-- Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации -- г. Свободный Судья Свободненского городского суда Амурской области Гордельянова Н.В., при секретаре судебного заседания Морозове Д.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Амурской межрайонной природоохранной прокуратуры, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Федеральному бюджетному учреждению Лечебное исправительное учреждение № 1 УФСИН России по Амурской области о признании незаконной деятельности по сбросу неочищенных сточных вод в реку Зея, обязании получить решение на водопользование по сбросу сточных вод в реку Зея, у с т а н о в и л: Прокурор Амурской межрайонной природоохранной прокуратуры, действующий в интересах РФ и неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ФБУ ЛИУ № 1 УФСИН России по Амурской области о признании незаконной деятельности по сбросу неочищенных сточных вод в реку Зея, обязании получить решение на водопользование по сбросу сточных вод в реку Зея. Свои требования истец мотивирует следующим. Амурской межрайонной природоохранной прокуратурой в ноябре 2010г. при проведении проверки установлены нарушения природоохранного федерального законодательства, допущенных при ведении хозяйственной деятельности ФБУ ЛИУ - №1 УФСИН России по Амурской области. Установлено, что ФБУ ЛИУ - №1 УФСИН России по Амурской области, является лечебным исправительным учреждением. В данном учреждении построены и введены в эксплуатацию -- очистные сооружения БИО-250. Однако, из информации, представленной Амурским бассейновым водным Управлением, установлен факт осуществления ФБУ ЛИУ - №1, сброса сточных вод в реку Зея без решения на водопользование, и как следствие, без установленных условий воздействия на водный объект, предусмотренных п. 2. ч. 3. ст. 22 Водного кодекса РФ. Сброс сточных вод осуществляется через очистные сооружения. Установлено, что в реку Зея осуществляется сброс сточных вод по 1 выпуску (общий объем сброса на -- составил - 54 тыс. куб. м.). Вместе с тем, согласно положению п. 2 ч. 2 ст. 11 Водного кодекса РФ, предоставление водных объектов в пользование для сброса сточных, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется на основании решений. Частью 4 статьи 11 Водного кодекса РФ определено, что предоставление водных объектов, находящихся в федеральной собственности, или частей таких водных объектов в пользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование осуществляется соответственно исполнительными органами государственной власти в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 Водного кодекса РФ. В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Водного кодекса РФ, физическое лицо, юридическое лицо, заинтересованные в получении водного объекта или его части, находящихся в федеральной собственности, собственности субъекта РФ, собственности муниципального образования, в пользование в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 11 Водного кодекса РФ, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные частью 4 статьи 11 Водного кодекса РФ, с заявлением о предоставлении такого водного объекта или такой его части в пользование с обоснованием цели, вида и срока водопользования. В соответствии с ч. 2 ст. 55 Водного кодекса РФ, при использовании водных объектов юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами. Согласно требованиям п.п. 1, 5 ч. 2 ст. 39 Водного кодекса РФ, водопользователи при использовании водных объектов обязаны: не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде; вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти. Исходя из положения п. 3.9 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от -- -- «О введении в действие санитарных правил», сброс в открытые водоемы и на прилегающую территорию неочищенных сточных вод, а также устройство поглощающих колодцев не допускается. Таким образом, осуществление сброса сточных вод по выпуску в реку Зея, расценивается как самостоятельный выпуск сточных вод ФБУ ЛИУ -1 УФСИН России по Амурской области. Кроме этого, у ФБУ ЛИУ - №1 УФСИН России по Амурской области, не согласованы проекты нормативов допустимых сбросов (НДС). В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды», основными принципами охраны окружающей среды являются: презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, соблюдение прав на благоприятную окружающую среду. Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды», размещение и эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. Часть 2 ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды», определяет, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды. Согласно ст. 56 Федерального закона «Об охране окружающей среды», при нарушении предусмотренных главой 7 названного федерального закона природоохранных требований деятельность, осуществляемая с нарушением указанных требований, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст. 80 Федерального закона «Об охране окружающей среды», требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом или арбитражным судом. Согласно ч. 6 ст. 60 Водного кодекса РФ, при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах). Часть 7 названной статьи предусматривает, что нарушение требований к использованию и охране водных объектов влечет за собой ограничение, приостановление или запрещение эксплуатации объектов водохозяйственных в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, другими федеральными законами. В соответствии с ч. 1 ст. 44 Водного кодекса РФ, использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды. Часть 4 названной статьи определяет, что сброс сточных вод и (или) дренажных вод может быть ограничен, приостановлен или запрещен по основаниям и в порядке, которые установлены федеральными законами. Однако, в нарушение выше указанных требований Федерального законодательства, ответчик причиняет вред окружающей среде. В соответствии со ст. 1065 Гражданского кодекса РФ, если причинённый вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность. На основании положения ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции РФ). Таким образом, деятельность по сбросу неочищенных сточных вод в водный объект Федерального значения - реку Зея, незаконна и нарушает ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», которые гарантируют права каждого на благоприятную окружающую среду, её защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на здоровье человека. В соответствии с требованиями ст. 76 Федерального закона «Об охране окружающей среды» споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке. Предъявление настоящего иска прокурором в интересах Российской Федерации и в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц обусловлено тем, что в результате незаконного водоотведения создается реальная угроза загрязнения и истощения указанных водных объектов Амурской области, которые согласно ч. 1 ст. 8 Водного кодекса РФ являются федеральной собственностью. Учитывая, что в данном случае нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц, которым Конституцией РФ гарантировано право на благоприятную окружающую среду, прокурором принято решение о предъявлении в суд иска в их интересах. В судебном заседании прокурор Беседина Т.А. полностью подержала заявленные требования, настаивала на их удовлетворении. Представитель ответчика ФБУ «Лечебное исправительное учреждение № 1 УФСИН России по Амурской области – старший юрисконсульт юридической группы учреждения ФИО3, действующий на основании доверенности -- от --, суду пояснил, что ответчик признает заявленные прокурором исковые требования. При этом указал на то, что в настоящее время ФБУ ЛИУ-1 проводится работа по согласованию проекта нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов со сточными водами. Данный проект нормативов прошел согласование в ГУ «Амурский областной центр по гидрометеологии и мониторингу окружающей среды» и Федеральной службе Роспотребнадзора по Амурской области, а также в Амурском территориальном управлении Росрыболовства г. Хабаровска. В настоящее время проект находится на согласовании в Управлении Росприроднадзора по Амурской области и после чего документация будет незамедлительно направлена в Министерство природных ресурсов Амурской области для получения решения на осуществление сброса сточных вод. Кроме того, прокурором указано на деятельность ФБУ ЛИУ-1 по сбросу неочищенных сточных вод в реку Зея, тогда как сточные воды проходят весь цикл подачи, очистки и обеззараживания через очистные сооружения. Для контроля очистки сточных вод ФБУ ЛИУ-1 заключен договор со Свободненским центром Федерального центра гигиены и эпидемиологии по ж.д. транспорту на оказание услуг по проведению лабораторных исследований сточных вод от очистных сооружений ФБУ ЛИУ-1 в 2010 году, в результате проведения которых по основным параметрам не выявлено превышения предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ в сточных водах от очистных сооружений. Представитель третьего лица – Министерства природных ресурсов Амурской области надлежаще и своевременно извещенного о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просят рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства природных ресурсов Амурской области. Из отзыва на исковое заявление от -- --, оставленного министром ФИО4, следует, что Министерство природных ресурсов области считает заявленные Амурским межрайонным природоохранным прокурором требования законными и обоснованными. В соответствии со ст. 26 Водного кодекса РФ к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области водных отношений отнесено предоставление водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование. Согласно положению о министерстве природных ресурсов Амурской области, утвержденного постановлением губернатора Амурской области от -- -- (в ред. постановления губернатора Амурской области от -- --), министерство природных ресурсов Амурской области определено исполнительным органом государственной власти области, проводящим государственную политику и осуществляющим межотраслевое управление, государственное регулирование, государственный контроль и координацию деятельности в сфере охраны и использования водных объектов. На основании п. 3.53 положения, министерство в пределах полномочий, предоставляет водные объекты или их части, находящиеся в федеральной собственности и расположенные на территории области, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование. ФБУ ЛИУ - № 1 УФСИН России по Амурской области фактически осуществляя водопользование поверхностным водным объектом (сброс сточных вод в р. Зея), с заявлением на оформление разрешительной документации в министерство природных ресурсов области не обращалось. Тем самым ответчик грубо нарушает нормы Водного кодекса РФ и Федерального закона от -- № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». На основании вышеизложенного, Министерство природных ресурсов области считает исковые требования Амурского межрайонного природоохранного прокурора подлежащими удовлетворению. Суд принимает признание иска ответчиком, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц. В силу ч. 3 ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований. Согласно ч. 4 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения может быть указано только на признание иска и принятие его судом. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд р е ш и л: Исковые требования прокурора Амурской межрайонной природоохранной прокуратуры, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Федеральному бюджетному учреждению Лечебное исправительное учреждение № 1 УФСИН России по Амурской области о признании незаконной деятельности по сбросу неочищенных сточных вод в реку Зея, обязании получить решение на водопользование по сбросу сточных вод в реку Зея, удовлетворить. Признать незаконной деятельность Федерального бюджетного учреждения Лечебное исправительное учреждение № 1 УФСИН России по Амурской области по сбросу неочищенных сточных вод в реку Зея. Обязать Федеральное бюджетное учреждение Лечебное исправительное учреждение № 1 УФСИН России по Амурской области получить решение на водопользование по сбросу сточных вод в реку Зея. Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Свободненский городской суд Амурской области в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме. Решение в окончательной форме изготовлено --. Судья Свободненского городского суда Н.В. Гордельянова