажа на соответствующих видах работ, правила исчисления которого утверждаются Правительством Российской Федерации.

С учетом особенностей условий труда отдельных категорий граждан, которым трудовая пенсия по старости назначается досрочно в соответствии с вышеназванными статьями, порядок исчисления периодов их работы устанавливается отдельными правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от 11 июля 2002 года.

В силу п. 4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Согласно ст. 167 ТК РФ при направлении работника в служебную командировку ему гарантируется сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.

Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации и время нахождения в командировке является периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.

Судом установлено, что все спорные периоды работы Куличковой О.В. пенсионным органом включены в страховой стаж.

До -- периоды работы конвертировались и уплата страховых взносов на включение в стаж работы льготных периодов не влияла.

Кроме того, за периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации (с -- по --, с -- по --, с -- по --, с -- по --, с -- по --, с -- по --), а также за время нахождения в командировке --, -- страховые взносы перечислялись работодателем, поскольку данные периоды работы включены в страховой стаж истца.

Из изложенного следует, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации и время нахождения в командировке подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.

Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется ст.39 Конституции РФ.

В ст. 55 Конституции РФ установлено, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Следовательно, Куличкова О.В. имеет право на включение спорных периодов работы в специальный стаж.

На основании изложенного, руководствуясь вышеуказанными нормами права, суд считает, что ранее приобретенные пенсионные права Куличковой О.В. должны быть сохранены и при исчислении стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости. На -- педагогический стаж у истца составлял установленные законом 25 лет 0 месяцев 10 дней.

Согласно пп. 19 п. 1 ст. 27 Закона от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего ФЗ лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста, то есть Куличкова О.В. на момент её обращения в ГУ – Управление Пенсионного фонда по г. Свободному имела право на досрочное назначение трудовой пенсии. Поэтому по существу решение ГУ-УПФ РФ по г. Свободному от 19 октября 2010 года № 8949 об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости суд признает незаконным в части исключения периодов работы Куличковой О.В. учителем, заместителем директора и директором во время прохождения курсов повышения квалификации и нахождения в командировке.

В связи с чем, суд находит иск Куличковой О.В. обоснованным, и приходит к выводу о необходимости обязания ГУ – УПФ РФ по -- включить в специальный трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии Куличковой О.В. периоды её работы с -- по --, с -- по --, с -- по --, со -- по --, с -- по --, с -- по --, с -- по --, с -- по --, с -- по --, с -- по --, --, --, и назначить досрочную трудовую пенсию с момента её обращения в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ по городу Свободному Амурской области, то есть с --.

Обсуждая вопрос о взыскании судебных расходов, суд приходит к следующему.

Согласно ст. ст. 98, 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные судебные расходы, в том числе и расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

В соответствии со ст. ст. 88, 94 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела, в том числе на проезд и проживание сторон, понесенные ими с связи с явкой в суд, расходы на оплату услуг представителей, связанные с рассмотрением дела почтовые расходы, другие признание судом необходимыми расходы.

Из смысла ч. 1 и 2 ст. 98 ГПК РФ следует, что возмещение судебных расходов истцу производится в зависимости от удовлетворения (полного либо частичного) заявленных им исковых требований, а ответчику - пропорционально той части исковых требований, в удовлетворении которых истцу было отказано.

Как следует из квитанции -- от -- Свободненской коллегией адвокатов Амурской области от Куличковой О.В. принято 2000 рублей за составление искового заявления, из чека-ордера от -- -- следует, что Куличковой О.В. оплачена государственная пошлина в размере 200 рублей за подачу искового заявления.

Поскольку исковые требования Куличковой О.В. удовлетворены полностью, суд, учитывая сложность и категорию дела, приходит к выводу о том, что судебные расходы обоснованны. Таким образом, с ответчика в пользу истца следует взыскать понесенные ею расходы в виде оплаты за составление искового заявления и государственной пошлины в размере 2200 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковое заявление Куличковой Ольги Викторовны к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Свободном Амурской области о признании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным, удовлетворить.

Признать решение комиссии Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ в городе Свободном Амурской области от -- -- об отказе в назначении пенсии Куличковой Ольге Викторовне незаконным в части не включения в специальный стаж для досрочной трудовой пенсии периодов ее работы с -- по --, с -- по --, с -- по --, со -- по --, с -- по --, с -- по --, с -- по --, с -- по --, с -- по --, с -- по --, --, --.

Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в городе Свободном включить в специальный трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии Куличковой Ольге Викторовне периоды ее работы с -- по --, с -- по --, с -- по --, со -- по --, с -- по --, с -- по --, с -- по --, с -- по --, с -- по --, с -- по --, --, --.

Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в городе Свободном Амурской области назначить досрочную трудовую пенсию Куличковой Ольге Викторовне с момента ее обращения в Государственное учреждение Управление пенсионного фонда РФ по городу Свободному Амурской области, то есть с --.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Свободненский городской суд в течение 10 дней.

Судья Свободненского городского судаО.С.Соколинская